В современной полиграфии тиснением называют создание изображения на бумаге, картоне, коже, пластике и других переплетных материалах (ледерин, коленкор, бумвинил) давлением нагретым до определенной температуры клише, с использованием фольги и краски, или без них. Виды тиснения можно классифицировать по степени деформации материала. В настоящее время различают три основных вида тиснения: фольгой, блинтом и конгрев. Каждый вид тиснения может применяться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
Блинтовое (слепое) тиснение — простейший вид тиснения без краски и фольги. Клише вдавливается в поверхность изделия. Образующиеся при этом углубленные элементы изображения лежат в одной плоскости. Для выполнения этого типа работ используют клише с высоким рельефом, чаще всего, латунное или магниевое. Блинт также может выполняться как с нагревом, так и без него. Качество оттиска в основном определяется усилием. Разновидностью блинтового тиснения считают тиснение «плашки», т.е. значительной по площади сплошной поверхности, с целью сглаживания грубой структуры поверхности материала для последующего, более качественного, тиснения фольгой (возможно одновременное тиснение фольгой («выворотка»).
Тиснение фольгой — самое популярное. Принцип тот же, что и у блинтового, но в процессе тиснения на изображение наносится фольга, в том числе несколькими прогонами разных цветов. Изображение получается за счет цвета и высокой кроющей способности фольги, поэтому глубина тиснения небольшая. Тиснение фольгой, благодаря своим широким изобразительным возможностям, является самым распространенным видом тиснения и всегда осуществляется при помощи горячего клише. Фольга от температуры оплавляется и оставляет на поверхности металлический оттиск. Сегодняшний ассортимент полиграфической фольги позволяет реализовать самые смелые дизайнерские решения.
По внешнему виду получаемого оттиска различают несколько типов фольги:
Металлик: золото, серебро, бронза, цветные металлики
Пигмент: матовый или глянцевый (выглядит как краска)
Текстурная: имитирует поверхность поделочных камней, дерева и т.п.; просто разноцветная текстура.
Дифракционная (голографическая) – фольга с разнообразными геометрическими узорами, повторяющимися рисунками, фрагментами надписей, восприятие которых зависит от угла зрения.
Персональная голографическая фольга. Этот тип фольги изготавливается с мастер-матрицы владельца прав на конкретный вид фольги и является достаточно надежным видом защиты документов и изделий.
Фольга различается и по типу адгезивного (клеевого) слоя. Эта характеристика определяет температурный режим работы с ней. Также от типа клеевого слоя зависит, степень стойкости полученного оттиска на каком-либо материале и то, как получаются на этом материале «плашки» и тонкие линии или «просветы». Существует фольга для бумаги и картона, или для пластиков, или для переплетных материалов, или для кожи и т.п.
Конгревное (многоуровневое) тиснение — это получение рельефного изображения без краски и фольги при локальном сжатии материала между нагретой матрицей и холодным пуансоном (контрматрицей), которая представляет собой зеркальную копию матрицы. В процессе тиснения происходит деформация материала между матрицей и пуансоном, в результате чего изображение как бы возвышается над поверхностью материала. При этом элементы изображения лежат в разных плоскостях. Вот почему такое тиснение называется многоуровневым. Носителем информации является специальная форма — клише. Оно может быть полимерным, цинковым, магниевым, медным или латунным. Клише крепится на плиту станка и нагревается до нужной температуры. В случае, если при тиснении используется фольга, клише разогревают до 105-120 градусов. Когда выполняют конгревное тиснение, температура плиты может колебаться от комнатной до 150 градусов, в зависимости от формы оттиска и желаемого результата. Выбор режима нагрева клише при блинтовом тиснении определяется материалом, из которого изготовлено запечатываемое изделие. Если это кожа — то 120-210 градусов, кож. зам. — 80-180 градусов, дерево — 250 градусов. Качество отпечатка, кроме температуры, определяют еще несколько факторов: усилие давления, время контакта клише с материалом и др.
Клише из латуни: Для получения наиболее качественных отпечатков с подробной проработкой деталей клише изготавливают путем механической обработки на специальных станках-граверах. Глубина рельефа при такой обработке определяется задачей, при этом клише для блинтового и конгревного тиснения может быть трехмерным. После окончания автоматической обработки, для получения высокохудожественных клише с тонкой проработкой, может быть произведена ручная доводка. Тиражестойкость, в этом случае, зависит от твердости металла и может быть практически неограниченной. Области применения: — изделия из натуральной и искусственной кожи, изделия из дерева, трехмерный конгрев. Клише из Магния: Для изготовления клише из магния возможно использование различных толщин пластины: 2 мм, 4 мм, 6.35мм, 7 мм. Глубина травления может быть от 0,1 до 3,5 мм (при толщине штампа 6,35мм и 7 мм). Типовые глубины: 0,7мм — для тиснения по бумаге, 1 мм — по картону, 2,5мм — по коже. Минимальная гарантированная толщина линии 0,1 мм (меньшая толщина линий производится, но поставщиком не гарантируется качество оттиска). Максимальный формат штампа (поля включительно) 450*650мм. Магниевые клише обладают низкой себестоимостью, тиражестойкостью около 50000 оттисков, быстротой изготовления, возможностью печати на любом материале от тонкой пленки до кожи, прекрасно подходят для блинта, конгрева, горячего тиснения.
2. Сравнительный анализ программ верстки рекламных буклетов
2.1. Обзор возможностей программы Adobe InDesign
Adobe InDesign — современная профессиональная программа верстки с многообразными характеристиками типографии и развитой системой допечатной подготовки.
Захватив значительную долю рынка растровой и векторной графики, в 1998 году Adobe решила распространить свою экспансию и на рынок профессиональной полноцветной печати. В программе нет ничего такого, что сразу же и безоговорочно могло сразить наповал заядлого приверженца QuarkXPress. Однако те, кто привык к продуктам от Adobe, окунутся в атмосферу того особого уюта, которым веет от каждого творения компании. Среди типографических возможностей — стандартный джентльменский набор, обыденность которого скрашивают такие оригинальные вещи, как новая технология выключки и расстановки переносов в тексте — одно- и многострочная композиция (Single - и Multi-line Composer), висячая пунктуация (optical margin alignment — коррекция расположения определенных символов в тексте с учетом их восприятия глазом), отображение свойств отдельных символов на стандартной унифицированной палитре и отображение позиции табуляции в тексте вертикальной чертой, что значительно облегчает работу по точной установке этих элементов управления.
Что касается дизайна средствами самой программы, то тут потенциал InDesign кратко можно выразить так: это полная копия Illustrator 8. Плюс: в InDesign к тексту применимы различные градиентные заливки. Способ управления, возможности при работе с векторами — все в точности повторяет более известного представителя клана Adobe. Таким образом, InDesign — вполне самодостаточное приложение даже для сложных макетов.
Рассмотрим преимущества InDesign. Программа полностью интегрирована с Illustrator и Photoshop, обеспечивая единую проектную среду, которая не прервет ваш творческий процесс при переходе из одной программы в другую. Соответственно, поскольку информация в альфа-канале при импорте файлов PSD сохраняется, доступно маскирование изображений и управление обтеканием текста вокруг графики. Еще один плюс — чтение документов в формате PDF. Для облегчения перехода на InDesign в него включена поддержка публикаций, собранных в QuarkXPress и PageMaker. Программа — единственная из верстальных пакетов — в стандартной поставке позволяет при печати масштабировать публикацию не пропорционально, а отдельно по горизонтали и вертикали (что необходимо для печати флексографским способом). Большой плюс InDesign — широкая поддержка пользовательских сценариев (AppleScript или Visual Basic Microsoft). Еще одно отличие от конкурентов: при импорте файлов EPS и AI, не содержащих встроенных изображений для предварительного просмотра, в InDesign они создаются «на лету».
Выделим недостатки InDesign. В силу своей модульности и, мягко говоря, не совсем оптимальной работы с большими блоками текста, InDesign представляет собой этакого прожорливого монстра — поедателя машинных ресурсов. В самом деле, рекомендуемые характеристики явно рассчитаны только на начальный уровень работы с программой — для реальной работы мощность компьютера нужна раза в два больше (нормальной будет конфигурация 128 Мбайт оперативной памяти, процессор с частотой не менее 400 МГц). Сейчас предлагается InDesign 1.5 с обновлением до версии 1.5.2, в которой (версия Central Europe — CE) поддерживаются алгоритмы переносов для всех восточноевропейских языков, включая русский. Стоит добавить, что InDesign — экзотика в наших краях, и пройдет еще немало времени, пока *.indd-файлы серьезно обоснуются на наших жестких дисках. Если все же вы настроены решительно, то стоит заранее поинтересоваться, разделяют ли ваш оптимизм в препресс-бюро, где будут выводиться пленки.
Программа InDesign работает на платформах Windows, Mac OS.
В целом можно сказать, что InDesign программа с весьма развитыми типографскими функциями и мощными инструментами для дизайна, что отрицательно сказалось на ее быстродействии.
2.2 Основные характеристики программы верстки PageMaker
Adobe PageMaker — программа верстки полиграфических и электронных изданий, переведенная в разряд бизнес-приложений. Сопровождается сотнями всевозможных шаблонов документов, иллюстрациями и цифровыми фотографиями, использование которых в качестве основы многократно уменьшает время создания документов, не претендующих на особенно изысканный дизайн.