Среди авторов, использующих метод переосмысления в газете «Омская правда», есть и Виктор Гоношилов. Он в своей полемической статье, где в качестве оппонента выступают люди, не участвующие в голосовании, обосновывает собственную позицию по вопросу «Почему надо ходить на выборы?» (статья «Отчего гибнут империи и демократии, или Почему надо ходить на выборы», №26 от 27 февраля 2008 года – см. Приложение №14). Чтобы убедить читательскую аудиторию пойти на участок и проголосовать, он в совокупности с другими методами предъявления информации использует и метод переосмысления (причем неоднократно), усиливая тем самым воздействие на читателя. Приведем один пример, в котором журналист использует сначала метод цитирования, а затем переосмысления:
«Евгений Евтушенко в одной из своих книг утверждает, что любая империя гибнет, когда в ней певцов и танцоров становится больше, чем землепашцев и воинов. Продолжая мысль, примерно то же самое можно сказать и о демократии. Она умирает, когда на избирательный участок людей приходит меньше, чем остается дома перед телевизором».
Ярослав Лесовский в публикации «Снежная блокада» жанра аналитической корреспонденции с элементами интервью (выпуск №40 от 26 марта 2008 года - см. Приложение №15) в заключительном абзаце в качестве вывода использует метод переосмысления, подводя итог всему вышесказанному в своей статье:
«Просто в этой истории как-то очень уж отчетливо прослеживаются исторические традиции отношения российского народа и власти. Пусть даже такой маленькой, как поселковое самоуправление. Вот вроде бы, как ни крути, демократический институт. В теории власть поставлена НАД народом, но ДЛЯ народа. А на практике у нас это «для» как-то забывается. Только «над» остается. А случается проблемная ситуация, очень часто находится только этот предлог, чтобы проблему не решать. Тем более, когда речь идет о людях безответных, за которых некому похлопотать, а то и пожаловаться «верхнему» начальству».
Уже упомянутый автор Виктор Гоношилов в аналитической корреспонденции под заголовком «Полотно на мониторе» (выпуск №48 от 9 апреля 2008 года - см. Приложение №16), в которой он рассказывает о 16-летнем школьнике – победителе различных российских и международных конкурсов по компьютерной графике, также применяет метод переосмысления, ссылаясь на мнения критиков искусства в разное время:
«Изобразительное искусство сейчас находится примерно на том же переломном этапе, на каком оно находилось при появлении цветной фотографии. Когда-то любители фотоэтюдов были убеждены, что еще немного, и живопись маслом умрет без возможности воскрешения. Кстати, точно так же предрекали смерть театру, когда появилось кино. По большому счету ничего особенного не происходит. Появляется еще один жанр, еще один способ самовыражения – и все. Что вполне соответствует глобальным тенденциям…»
2.3 Использование метода переосмысления в публикациях газет «Ваш Ореол» и «Омская правда»: сравнение и обобщение
Для данного исследования были взяты газеты «Ваш Ореол» и «Омская правда», выбор на которые пал не случайно. Ведь эти издания оппозиционны друг другу, так как одна газета («Омская правда») принадлежит Правительству Омской области, а другая (Ваш Ореол») позиционирует себя как свободную, не зависимую от власти. С этой точки зрения интересно рассмотреть оба этих издания как полярные друг другу, увидеть общее и отличное в них при использовании метода переосмысления: в каких жанрах используется данный метод, в сочетании с какими методами культурологического ряда ЭВС применяется, какими журналистами неоднократно используется этот метод изложения информации, для публикаций какой направленности характерен в разных изданиях и т.д.
Как можно заметить при прочтении вышестоящих главок 2.1. и 2.2., метод переосмысления в публикациях омских газет (и Омской правды, и Вашего Ореола), используется не так часто как другие методы предъявления информации культурологического ряда ЭВС. Намного чаще используются методы изложения (причем в «Омской правде» метод изложения является доминирующим, в отличие от « Вашего Ореола», где все методы используются примерно в равной степени), цитирования, ссылки (аппелирования) и инкрустации.
Что касается жанров, в которых используется метод переосмысления, то в «Вашем Ореоле» данный метод чаще применяется в репортаже (информационный жанр) и аналитической корреспонденции (аналитический жанр), реже – в журналистском расследовании и комментарии (аналитические жанры); в «Омской правде» - чаще в аналитической статье и аналитической корреспонденции, а также в портретном очерке (художественно-публицистический жанр) и комментарии. В общем и целом эти данные свидетельствуют о том, что метод переосмысления может использоваться журналистами в любых жанрах.
Среди журналистов, неоднократно применяющих метод переосмысления как метод предъявления информации, в «Вашем Ореоле» можно выделить Василия Мельниченко, Наталью Яковлеву и Анастасию Лахину; в «Омской правде» - Александра Васина, Виктора Гоношилова, Елену и Ярослава Лесовских. Использование метода переосмысления в основном одними и теми же авторами говорит об их профессионализме как журналистов, имеющих в арсенале своих методов изложения данный метод и успешно применяющих его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сделав общий обзор основных методов подачи материала в современной журналистике, сопоставив различные точки зрения на проблему журналистского метода, проанализировав различную литературу, в том числе публикации региональных газет «Ваш Ореол» и «Омская правда» на использование в них метода переосмысления, я сделала следующие выводы.
Метод переосмысления как метод подачи материала в современной журналистике в материалах местной прессы, таких как «Ваш Ореол» и «Омская правда» используется не так часто как другие методы предъявления информации культурологического ряда ЭВС. Гораздо чаще используются методы изложения, цитирования, ссылки (аппелирования) и инкрустации.
Метод переосмысления используется журналистами во всех публицистических жанрах (информационных, аналитических, художественно-публицистических). Причем в рассматриваемых изданиях этот метод чаще применяется в аналитической корреспонденции, аналитической статье (аналитические жанры) и репортаже (информационный жанр).
Среди журналистов, неоднократно применяющих метод переосмысления как метод предъявления информации, в «Вашем Ореоле» можно выделить Василия Мельниченко, Наталью Яковлеву и Анастасию Лахину; в «Омской правде» - Александра Васина, Виктора Гоношилова, Елену и Ярослава Лесовских.
Существует большое количество разнообразных методов подачи материала (в том числе еще не выделенных исследователями журналистики), благодаря удачному сочетанию которых возникает действительно качественная публикация, которая лучше преподносит читателям факты, способствует лучшему восприятию текста аудиторией и вызывает ответную реакцию на текст. Для успешного раскрытия смысла фактов, приближения их к читателю журналисту необходимо знать и уметь использовать методы предъявления информации культурологического ряда ЭВС, что существенным образом обогатит и разнообразит материалы этого журналиста. Использование метода переосмысления журналистом в своих материалах повышает словесную изобразительность текста, он привлекает ассоциативными связями и оригинальными вкраплениями. Это очень актуально в наше время, так как читатель за недостатком времени не останавливается на статьях, в которых журналист использует методы только фактологического ряда ЭВС, отчего текст становится «сухим» и скучным. Поэтому профессионализм автора зачастую определяется умением применять метод переосмысления как один из методов культурологического ряда ЭВС, иметь его в своем арсенале.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Большая советская энциклопедия. - М., 1974. – т.16.
2. Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. – М.,1985.
3. Валгина Н.С. Теория текста: учеб.пособие. – М., 2003.
4. Ворошилов В.В. Журналистика. – М., 2002.
5. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 1988.
6. Горохов В.М. Слагаемые мастерства. – М., 1982.
7. Григорян М.В. Пособие по журналистике. – М.: «Права человека», 2007.
8. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2001.
9. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д., 1999.
10. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.- М., 2001.
11. Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации: Учеб. пособие. - М., 1994.
12. Орлова Т.Д. Введение в журналистику. – Минск, 1989.
13. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие для вузов. – под ред. С.Г Корконосенко. – СПб.: Знание, 2000.
14. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2001.
15. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. – М., 2006.
16. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. – М., 2003.
17. Терехова В.С. Литературное редактирование: Учеб. пособие. - Л., 1975.
18. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-пресс, 2000.
Газеты:
19. «Ваш Ореол» - 2008. - №1(470) - №18(485).
20. «Омская правда» - 2008. - №1(24399) – №58(24456).