В последние годы материалы газеты содержат много высказываний, расцениваемые как ксенофобские. В результате мониторинга ряда российских СМИ, проведенного Московской Хельсинкской группой и Центром развития демократии газета «Московский комсомолец» признана «безусловным лидером по количеству высказываний, способствующих возбуждению национальной розни» в 2003 году. Журналист МК Александр Минкин подавал иск в отношении спикера Госдумы Бориса Грызлова, посчитавшего после терактов в Москве 29 марта 2010 года, что ряд изданий являются косвенными пособниками террористов. Иск о защите чести и достоинства был отклонён.[15]
2.2 Нарушения профессионально-этических норм в «Комсомольской правде» и «Московском Комсомольце»
Если затрагивать вопрос о нарушении этики журналистами, то сразу же встает другой: а каковы причины? В первую очередь играет роль внутренняя установка человека, его собственные нравственные установки и забота о своей репутации.
Одним из барьеров на пути к установлению практически выполнимых этических норм стоит само законодательство, которое в настоящее время настолько громоздко и противоречиво, что практически не выполняется. Этические кодексы переиздаются и совершенствуются, но не могут охватить все варианты действий и тоже нуждаются в доработке.
Важен вопрос конкуренции. Ожесточенная борьба за читателей между газетами может подтолкнуть редакторов к соблазну: нажать на сотрудников, чтобы те огибали острые этические углы и «цепляли» аудиторию. И когда доходит до этого, если подходить к этике как к вопросу морали, - журналист может быть морален лишь настолько, насколько ему позволяют газета и ее культура. Многие журналисты отождествляют этику с моралью, а не с хорошей деловой стратегией и социальной ответственностью. Как сказал редактор «Независимой газеты» Виталий Третьяков: «Я никогда не поставлю подпись под этим кодексом этики и не знаю ни одного ответственного редактора, который бы сделал это». Третьяков утверждал, что делать бизнес, придерживаясь кодекса этики, равносильно экономическому самоубийству. «Когда речь идет о выживании, этика не принимается во внимание»,- объяснял он.
Как было ранее отмечено, профессиональная этика журналиста - это юридически не фиксируемые положения, т.е. не жестко регламентируемые законодательством, а лишь вопрос нравственного выбора каждого журналиста. Доверие, получаемое журналистом от аудитории, ко многому обязывает, но далеко не каждому удаётся его оправдать. Зачастую пишущий, высказывая свои личные эмоции, категорически утверждает, навязывает своё мнение и проблема субъективности в журналистике приобретает первостепенное значение. В нашей работе рассматриваются некоторые примеры нарушений.
Антиагитация. Как ни странно, но в прессе во время выборов появлялось гораздо больше антиагитационных материалов. Говорилось чаще не о достоинствах «своего» кандидата, а о недостатках соперника.
Например: «Судя по его [Ющенко] рекламной кампании, он чувствует вину, поэтому его участие выглядит формальным. Поэтому и ролик нарисован, а не снят. Он как бы самоустраняется; У Виктора Ющенко самая слабая рекламная кампания. Возможно, он понимает, что на этот раз шанса у него нет…» («Комсомольская правда» 21-28.01.10 «На чем сыграли украинские кандидаты в президенты»).
«Женщина с косой знает, как манипулировать толпой» (подпись под фото Юлии Тимошенко «КП» от 15.09.09)
Агитация. Вторая обширная группа, которая очень просто выделяется из всех материалов, это - открытая, прямая агитация. Журналисты часто выступают за определенных кандидатов, зачастую даже не аргументируя свою позицию:
«Это единственный кандидат [Сергей Тигипко], который показывает реальных людей, способных за него поручиться. Положительный мужчина во всех смыслах, спортсмен, оптимист, динамичный.» («Комсомольская правда» 11.01.10 «Что ждать от украинских политиков»)
Скрытая реклама. Это неявная реклама, рекламирование товаров и услуг посредством интервью, публикаций, радио и телепередач, в которых упоминается рекламируемый товар. При этом сообщаются сведения о предмете рекламы и его производителях. В большинсте странах мира скрытая реклама запрещена, но спрос на размещение именно скрытой рекламы в кино, СМИ, увеличивается.
«Правительство РФ в настоящее время занимается обсуждением вариантов программ по ограничению розничной продажи алкоголя в ночное время» затем
«Один из ведущих производителей на российском алкогольном рынке компания «Хортица» считает, что именно повышение качества выпускаемой продукции и контроль производства способствует нормализации ситуации с потреблением алкоголя в России. В этом году завод завоевал главную награду конкурса в рамках выставки «Продэкспо-2010» («МК_Урал» №12 2010 «Водка по расписанию»).
Проявление предвзятой позиции журналиста.
Не отделение факта от мнения. Очень часто прямое выражение
позиции журналиста заменяется на скрытое. При этом пишущим даются какие-либо аргументы для обоснования его точки зрения, но они, как правило, не являются доказательными к защищаемому или опровергаемому тезису. Проявлением мнений самого журналиста могут служить эмоционально окрашенные слова, оценочность, категорические заявления, приём «подбора фактов» (только положительные или только отрицательные), апелляция к публике или сравнения (чаще всего политических кандидатов).
«А теперь я вам расскажу главное. Знаете, почему Грызлов и Исаев продолжают бодро твердить всю эту чушь? Потому что они считают, что никогда, ни при каких обстоятельствах, ни по какому поводу не будут привлечены к суду» («МК Урал» №17 2010 «А не пора ли в суд, г-н Грызлов?»).
«Реальных конкурентов на фестивале у Михалкова немного…» («КП» 13-20.05.10 «Почему Михалков может получить приз в Каннах»).
Слова-индикаторы. Журналистский текст бывает насыщен
отдельными словами, которые занимают в тексте своеобразное положение и создают определённую установку на его понимание и интерпретацию, незаметно направляя ход мыслей читателя.
«Президент легкого поведения» («МК» май 2010).
«И всего-то есть у Геннадия Андреевича [Зюганова] за душой квартира, да дача», «Жириновский, конечно, гол как сокол» («МК Урал» №21 2010).
Оскорбления чести и достоинства.
Журналист до вступления судебного приговора в законную силу предрешает в своем материале вопрос о виновности подсудимого или иным способом нарушает принципы презумпции невиновности и независимости судей, а также журналист обнародует изображения или конкретные имена несовершеннолетних — подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, не задумываясь об их дальнейшем жизненном пути, без
согласия на то их самих или их законных представителей.
«30-летняя Елена Парубий попалась вместе с двумя коллегами на 2000 долларах, которые принес местный предприниматель» («КП» 19.05.10 «На взятке в 200 долларов попалась родственница депутата»).
«На станции "Третьяковская" подросток из травматического пистолета ранил в голову молодого человека. Виновником происшествия стал 18-летний отпрыск полковника МВД Виталия Макарова – Денис [+фотография].» («МК» май 2010).
Журналист представляет в невыгодном свете гражданина и категорию граждан в связи с их полом, возрастом, расовой и национальной принадлежностью, языком, профессией, местом жительства, отношением к религии.
«Правда, русские отметились в этом клубе драками. В одной участвовали аж пятнадцать человек против пятнадцати казахов…»
«В этом году в Куршавель, по традиции, приехали: настоящие олигархи, «скромные чиновники», топовые артисты, цвет российского шоу-бизнеса, румынские «ночные бабочки», албанские воровки. Вся эта гоп-компания от души зажгла русскую неделю на высоте 1850 метров над уровнем моря» («КП» 7-14.01.10 «Ксения Собчак с новым бойфрендом, а Максим Галкин – с лыжами»).
Вторжение в частную жизнь. Одна из самых противоречивых норм профессиональной этики. Для того чтобы привлечь внимание аудитории, журналист часто не ставит себе никаких пределов в отношении другого лица, особенно если его имя вызывает большой общественный интерес.
«Вера Алентова, скорее всего, сделала очередную пластику лица, смасилифтинг, когда мышцы подтягиваются, блефаропластику. Думаю, ей ввели слишком много геля в носогубные складки, который стал мигрировать и при разговоре поднимается выше. Когда актриса говорит, у нее видны втянутые рубцы у губ. Один глаз кажется больше другого, не до конца закрывается» («КП» 21-28.01.10 «Вера Алентова будет судиться за испорченное лицо?»).
«У Меладзе еще остались чувства к супруге…но возвращаться домой он что-то не спешит..» (МК» №17 2010 «Меладзе не знает, кого перевезет в новый дом: жену или любовницу»).
Излишняя сенсационность. Не соответствие материала заголовку.
«Американцев, замучивших мальчика из Челябинской области, хотят казнить» («КП» 25.05.10 – Далее в статье говориться о том, что пару взяли под следствие).
«Сколько осталось Саакашвили? Нет ничего стабильней падающего в пропасть врага» («МК» №22 2010 – Далее размышления автора о том, что же делать грузинам с Саакашвили).
«Алла Пугачева выбирает свадебное платье» («КП» 27.04.10 – Смысл в том, что Примадонна посетила показ дизайнера Валентина Юдашкина).
«Шокирующее преступление в Воронеже: красавицу Олю зверски убивали, а соседи обсуждали это на лавочке» («КП» 05.04.10 – Далее говориться о том, что убийство произошло рядом с домом, во дворе которого находились люди).
Заключение
Суть профессиональной этики - обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Однако, профессионально – этические нормы представляют собой лишь настойчивые рекомендации. Решение о том, следовать этим нравственным принципам или нет, будет принимать обычный журналист в зависимости от конкретной ситуации. На практике нравственный выбор предполагает определенную свободу в принятии решения, при которой возможны изменения степени правоты и неправоты, поскольку невозможно отыскать решение, подходящее ко всем случаям жизни.