В условиях рынка обострилась конкурентная борьба за частоты и качество звучания, а, следовательно, проблема технического оснащения станций, а также борьба за рекламу – важнейший источник существования радиостанций. На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Однако доля их участия в общенациональном масштабе оказалась невелика и здесь дала знать конкуренция.
Конкуренция заставляет станции искать свои индивидуальные черты, свой неповторимый эфирный образ, который может привлечь внимание пусть небольшой, но постоянной части аудитории. И те станции, которые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей. Найти, завоевать, а затем удержать своего слушателя – такова программная политика станций. И государственные, и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые программы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания.
1.2 Типологическая характеристика современного радиовещания
Важная черта развития СМИ на рубеже XXIвека – образование мощных вещательных корпораций:
1. Русская Медиа-группа (Русское радио, DFM…);
2. Европейская Медиа-группа (Европа плюс, Радио 7, Максимум, Ретро FM…);
3. Вещательная корпорация проф-медиа (Авторадио, Energy, Юмор FM…).
Деление на виды радиовещания обычно производилось по одному или нескольким признакам, чаще всего по формату вещания. Например, попытку классифицировать радиостанции можно найти в работе В. Сухаревой. За основу она берет четыре признака: аудитория, программная политика, принцип формирования сетки вещательного дня и манера ведения эфира. В учебном пособии "Система средств массовой информации" под редакцией Я.Н. Засурского также содержится попытка классифицировать современное российское радиовещание. Существует следующая схема деления радиостанций:
1. По форме собственности:
- государственное радиовещание, включающее центральные общероссийские каналы и муниципальные радиостанции;
К государственному радио относятся радиостанции, которые содержатся на средства всего общества. В их основную задачу в условиях рыночной экономики в идеале входит удовлетворение нужд всего общества, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены частными аудиовизуальными средствами массовой информации.
- радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям;
К этому типу радиовещания относятся радиостанции, которые финансируются частично государством, частично спонсорами (владельцами), частично за счет рекламы. В их задачу не входит коммерческая деятельность как таковая. Они изначально являются нерентабельными с финансовой точки зрения, так как некоммерческое радио является инструментом влияния на наши взгляды и на наше мнение. При этом оно практически не обращает внимания на то, слушают его или нет, т.е. на свой рейтинг и тот факт, интересны его программы для самой широкой публики или нет.
- коммерческие и частные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на:
а.) франчайзинговые (от англ.franchise — привилегия) коммерческие сетевые FM станции - ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Отношения таких региональных филиалов с ведущими вещателями различны. «Европа плюс», например, проводит жесткую программную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характеристикам. Более либеральной позиции придерживается «Русское радио».
б.) местные коммерческиеFM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более).
в.) частные медиа-холдинги;
Частное коммерческое радиовещание имеет своей целью исключительно зарабатывание денег, поэтому все программы этих аудиовизуальных средств массовой информации направлены на удовлетворение вкусов самой широкой аудитории, чаще всего совсем невзыскательных.
- радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур.
2. Классификация по типам радиовещания
При классификации по типу радиовещания за основу берется соотношение в эфире информации и музыки.
а.) Информационное вещание.
При информационном типе вещания музыки в эфире практически не бывает. Обычно - это «закольцованные» выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере поступления и рекламными вставками. Иногда на некоторых радиостанциях к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу. В их эфире обсуждаются различные проблемы общего характера, проводятся интерактивные опросы, звучат телефонные разговоры с радиослушателями, так называемые чаты.
б.) Информационно-музыкальное вещание.
Здесь соотношение информации и музыки где-то 60 - 70% к 30 - 40%, т.е. 60 - 70% информации, 30 - 40% музыки.
в.) Музыкально-информационное вещание.
Здесь соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30 - 40% информации и 60 - 70% музыки.
г.) Музыкальное вещание.
Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное - музыка! Под этот тип вещания можно подвести подавляющее большинство музыкальных коммерческих радиостанций.
3. По охвату аудитории:
- общенациональные и центральные[5];
Программы, которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся:
— государственные радиостанции: «Радио России», вещающее по первому каналу проводного вещания и общенациональной сети, занимает 1-е место по охвату аудитории, его слушают 41% мужчин и 49% женщин; «Маяк», чьи передачи идут по второму каналу проводного вещания и общенациональной радиосети, занимает 3-е место по охвату аудитории — 26% мужчин и 25% женщин.
— коммерческие каналы: на первом месте «Радио Рекорд», «Русское радио», программы которого слушают 29% мужчин и 25% женщин, прочно занимает 2-е место, на 3-ем месте Ретро FM, а на 4-м месте — передачи радиостанции «Европа плюс» — к ним обращаются 25% мужчин и 21% женщин. Таким образом, чаще других станций россияне слушают «Радио России». Его основные респонденты — люди старших возрастных групп, с невысоким уровнем образования, пенсионеры. Радиостанцию «Маяк» слушают люди среднего и пожилого возраста, со средним уровнем образования, проживающие в сравнительно небольших городах.
К «Русскому радио» и «Европе плюс» обращаются чаще всего молодые, высокообразованные люди, студенты.
- региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны;
- локальные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.
4. Классификация по формату вещания
Формат[6] - это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы своей целевой аудитории. Главным признаком определения целевой аудитории является возраст и, как следствие, социальный статус слушателей, например: 25-35 лет, 15-25 лет и т.д. Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыка и имидж эфира, зависящий от многих факторов, в первую очередь таких, как так называемая «музыкальная одежда» эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев или ведущих музыкальных программ, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование.
Представим следующие форматы:
1. АС (Adult Contemporary) - современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория - 25-45 лет. У этого формата есть субформаты:
1.1 Soft AC - мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и малым количеством текущих хитов (тип старое «Ретро»), с целевой аудиторией 30-45 лет;
1.2 Hot AC - горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством текущих хитов, с целевой аудиторией 25-35 лет.
2. CHR (Contemporary Hit Radio) - современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет.
2.1 CHR/Pop - с преобладанием хитов в стиле поп (радио DFM);
2.2 CHR/Rhythmic - с преобладанием ритмичной танцевальной музыки, танцующее радио (тип "Европа Плюс");
2.3 Modern Rock oriented CHR - с преобладанием композиций в стиле современный рок и поп-рок (тип "Максимум"),
3. Rock - Рок-радиостанции, в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-рол и рок с целевой аудиторией 18-35 лет.
3.1 AR (Active Rock) - активный рок и рок-н-рол с достаточно большим каталогом классических песен в этом стиле 70-х - 90-х годов
4. Classical - классическая музыка (тип - самое первое «Радио Классика») с очень узкой целевой аудиторией без возраста;
5. Oldies - ретроформат с целевой аудиторией от 45 лет (тип «Радио Ретро»),
5. По тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам:
а.) радиостанции универсального, или общего, характера;
Программы, которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежную и детскую аудиторию.
В системе государственного радиовещания — это «Радио России», где половину эфирного времени занимают информационные выпуски — «Вести», а остальное информационно развлекательные программы.