2.2 Разграничение сатирических и юмористических жанров в издании
Все материалы рубрики "Итар-Хатасс" нельзя назвать полностью сатирическими т.к. они не отвечают основным чертам сатиры. Например, материал "Роковая ошибка", посвященный личности Вячеслава Штырова. Автор рассказывает о том, что ему подарили собрание мультиков "Про удава, мартышку, попугая и слоненка", откуда цензурой, еще во времена СССР, были вырезаны самые эффектные сцены, например об истинной длине удава. Но, как утверждает автор, подарок банально перепутали, он должен был достаться "вождю коммунистов" Виктору Зубареву.
Мы не можем отнести этот материал ни к пародии, ни к сатирическому комментарию. Во-первых, мы доподлинно не знаем, как бы смешно это не звучало, были ли подарены президенту мультфильмы, следовательно, в основе материала не лежит факт действительности. Во-вторых, тема не затрагивает общественных интересов, она несерьезна, не имеет социальных последствий. Этот материал можно считать юмореской, здесь смех не является орудием борьбы, он выступает как "смех ради смеха". Какова же мотивация автора в размещении этого материала на полосах газеты, возможно это своеобразное смягчение, автор пытается разбавить критику других материалов полосы.
"Тайна черного чемоданчика" - материал на грани сатиры и юмора. О том, как на пороге Дома Правительства №1 обнаружили подозрительный черный чемоданчик. Автор представляет героев своего материала, это чиновники, он ставит их в придуманную им самим ситуацию. Они решают, "кто же рискнет жизнью ради всех остальных членов кабинета министров". Каждый придумывает себе оправдание, чтобы не стать этим "героем", у кого-то "молодая жена", у кого-то "семья, а еще и … козы!", "кто-то говорит, что не может т.к. "квартира в Москве до сих пор не приватизирована", и все соглашаются, что это весомы аргумент. В итоге "спасать" всех приходится самому Егору Барбарисову, он берет щипцами чемоданчик, но тот случайно падает. В чемодане чьи-то личные вещи, а на полотенце вышиты инициалы, бледнеет, читатели понимают, что саквояж принадлежал самому Барбарисову.
С одной стороны, мы доподлинно знаем, что факт обнаружения чемоданчика на пороге ДП-1 действительно был. Но дальнейшее развитие событий нельзя назвать домыслом, это вымысел автора. Что запрещает нам, считать материал в полной мере публицистическим. Хотя, с другой стороны, постановка героев в такую ситуацию оправдана, благодаря этому автор показывает внутренний мир героев, черты – тщеславия, трусости, их социальное и высокое материальное положение. По сути, автор применяет прием типизации, т.к. характеризует чиновников в общем, к тому же показывает их откровенную глупость, ведь чемоданчик принадлежал самому Барбарисову.
Материал не несет социальных последствий, т.к. содержит вымысел. Однако заставляет читателей в очередной раз посмеяться над действиями чиновников, увидеть их истинное лицо, задуматься над их положением в обществе, об их чрезмерном заработке. Автор не призывает читателей к каким-либо действиям, он только ради смеха показывает истинное лицо чиновников.
Основываясь на данных этой главы, можно сделать вывод о том, что тематика в некоторой мере ограничена вопросами политики и общественной жизни, в рубрике не затрагиваются темы духовности, культуры (в узком смысле слова) и т.п. столь узкую тематику можно объяснить специфичностью жанровых форм.
Факты, лежащие в основе, в основном злободневны и актуальны. Авторы изменяют имена, применяют прием "говорящих фамилий", используют разговорный стиль изложения, часто грубые и даже ненормативные выражения. Журналисты используют в основном малые сатирические формы.
Описательные детали влияют на восприятие читателями материала, создают множество оттенков, несут в себе дополнительный скрытый подтекст.
Материалы не всегда являются сатирическими т.к. в основе материалов в основном лежит не только факт действительности, но и вымысел автора. Некоторые материалы вызывают только откровенный смех, в то время как задачей сатиры является вызвать социальные действия, побудить читателей к чему-то, задуматься над проблемой, сатира – это орудие борьбы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественно-политический еженедельник "Наше Время" является практически единственным изданием в Якутии, которое критикует действия власти республики, посредством использования сатирических жанров.
Сатирические жанры очень эффективны, это обусловлено, в первую очередь, тем, что в них создаётся зримый образ негативного явления, которое той или иной стороной затрагивает интересы целых социальных групп, а часто – и всего общества. Это очень важная особенность сатиры: даже в тех случаях, когда на первый план выносятся индивидуальные образы конкретных носителей зла (например, депутатов), сквозь них обязательно должен вырисовываться портрет явления, слитый воедино из предметно-художественных и логико-публицистических образов.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Тематика ограничена вопросами политики и общественной жизни, в рубрике не затрагиваются темы духовности, культуры (в узком смысле слова) и т.п. столь узкую тематику можно объяснить специфичностью жанровых форм, ведь большая часть громких скандалов, проблем, лежащих в основе сатирических жанров, носит откровенно политический характер.
Можно выделить:
- материалы, посвященные официальным встречам, нормативно-правовым актам (14 материалов)
- связанные с личной жизнью официальных лиц (11 материалов)
- масштабные события, имеющие значение для населения (12 материалов)
Специфика заключается:
- во внимании автора к деталям, характеризующим героев, отображающих их внутренние качества, окружающую среду (например, "по гранитным ступеням дома правительства", автор подчеркивает насколько богаты чиновники, чтобы позволить себе гранитные ступени);
- в переделывании имен героев публикаций, использовании "говорящих" названий, карикатур, как отображения содержания материала.
- язык приближен к разговорному, используются фигуры речи, фразеологизмы, особенно выделим просторечные грубые выражения.
Самым часто употребляемым жанром является сатирический комментарий, это можно объяснить его оперативностью, злободневностью, тем, что в его основе лежит конкретное лицо или событие.
Но в ходе исследования мы пришли к выводу, что не все материалы можно считать сатирическими т.к. они содержат в себе вымысел, не ставят себе задачи вызвать социальные действия. Они используются как юмористическая шутка ради смеха, а не осмеяния недостатков.
Совокупность всех признаков и особенностей, присущих сатирическим материалам газеты "Наше Время", выделенных в данной работе, позволяет считать публикации особенными, специфичными только для данного издания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) "Словарь русского языка", С.И. Ожегов, "Оникс", 976с., 2008
2) "Основы теории журналистики" Е.В. Ахмадулин., ИКЦ "МАрТ", 120с, 2008
3) "О жанрах современной газетной журналистики", А.Кобяков, "АСПО", 127с, 2006
4) "Как написать фельетон" М.Э. Виленский, "Просвещение", 1982
5) "Жанры периодической печати" А.А. Тертычный, 312с., 2006
6) "Сатирическая публицистика" Я.Р. Симкин, ИКЦ "МАрТ", 180с., 2007
7) "Моя журналистика: факт, обращенный в образ" Г.И. Зубков 86с., 2008
8) "Новейший энциклопедический словарь", "АСТ" 1472с., 2007
9) "Технология создания журналистского произведения" Ким М.Н., СПб., Издательство Михайлова, 180с., 2007
10) "Информация: сбор, защита, анализ" Кузнецов И.Н. М., "Яуза"., 178с., 2008
11) "Журналистика как творчество" Олешко В.Ф., М., "РИП-холдинг"., 213с., 2007
12) "Дифференциация жанров газетной публицистики", МГУ., М., 258с., 2008
13) "Автор как стилеобразующая категория публицистического текста" Солганик Г.Я., "Вестник Московского университета" №3, 80с., 2009
14) "Трансформация жанровой структуры современной периодической печати" Тертычный А.А., "Вестник Московского университета, сер. 10 журналистика, №2, 82с., 2009
15) "Жанры в теории и практике журналистики" Шибаева Л., М., "МАрТ"., 115с., 2008
ИСТОЧНИКИ:
16) "Наше Время" №6 18 февраля 2010
17) "Наше Время" №7 25 февраля 2010
18) "Наше Время" №9 11 марта 2010
19) "Наше Время" №10 18 марта 2010
20) "Наше Время" №12 1 апреля 2010
21) "Наше Время" №13 8 апреля 2010
22) "Наше Время" №15 22 апреля 2010
23) "Наше Время" №16 29 апреля 2010