Смекни!
smekni.com

Языковые средства выражения экспрессивности в текстах, блогах В. Соловьева (стр. 4 из 6)

"Много сталкиваюсь с разного рода работниками, занятыми в самых разных отраслях. И вот что удивительно: может мне так "везет", может нет, но как-то все больше и больше людей, которым совершенно наплевать на свою репутацию. В последнее время никого ничего не волнует.

Можно заплатить сколько угодно денег, но все равно смешно даже требовать от людей хоть какое-то качество работы. Людям безразлично. Ни деньги, ни человеческие отношения не играют никакой роли. Страна вырождается со страшной скоростью.

В советское время у людей было хотя бы какое-то представление о том, что есть репутация, что потом смотреть в глаза друг другу придется. Сейчас как будто никакого завтра никогда не будет. "

На основе техники риторических фигур, а также разговорного лексикона и строя речи автор добивается большой воздействующей силы высказывания. Существенно, что в тексте постоянно обеспечивается "многослойность" выразительности: восходящие градации строятся на разговорной лексике, и все это заключено в динамичные ритмические структуры. Уверенность оратора приобретает за счет этого явственную личностно-эмоциональную окраску. С одной стороны это полная, всеобъемлющая уверенность, с другой, речевое сигналы предположительности, сомнения, на всем протяжении текста.

"Выходные. Это всегда изменение ритма, всегда планируемая остановка, но организм не знает что с ней делать.

Просыпаешься зачем-то рано, хотя можешь еще доспать. Лежишь, ворочаешься с боку на бок, а сон не идет. Заставляешь себя еще хотя бы несколько минут оторвать от дня.

Потом все-таки встаешь и пытаешься настроиться на времяпрепровождение, соответствующее дню календаря, но чувствуешь в себе недовольство. Не понимаешь что делать, куда себя девать. Шатаешься, шатаешься, зачем-то ешь, чуть больше чем надо. Зачем-то задерживаешься чуть дольше чем надо на поворотах... глядишь - и день прошел.

А ведь вроде как-то на него рассчитывал, что-то планировал, и почти ничего не успел. И так каждый раз.

Уж легче не думать что этот день выходной, и относиться к нему как к еще одному рабочему. И перенести в ранг работы столь необходимые и важные дела как общение с друзьями. Ну и, конечно, лучше всего весь этот день просто отдать детям, хотя назвать это работой язык не поворачивается. "

"Не верь глазам своим, не верь ушам своим.

С большим любопытством на каком-то из каналов услышал фразу: "Давайте обсудим что делать, чтобы остановить рост цен в России, ведь мы - часть мировой экономики и во всем мире цены растут". И это заявляется на федеральном канале, в программе, претендующей на серьезные политические обсуждения, как я понимаю.

Вроде, не было нигде заставки, что это юмористическая программа...

Так вот, дорогие политпропагандисты, должен вас огорчить: в мире роста цен не наблюдается, в мире наблюдается падение цен. А вот в России рост цен не имеет никакого отношения к мировому финансовому кризису, а имеет прямое отношение ко многим факторам, большинство из которых российского происхождения.

Есть такое страшное слово - монополия.

И какую нашу индустрию ни рассмотришь, почти всюду наткнешься на монопольный сговор.

Но, конечно, попытка объяснить внутрироссийский рост цен мировым закулисьем - это оценка "5". Да здравствует российская пропагандистская машина и ее верные и преданные сыны и внуки! Люди, ку-ку! Хотя, у вас и так настолько перекошенные лица, что даже не надо спрашивать - стыдно ли вам врать? По лицам видно - стыдно. "

Хочется также отметить, что Соловьев внимательно следит за орфографией и пунктуацией в своем блоге, что характеризует его как образованного человека.

При помощи синтаксиса автор создает экспрессивно - окрашенные конструкции. Широко используются восклицательные и вопросительные предложения, предложения с обращением, риторические вопросы. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской. Лексика Соловьева включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы, использует такие словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски, которые показывают принадлежность к публицистическому стилю и содержат отрицательную оценку.

"Я бы даже подумал, что все это случайно, если б потом не услышал в передаче господина Гордона следующую фразу, обращенную к Жириновскому - "И тут я увидел двух бомжей, и они говорят: пойдем в храм или к …", в конце которой Гордон употребил ругательный в русском языке термин для обозначения евреев. А чтобы ни у кого не было сомнений, чтобы никому не показалось, что они ослышались, Гордон повторил это еще раз. При этом, так как передача идет не в прямом эфире, сложно подозревать, что творческая группа этого не видела.

Ну, что же, значит теперь эта терминология на буковку "ж" стала приемлемой на Первом канале. Значит, теперь уже можно. Сначала было можно Приходько отказываться петь с Хором Турецкого, потому что они евреи, а потом - Гордону использовать оскорбительные для еврейского народа клички, получая большое удовольствие от того, что делается это в эфире Первого канала.

Ну, и окончательно, чтобы не было никакой иллюзии, что теперь все можно, просто восхитила меня передача "Прожектор Перис Хилтон", когда Микки Рурк вместе с ликующими от его присутствия ведущими курил и пил в прямом эфире. Жалко, что он не попросил женщину, иначе, наверное, привели бы Юлию Панкратову и она бы, наконец, осуществила свою мечту, судя по тому, как она себя вела во время выпуска новостей. Но вместе с этим хотелось бы поблагодарить Константина Львовича за то, что хотя бы во время интервью с президентом нигде не было видно ни Приходько, ни Микки Рурка с его зубочисткой. Превратить великую страну в подобострастно лижущую зад дурно воспитанному Микки Рурку - это талант. Почему этому человеку позволяется на российском экране все? Из-за того, что он снялся в фильме "Рестлер"? Это что, наша новая национальная идея? Такое поклонение перед Западом? Первый канал показывает, что можно? "

Специальные языковые средства (образные, эмотивные, оценочные), используемые в тексте, адресуются реальному читателю, для которого они окажутся личностно значимыми. На мой взгляд, Соловьев ориентируется в основном на образованного, интеллигентного читателя, который разделяет его взгляды и согласен со многими мыслями. Он не навязывает свое мнение, а очень тактично и дружелюбно раскрывает собеседнику свои переживания по разным вопросам, подчёркивая их значимость и предлагая задуматься над ними. Хотя читают тексты Владимира и люди, не разделяющие его позиции, а порой тайно или явно ненавидящие автора.

"Удивительное дело - насколько же народ в моем блоге считает себя вправе хамить людям, которые почему-то не разделяют их точку зрения.

Но если Вера Шоман ко мне хорошо относится и пишет, почему тогда есть право у любой глупой бабищи, прикрываясь любым ником, писать ей гадости? У нее что, нет другого способа выражать свою глупость? Дорогая Вера, выражаю вам свою всемерную поддержку. Не обращайте внимания на дур ни в реале, ни в виртуале. На дураков, кстати, тоже.

Надеюсь, что этим я четко и ясно высказываю свое отношение к сообщениям многих граждан. Не каждый, умеющий писать, умен. Но, к сожалению, каждый, кто пишет, далеко не скромен. Иначе он бы тысячу раз подумал - а надо ли ему оставлять на блоге сообщения, не имеющие никакого отношения к содержанию блога, а касающиеся личностных разборок с одним из участников. "

"А среди комментариев у себя на сайте я прочитал запись одного из блогеров, которая меня удивила своей колоссальной несправедливостью, ангажированностью, а главное - такими замечаниями "через губу". Я не знаю этого человека и не хочу его знать, но когда он позволяет себе так, походя, сказать: "А у вас в передачах море заказухи и джинсы", то хочется спросить, с чего он это взял. Потому что за такие обвинения человек обычно должен отвечать. Вторая фраза, которая меня удивила: "Вы же на содержании власти! ". Это, конечно, тоже оскорбление и звучит как-то ужасно глупо. Поэтому, естественно, человека, который в двух предложениях позволил себе столько оскорбительных вещей в мой адрес, я из блога исключаю, это не вопрос. Но больше всего меня удивляет, что человек считает себя вправе писать такие вещи. А ведь он даже не представляет, чем я занимаюсь. И, хотя видит результаты моей деятельности, считает, что это так, нормально. Не понимает, какой кровью это дается. Вот так, "через губу", мелко клацая ногтями по клаве, он может себе позволить забыть о том, какую войну я выдержал, чтобы Виктор Петрович Иванов ушел из администрации президента, чтобы сняли Майкову, чтобы пролетные деньги контролировались, чтобы освободили мальчика в Нижнем Новгороде и многое-многое другое. Но человеку это не важно, ему важно сказать: "А я про Соловьева могу сказать что угодно" и он чувствует себя героем. А для меня он… Ну, сами понимаете, кто он для меня. Поэтому, по крайней мере, у себя в блоге я его видеть не хочу, как и в мой жизни. Пусть живет себе где-то там, среди бесчисленного множества ненавидящих меня граждан. Но позволять вещи оскорбительные и мерзкие на моей территории я не собираюсь.

Владимир Соловьев в своем блоге старается доводить до читателя самую свежую информацию. Это еще одна функция воздействия на массового читателя, выражающая эмоционально-экспрессивный характер публицистического стиля. А с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, но и выражает мнение определенной социальной группы людей. Экспрессивные средства служат созданию политической и социальной заостренности, злободневности, образные средства здесь не только средства наглядности, но и средства социальной оценки написанного.