Говоря о тоне публикаций можно сказать, что в большинстве случаев он нейтральный. Ирония практически не прослеживается. По-настоящему острых, дискуссионных материалов к сожалению не отмечено, однако есть статьи, поднимающие определенные проблемы и призывающие читателей к обсуждению. В большинстве случаев журналисты изъяснялись сухим, канцелярским языком. Так же отмечен литературный язык.
Газета «Маяк труда», в смысле жанрового разнообразия, пестрит от объемных отчетов по бюджету, она сентиментальна. Неохотно она обращается к обстоятельному анализу социальных проблем (отсюда и дефицит статей), не любит ссориться, конфликтовать, выяснять отношения. Но зато почти в каждом номере она печатает одну-две зарисовки, интервью, в которых рассказывает о людях труда, анализирует положение дел, которыми они занимаются. Она не привыкла бегать за новостями, чаще просто делает их по телефону или «кроит» из той информации, которая поступает в редакцию как бы самотеком. Каждую неделю во вторничном номере публикуется сводка происшествий, сообщающая читателей о криминализации в городе и районе. Новостным поводом случит, как правило, очередное убийство или кража в особо крупных.
Вторая полоса одного из номеров за неделю непременно повествует об очередном опять же судебном заседании. А так как процессами по гражданскому законодательству никого не удивишь, то на суд «зрительский» выставляется кровавая история для развлечения. Как уже было сказано, читатели относятся к таким «новостям» неоднозначно. Одни начинают прочтение газеты именно с рубрики «Криминальные новости». Примерно половина читателей считают, что публикуя подобную информацию, сопровождая ее подробностями, муниципальная газета «теряет лицо», становится в один ряд с «желтой прессой», удел которой развлекать читающих всяческими доступными способами.
Есть все основания полагать, что муниципальная газета «Маяк труда» может быть серьезным, читаемым, конкурентоспособным и, значит, финансово независимым изданием. Для этого необходимо:
· Разнообразить палитру жанров (чаще будут появляться статьи, журналистские расследования, очерки, фельетоны;
· Разработать четкую концепцию, что касается содержательной направленности;
· Прогнозировать ситуацию и предполагать возможные варианты ее решения.
Вероятно, это будет способствовать завоеванию изданием авторитета. Будут обсуждаться острые, злободневные проблемы, а корреспонденты должны будут не просто обозначать вопрос, но и анализировать причины создавшейся ситуации, освещать различные точки зрения на проблему авторитетных людей, специалистов.
2.2 Экспериментальная художественно-графическая модель газеты «Маяк труда» как необходимость повышения авторитета издания
Считаю нужным сказать о таком важном моменте редакционной работы, как составление сетевого графика. Четкое планирование материалов на газетных полосах – реальная необходимость, которая весьма организующее действует на весь творческий процесс, дисциплинирует коллектив, упорядочивает его деятельность, делая ее предсказуемой, а значит, стабильной.
Хороший редакционный план является важным элементом в организационной работе редакции. Отсутствие его часто приводит к непоследовательности в ее работе. Часто проблемный материал или новая рубрика не получают продолжения. Такая непоследовательность напрямую сказывается на действенности и эффективности как издания в целом, так и каждой отдельной публикации. Отсутствие логики и последовательности также влияют на выполнение газетной специфической функции – на формировании общественно-политических взглядов, убеждений и идей у читателя.
За существование газеты хорошо зарекомендовал себя такой вид планирования, как сетевой график. Давно его научились применять в редакции муниципальной газеты «Маяк труда». Он позволяет рационализировать труд журналистов, постоянно поддерживать интерес читателя к газете. Система хорошо подобранных тем позволит газете выявить и сохранить свою индивидуальность, разнообразную тематику и жанровую палитру.
С другой стороны, как бы ни был хорош редакционный план, все-таки не стоит им увлекаться, занимая все место в газете. Сетевой график эффективен, если он охватывает примерно три четверти объема номера, а почти одна четвертая остается для тематического маневра. Полагаю, печатное издание просто обязано быть оперативным, а это не может быть достигнуто при планировании всей газетной площади. Обязательно нужно оставлять место для «жареной», то есть самой свежей информации, которую, разумеется, невозможно распланировать и предугадать.
Однако, говоря о сетевом графике, следует отметить немаловажную деталь: мало иметь хороший сетевой график, его еще надо соблюдать.
Все полосы муниципальной газеты "Маяк труда" различаются не только по тематике, содержанию, но и степени восприятия. Такое постоянство вполне реально удержать благодаря плановому ведению "редакционного хозяйства", что в большой мере воспитывает читателя, который хорошо ориентируется во время поиска той или иной рубрики, того или иного материала.
Графическая модель муниципальной газеты "Маяк труда" во многом отличается от модели "Алейск. Обозрение".
Разрабатывая графическую модель, редакция газеты "Маяк труда" в первую очередь ставит перед собой задачу сделать модель не просто интересной, а индивидуальной, непохожей на другие, что уже хорошо знакомы читателям. Приступая к анализу муниципальной газеты, прежде всего стоит сказать,о формальных характеристиках издания. Они таковы: объем газеты составляет четыре полосы формата А3, выходит раз в неделю. Макет каждой полосы имеет шесть колонок (такая верстка признана наиболее удачной).При макетировании каждой полосы применяется макетный лист. на полосе чаще размещается не более 500 строк текста (из расчета необходимого "воздуха", заголовков, разбивок и тому подобное.). При условии, что полоса без иллюстраций, следовательно, с использованием фотографий количество строк только текстового материала уменьшается.
Чтобы материалы читались более удобно, они могут верстаться и на две, и на три колонки. Кроме того, материалы иногда размещаются на так называемых "нестандартных" колонках. Этот прием применяется редко и используется только для того, чтобы не сокращать текст, не рушить его логические связи.
Логотипом издания является его название, то есть "Маяк труда". Здесь содержится сообщение о дате основания газеты (.........), кроме того сведения о том, что она является газетой муниципального образования г. Алейска. Здесь же размещаются дата и номер настоящего выпуска. Шрифтовое оформление текста и заголовков производится в соответствии с требованиями Полиграфии. Для набора основного текста применяется шрифт прямого светлого начертания. Преследуется единственная цель, чтобы он был удобочитаем. Оптимальный кегель девять пунктов. Для оформления дополнительной информации используется кегли от семи до десяти пунктов. Кегель основного газетного текста, как правило, один в пределах одного газетного номера.
Необходимо сказать и о шрифтах, используемых в газете "Маяк труда", которые являются графической формой знаков алфавитного письма. Они формируют графическое лицо издания, руководят вниманием читателя.
Для оформления текстовых материалов в муниципальной газете всегда используется рубленый шрифт "Arial". Этот вид шрифта взят из экономических соображений, так как именно применение этого шрифта позволяет разместить на полосе большое количество материалов. Этот шрифт строг в исполнении. По плотности относится к нормальным. Толщина его равномерная. Зачастую в газете применяется шрифт кегля № 9 и интерлиньяж № 9. Но в некоторых случаях кегль меняется в сторону либо увеличения, либо уменьшения. Использование петита происходит крайне редко. Данный шрифт применяется только в официальных материалах, при публикации решений сессий народных депутатов муниципального образования г. Алейска. Пробелы не позволяют слиться тексту воедино и делают его вполне понятным и удобным для восприятия. Это делается для удобочитаемости таких текстов. Еще для этого используются маркеры, а также прописной жирный шрифт.
Очень важным и можно сказать неотъемлемым элементом любого печатного издания является фотография (иллюстрация). Дабы сократить в газете "слепоту", связанную с публикациями фотографий на полосах, работники редакции решили печатать в каждом номере меньшее число материалов, больше фотографий. От этого издание только выигрывает. Но требования к снимкам зачастую не соблюдаются. Поэтому фотографии не дополняют материал, а демонстрируют непрофессионализм фотокорреспондента.
Фоторепортажи не редко встречаются в газете, а фото выступает в структуре "текст - снимок" и он хоть и является своеобразным дополнением, но и играет подчиненную роль.
При верстке используются линейки, которые играют тоже немаловажную роль в формировании "лица" газеты. Чтобы не сильно "утяжелять" полосу, в подавляющем большинстве применяются линейки, когда нужно подчеркнуть подборку материалов, отделить публикации друг от друга.
В газете "Маяк труда" двойные и толстые линейки не практикуются, потому как это может способствовать значительному утяжелению полосы. Еще поэтому не отбиваются и колонки. Однако такой подход нельзя отнести к ошибкам верстки.
Говоря о графической модели муниципальной газеты "Маяк труда" следует отметить, что в целом ее можно назвать содержательной, идеальной и совершенной. Но работа над внешним видом издания должна быть и будет продолжена. Однозначно, в ближайшее время не станут подвергаться изменению логотип, колонтитул, адресный блок издания. Скорее всего, их нынешнее изображение не вызывает больших нареканий. А главное, читатель получит новый информации более чем достаточно, увидев свою газету в кардинально измененном виде. Перегружать людей еще больше еже будет, скорее во вред. В их памяти закрепился существующий графический вариант издания, тем более что сейчас, судя по откликам, многих читателей он вполне устраивает.