1.2 Профессионально – этические принципы поведения журналиста
Журналист – не просто человек, который записывает происходящее на диктофон или видеокамеру, а потом выдает в эфир. Прежде всего, он должен обладать моральными установками и принципами, чтобы сформировать свою позицию. Именно в ней представлены профессионально-нравственные отношения журналиста, которые отражаются в таких категориях, как профессиональный долг – обязательства журналиста перед обществом; профессиональная ответственность – зависимость между работой журналиста и последствиями; профессиональная совесть – зависимость между внутренним состоянием специалиста и результатом его деятельности; профессиональная честь – зависимость между нравственным уровнем профессии и отношением общества к ней; профессиональное достоинство – роль профессии в общественной жизни.
Журналистская деятельность требует от человека постоянных внутренних усилий, так как постоянно ставит его перед выбором. Какими соображениями руководствуется при этом журналист? Принимая решение, журналист, безусловно, должен осознавать ответственность перед человеком и обществом, особенно перед героями самого материала. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации запрещает использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить граждан или отдельные категории граждан исключительно по принципу пола, возраста, расы или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, месту жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями (статья 51). А это значит, что, при написании материала, журналисту необходимо учитывать интересы всего общества, а не только целевой аудитории. Потому как оценки, «ярлыки» и субъективная подача информации могут оказать негативное влияние на людей и вызвать еще большее недоверие к СМИ. Необходимо учитывать, что все социальные группы прежде всего нуждаются в правдивой и объективной информации и имеют право на свою точку зрения, без навязывания со стороны СМИ.
Один из принципов американской журналистики – это запрет на участие профессиональному журналисту в политике, общественных компания и демонстрациях, чтобы не возник конфликт интересов, то есть конфликт доверия к СМИ какой-то части общества. Действительно, для того, чтобы избежать политической ангажированности, заказных материалов и субъективизма необходима полная независимость СМИ, что для России пока неосуществимо. Отсюда и погоня за коммерческими сенсациями, которые приводят к дезинформации аудитории.
Для того, чтобы добиться максимального спроса и доверия у аудитории, журналист должен придерживаться позиции защитника интересов гражданского общества, и, естественно, своевременно предоставлять правду. Журналист должен знать не только характеристики аудитории, на которую он работает, но и стремиться к её непоколебимому уважению. В отношениях журналист-общество необходимо также учитывать следующие моменты:
Отношение к меньшинствам – когда журналист, считающий своей обязанностью показывать «правду и только правду», не отдает себе отчета в том, что представления о правде у разных групп и меньшинств существенно различаются, эффект передачи нередко оказывается противоположен задуманному.
Уважение моральных ценностей и культурных стандартов аудитории.
Уважение права людей на участие в деятельности СМИ, выражение своего мнения.
Укрепление доверия людей к СМИ, содействие открытому диалогу между СМИ и аудиторией, публично принимать справедливые претензии и критику своей деятельности[7].
Более того, такому СМИ как телевидение необходимо соблюдать еще более жесткую культуру отношений со зрителем. Существует даже формула: каково телевидение – таково и общество, поэтому нужно учитывать большое влияние данного СМИ на аудиторию. В первую очередь, телевещанию необходимо установить пределы «шоковой» информации, за которыми снижается порог чувствительности. То есть журналисту необходимо понимать, что:
Не нужно показывать тела погибших крупным планом.
Журналист не должен инициировать события, не зная, какие последствия наступят за этим.
Не показывать людей, которые пытаются использовать телевидение для решения своих проблем (например, угрозы покончить с жизнью из-за того, что человек не может добиться у администрации квартиры). За исключением тех, кто стал героем материала по какой-либо проблеме.[8]
Помимо того, что журналист работает на аудиторию в целом, при подготовке своих материалов, как правило, он раскрывает при помощи героев, взаимоотношения с которыми очень важны и даже требую индивидуального подхода. Придерживаясь этого, автор обязан выполнять такие профессионально-этические нормы:
Придерживаться непредвзятости в своих материалах и при выборе персонажей, не допускается злоупотребление служебным положением журналиста;
Уважать как личность человека. Проявлять в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку;
Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя;
Быть верным реальности, не искажая в материале жизнь героя, помня, что это - лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает;
Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков в сторону героя, а также называть его виновным, даже если это кажется неоспоримым. Недопустимой является клевета.
Самое главное, после написания материала, журналист должен задать себе вопрос: не будет ли стыдно ему встретиться с героем еще раз? Если последует утвердительный ответ, можно сказать, что профессиональная совесть у журналиста чиста.
Также добросовестность предполагается в отношениях журналиста с источником информации, включая в себя: проверку фактов, точное воспроизведение сведений, которые журналист взял из документальных или других источников информации; она исключает подтасовку фактов, бездоказательные суждения, вымысел и фабрикацию материалов. В отношениях «журналист-источник информации» существует масса недоработок. Это и противоречивые методы сбора информации, такие как покупка сведений, подслушивание, скрытые видеосъемки и записи бесед, а также приём «смены профессии», и вопрос: раскрывать источник или скрывать? Основные нормы регулировки отношений журналиста с источниками информации заключаются в:
Использовать для получения сведений законные действия, допуская отступления только в обстоятельствах, когда налицо серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей;
Уважать право физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее предоставление не является обязанностью, предусмотренной законом, не позволять себе бестактности, давления, шантажа;
Указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне; Раскрывать источник информации, когда он сам не желает этого, необходимо по решению суда или в других исключительных случаях;
Выполнять просьбу информатора не делать определенные сведения или документы достоянием гласности во всех случаях, кроме тех, когда информация была искажена намеренно.
Особенно актуальными для журналиста отношениями являются отношения с органами власти. Как отмечает О. Тоффлер, высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают знания, позволяющие «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников».[9] И именно СМИ являются на сегодняшний день основным инструментом достижения властью ее целей, но, помимо этого, с помощью журналистики обеспечивается и оптимальная работа власти в обществе. Для этого необходимо:
Проявлять уважение к власти.
Осуществлять связь между властью и народом.
Отстаивать право независимости журналистики от власти.
Отстаивать право общества на доступ к информации о деятельности власти.
Разоблачать злоупотребления властью.
Опровергать фактами заявления представителей власти если они не соответствуют действительности, осуществлять справедливую критику.
Все исследователи отмечают беспристрастность – как основной принцип журналистики. Таким образом, журналист обязан объективно отражать события, без указания своей точки зрения. Однако с развитием жанров журналистики такой подход не всегда соблюдается, не только в авторских колонках, но и в репортажных и аналитических материалах становится необходимой авторская позиция при анализе событий. Требование объективности на деле невыполнимо уже постольку, поскольку журналист - это, прежде всего, личность. Ведь субъективность - это основное понятие, которое отражает суть каждого человека. Американский исследователь СМИ Дж. Мэррилл утверждает, что «Реальное состояние дел таково, что каждый журналист, комментатор или обозреватель в работе над материалом идёт дальше простого описания фактов. Журналисты не могут быть объективными, даже если они этого захотят. Их индивидуальность неотъемлемо присутствует в материале. Они, например, решают, какие части материала сократить, а какие нет. Они принимают решение о том, на чём заострить внимание, а что сгладить, какие цитаты использовать, а какие нет, что перефразировать, а где использовать прямую речь. Несмотря на то, что такая журналистика не может назваться объективной, в ней нет ничего предосудительного».[10] То есть субъективность журналиста напрямую связана с его мировоззрением, убеждениями и позицией. Как уже было отмечено выше, самая эффективная позиция – это защита прав гражданского общества, причем она должна стоять в основной цели всего издания или программы. Следует отметить и нравственную черту позиции в трактовке Д. С. Авраамова: «помимо основных мировоззренческих принципов в её (позиции - Н. Б.) структуре присутствуют обобщённые знания, идейно-политические и нравственные убеждения. Но многокомпонентность жизненной позиции не исключает её цельности. Причём синтезатором всегда выступает нравственность. Для самого человека позиция - это он сам. Собственные принципы обязательно выступают в нравственной оболочке: «Это исповедую, на том и стою». И поэтому субъективно жизненная позиция совпадает с позицией нравственной. Человек не разделяет в ней знания и нравственность. И то и другое - его личные принципы».[11]