Смекни!
smekni.com

Политика ОБСЕ в области развития СМИ (стр. 4 из 13)

1.2 Нормативно-правовые акты ОБСЕ в области СМИ

Так как основополагающим документом ОБСЕ является Заключительный акт СБСЕ 1975 года (в литературе его называют Хельсинкские соглашения), то целесообразным будет начать изучение вопроса именно с данного документа. Он представляет собой некий политический обязательный кодекс поведения, регулирующий не только отношения государств-участников между собой, но и отношения между государствами и их гражданами. Акт содержит базовые принципы, сгруппированные в несколько Разделов - международно-правовой, военно-политический, экономический, гуманитарный. В гуманитарной области имело место согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования. Во время принятия Заключительного акта государства-участники ОБСЕ взяли на себя обязательство уважать принцип свободы печати и СМИ, являющийся одним из основных условий становления демократического, гражданского общества.

С обязательной ссылкой на Заключительный акт подписывались многие двусторонние договоры и соглашения между европейскими государствами, создавались двусторонние комиссии по сотрудничеству, стали проводиться общеевропейские совещания экспертов по разным направлениям.

Итак, Заключительный акт состоит из четырех Разделов. В первый Раздел - "Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе" - включена Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. Свод вышеназванных принципов в зарубежной литературе часто называется "Десятью заповедями Хельсинки" ("Helsinki Decalogue") (11, 271). VII принцип вышеупомянутой Декларации называется "Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений" (32,3). Специальное выделение из всего комплекса прав человека тех, которые связаны со свободой выражения мнения и убеждений подчеркивает, насколько важным признает мировое сообщество соблюдение этих свобод для обеспечения демократии. Данный принцип гласит, что государства-участники "будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития" (32,3). Согласно VII принципу Декларации, государства, подписавшие данный документ "будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека".Т. е. государства, принявшие Заключительный акт или вступившие в ОБСЕ после (что по сути одно и то же) должны соблюдать Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека. А в связи с этим отметим, что статья 55 главы IX Устава ООН гласит: "…ООН содействует: (…) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии" (68,12). Безусловно, права человека и основные свободы включают в себя и понятия свободы слова, мысли, выражения, а, следовательно, и свободу средств массовой информации.

Относительно Всеобщей декларации прав человека следует отметить, что VII принцип Заключительного акта немного расширенно пересказывает содержание статьи 18 вышеупомянутой Всеобщей декларации - "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии (…)" (16,3). Следующая статья декларации наиболее четко отразила права человека на свободу убеждений и свободу информации: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ" (16,4). Данная статья нашла практически всеобщее признание в качестве эталона, на основе которого правительства могут измерять прогресс в деле защиты прав человека.

Из вышеизложенного следует, что Заключительный акт отражает содержание выработанных международным сообществом правовых документов в области СМИ. Ювеналий Поляков, профессор факультета международной журналистики МГИМО (Университета) МИД РФ, анализируя Хельсинкские соглашения, отмечает, что "по существу Хельсинкский Заключительный акт представляет собой первый международный документ, который в специальном Разделе зафиксировал основные принципы взаимоотношений стран в сфере информации, базировавшиеся на содержании ст.10 [Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод - авт.]" (56,2). Отмечу, что в статье 10 Европейская Конвенция провозглашает "свободу выражения своего мнения" (26,3).

Из всех Разделов Хельсинкских соглашений прямое отношение к VII принципу Декларации имеет третий Раздел - "Сотрудничество в гуманитарных и других областях" - он в наибольшей степени раскрывает и дополняет вышеупомянутый принцип. Второй пункт третьего Раздела называется "Информация". В нем содержится обращение к правительствам по поводу свободного потока информации через государственные границы в печати, кино и электронных средствах информации. Подписываясь под Заключительного актом, государства-участники признают "влиятельную роль печати, радио, телевидения, кино и телеграфных агентств и журналистов" (32, 21).

В документе четко определены обязательства государств-участников в отношении печатных изданий (как периодических, так и непериодических), распространяемых из других государств-участников. Государства должны поощрять фирмы и организации в деятельности по увеличению доставки и распространению импортируемых печатных изданий. Кроме этого, государства-участники должны обеспечить доступ общественности к вышеуказанным изданиям, в документе также говорится и о доступе к официальной информации дипломатических представительств. В Хельсинкских соглашениях подробно рассказывается о способах распространения устной информации - "путем поощрения лекций и лекционных поездок видных деятелей и специалистов из других государств-участников, а также обмена мнениями типа круглого стола, семинаров, симпозиумов, летних курсов, конгрессов и двусторонних и многосторонних встреч" (32, 21).

Сотрудничество в области информации также имеет свои подпункты в документе. Государства-участники обязаны не просто поощрять, но и сами способствовать более широкому сотрудничеству между различными видами СМИ. Государства должны поощрять контакты между журналистскими организациями, самими журналистами.

В документе не осталась без внимания и деятельность самих работников СМИ - оговорены условия улучшения въезда-выезда журналистов в другие страны-члены ОБСЕ для осуществления профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо облегчать "процедуры оформления поездок журналистов государств-участников по стране, в которой они осуществляют свою профессиональную деятельность, и постепенно предоставлять большие возможности для таких поездок при соблюдении правил, связанных с наличием районов, закрытых по соображениям безопасности" (32, 22). Документ также отразил права зарубежных журналистов на доступ, личное общение с источниками информации, в том числе с организациями и официальными учреждениями.

По мнению многих аналитиков, принятие Заключительного Акта не только символизировало эпоху "разрядки", но также привело к "реидеологизации" противостояния между Востоком и Западом, переведя его в плоскость соблюдения прав человека. С момента принятия документа его положения многократно попирались - в частности, в СССР иностранная печать для широких советских масс ограничивалась коммунистическими "Морнинг стар" и "Юманите", разрешение на выезд было необходимо вплоть до 1989 года, иностранное вещание на русском языке глушилось до 1987 года (42). Тем не менее, сам факт созыва Совещания способствовал преодолению напряженности и установлению режима относительно свободного обмена идеями, информацией, а также свободного перемещения людей.

Положения о деятельности СМИ и самих журналистов нашли отражения и в последующих нормативных актах организации. В хронологическом порядке следующим таким актом стал Итоговый документ Мадридской встречи 1980-83-х годов, который полностью опирается на принципы и положения хельсинского Заключительного акта - в целом, этот документ повторяет его положения. Однако надо признать, что определенные дополнения тоже имеют место. Положения об улучшении распространения периодических и непериодических печатных изданий, отразившиеся в Хельсинкском соглашениях 1975 года, были продолжены и развиты в данном документе - в частности, были намечены меры по увеличению количества и числа наименований импортируемых из других государств публикаций и назначение на них не слишком высоких цен - "они [государства-участники - авт.] считают желательным, чтобы розничные цены на иностранные публикации не были чрезмерными по отношению к ценам в стране их происхождения" (37,11).

В Итоговом документе Венской встречи значительно расширены положения Заключительного акта, касающиеся деятельности СМИ. По мнению Ю. Полякова, Итоговый документ этой встречи во многом определил будущую общеевропейскую политику в сфере информации, дальнейшие пути работы СМИ и журналистов (56,3). И действительно, Заключительный акт и Итоговый документ Мадридской встречи содержат скорее общие, "расплывчатые" положения относительно деятельности СМИ в целом. В них больше внимания уделено работе иностранных журналистов и распространению опять же зарубежных СМИ. А Венский документ содержит новые направления политики в сфере информации. В документе говорится о свободе выбора источников информации "согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека и соответствующим им международным обязательствам относительно поиска, получения и распространения всех форм информации" (36,14).