распространяется: розничной продажей и почтой;
главный редактор: Валерий Фадеев;
направленность: деловое издание;
издатель: ЗАО «Группа Эксперт»
Официальный сайт журнала «Эксперт»: www. expert. ru.
Мы сделала выборку за полгода, потому что периодичность данного СМИ еженедельная. Так как журнал большой по объему, мы решили отслеживать функции в каждом номере на какую-то определенную тематику и выбрали постоянную рубрику «культура», потому что она показалась нам наиболее интересной для нашей практической работы. В журнале «Эксперт» просмотрели номера в период с 15 января по 25 июня 2007 года. В поле зрения нашего исследования вошли следующие номера: №1-2, №3, № 6, № 8, №9, №10, №14, №16, №18, № 24.
1) № 1-2 в статье под названием «Жизнь под медным тазом» (с. 81-86) - Александра Гарроса – коммуникативная, непосредственно-организаторская функции. В этом же номере вторая статья «Кино-2006: синдром тупого отличника» (с. 83) - Всеволода Бродского – непосредственно-организаторская. «Музыка – 2006, живущая в сети» (с. 85) - Александра Горбачева – непосредственно-организаторская, «Театр – 2006: нарушители конвенции» (с.86) - Дина Годер – коммуникативная, непосредственно-организаторская.
2) № 3: «Победоносная посредственность» (с. 66-67) - Всеволода Бродского – рекреативная. «Вспомнить все » (с. 68) - Дарья Серебряная – культурно-образовательная, рекламно-справочная.
3) № 6 «Трагико медиа» (с. 70-74) - Александра Гарроса – непосредственно-организаторская, идеологическая.
4) №8 «Сделай мне сладко» (с. 74-75) - Юлия Попова – коммуникативная, непосредственно-организаторская.
5) №9 «Продавцы вакуума» (с. 100-105)- Максим Кантор – коммуникативная, культурно-организаторская, идеологическая, непосредственно-огранизаторская. «Тайны геополитики» (с. 105) – Юлия Попова – коммуникативная, культурно-образовательная, рекламно-справочная.
6) №10 «Человек пермского периода» (с. 92-102) – Анна Старобинец – коммуникативная, культурно-образовательная.
7) №14 «Закостенеть не дадут» (с. 100-102) - Дина Годер – коммуникативная, рекламно-справочная, культурно-образовательная.
8) №16 «Пост советский» (с. 104-105) – Александр Гаррос – рекреативная, культурно-образовательная. «Самая главная газонокосилка» (с. 106) – Всеволод Бродский – непосредственно-организаторская, культурно-образовательная.
9) №18 «Карловы варвары» (с. 84-96) – Александр Гаррос, Анна Старобинец – рекламно-справочная, рекреативная.
10) №24 «Ответственный авангард Империи» (с. 72-73) – Юлия Попова - культурно-образовательная, рекреативная.
Т. о. мы можем увидеть (см. Приложение 1), что меньше всего в журналистских текстах замечена идеологическая функция – всего в двух материалах и употреблена вскользь; далее, по возрастанию, идут рекламно-справочная и рекреативная функция, использована четыре раза – это связно с тем, что это серьезный и деловой журнал, именно поэтому в нем мало материалов на развлекательную и рекламную тематики; коммуникативная функция – заметно чаще употребляется в материалах, т. к. журналист чаще стремится наладить контакт с массовой аудиторией, использована семь раз; непосредственно-организаторская и культурно-образовательная функции – использованы в восьми материалах, в силу причин, что в журнале публикуются чаще статьи критического содержания и журналисты стремятся приобщить аудиторию к искусству.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать выводы о том, что журналисты данного СМИ в меньшей степени нацелены склонять аудиторию к своей идеологии, куда в большей мере они заинтересованы в том, чтобы информировать людей о произошедших и будущих событиях, развлекать и просвещать ее в плане культуры и организации досуга.
2.2 Функциональные особенности журнала «Огонёк»
«Огонек» - советский и общенациональный еженедельный журнал. Первый номер «Огонька» вышел в свет в четверг 9 декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель С.М. Проппер. Вообще «Огонек» — не только иллюстрированное, но и литературное издание.
С 1902 года «Огонек» стал самостоятельным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров. Все годы существования «Огонек», как в зеркале, четко отражал на страницах журнала реальную жизнь с ее многообразием событий.
В годы революции выпуск «Огонька», как и многих других российских газет и журналов, прекратили.Уже к середине 20-х гг. тиражи «Огонька» выросли до уровня передовыхобщегосударственных изданий. Он быстро завоевал любовь читателей и, пережив мировые войны и революции, оставался одним из самых популярных отечественных изданий.
В 1925 году тираж «Огонька» достиг полумиллиона. Тогда же сформировались основные принципы: хороший литературный язык, сдобренный известной долей консервативного официоза, ставка на иллюстративный ряд, на классический макет, на присутствие в каждом номере обязательных элементов.
Трудно в мировой истории вспомнить издание, которое оказало бы на политическую жизнь страны такое же сильное влияние, как «Огонек» эпохи перестройки. Публицистика «Огонька» стала школой демократии в изголодавшейся по свободе стране. Разоблачения стали культовым жанром всей журналистики. Начинал эту эпопею журнал «Огонек». Открывший на этом пути к читателю множество ярких имен, талантливых авторов, замечательных художников — он закономерно пришел к финалу этой, наиболее славной страницы своей истории. Сегодня журнал по-прежнему удерживает выработанные им за долгие годы позиции и по-прежнему много места уделяет культуре и литературе.
Характеристика журнала:
периодичность: еженедельный;
учредитель: ЗАО «Издательский дом «Огонёк»;
тираж: 69 000 экземпляров;
распространяется: розничной продажей и почтой;
главный редактор: Виктор Лошак;
направленность: общенациональный иллюстрированный журнал;
издатель: ЗАО «Издательский дом «Огонёк».
Официальный сайт: www.ogoniok.com.
В журнале «Огонёк» мы также просмотрели номера за полгода с 16 июля – 16 декабря 2007 года. Во внимание были приняты далеко не все номера, т.к. мы выбирали, по той же тематике, что и с прошлым журналом: отслеживали рубрику - «культура», раздел - «театр»: №29, №36, №39, №40, №41, №46, №49, №50.
1) №29 «Деклан Донеллан: «У великих все просто» (с. 50-51) – Саша Денисова – коммуникативная, культурно-образовательная, непосредственно-огранизаторская.
2) №36 «Гоголь с музыкой» (с. 48-49) - Саша Денисова – рекреативная, культурно-образовательная.
3) №39 «Шекспир отдыхает» (с. 46-49) - Саша Денисова -рекламно-справочная, культурно-образовательная, непосредственно организаторская.
4) №40 «Люди жратвы» (с.55) - Андрей Архангельский – непосредственно-организаторская, идеологическая.
5) №41 «Умные не виноваты» (с.56-57) - Нина Агишева – коммуникативная, культурно-образовательная, рекламно-справочная.
6) №46 «Архипелаг Жолдак» (с.52-53) - Нина Агишева – рекламно-справочная, культурно-образовательная.
7) №49 «Дело было на заводе» (с.50-52) - Нина Агишева – коммуникативная, культурно-образовательная.
8) №50 «Привычка зла» (с.51) - Нина Агишева – рекламно-справочная.
Т.о. по итогам анализа данного журнала можем определить (см. Приложение 2): менее всех остальных употреблены идеологическая и рекреативная функции – всего лишь в одном материале; непосредственно-организаторская и коммуникативная – по три раза; рекламно-справочная – пять раз и лидирующие позиции заняла культурно-образовательная функция – шесть раз, т.к. это рубрика «культура». А значит главная цель: просвещать публику в области культурной жизни.
Данный журнал не нацелен пропагандировать аудиторию, а также развлекать, что свидетельствует о серьезности общественно-политического журнала, менее организовывать свободное время читателя и больше всего образовывать в духовной сфере.
Заключение
Мы обратились к наиболее распространенным классификациям функций, к трудам профессора Е.П. Прохорова, где он сформировал следующие группы функций: идеологическую, культурно-образовательную, рекреативную, непосредственно-организаторскую, рекламно-справочную и коммуникативную.
В теоретической части нашей курсовой работы мы дали краткий информационный обзор каждой из функций. И пришли к выводу, что журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей: по развитию культуры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию и коммуникацию, формированию различных идеологий. В высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функций одновременно.
Мы увидели, что меньше всего в журналистских текстах журнала «Эксперт» замечена идеологическая функция; рекламно-справочная и рекреативная функции тоже не пользуются особой популярностью, т.к. это серьезный и деловой журнал, именно поэтому в нем мало материалов на развлекательную и рекламную тематики; заметно чаще употребляется в материалах коммуникативная функция, т. к. журналист чаще стремится наладить контакт с массовой аудиторией; непосредственно-организаторская, связан с тем, что в журнале публикуются чаще статьи критического содержания; и, наконец, культурно-образовательная – с наибольшей частотой присутствует в материалах по причине, что все-таки эта рубрика под названием «культура», журналисты стремятся приобщить аудиторию к искусству.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать выводы о том, что журналисты данного СМИ в меньшей степени нацелены склонять аудиторию к своей идеологии, куда в большей мере они заинтересованы в том, чтобы информировать людей о произошедших и будущих событиях, развлекать и просвещать ее в плане культуры и организации досуга.
По итогам анализа журнала «Огонёк» мы выявили, что менее всех остальных употреблены идеологическая и рекреативная функции; непосредственно-организаторская и коммуникативная на втором месте; после них следует рекламно-справочная и лидирующие позиции, как и в предыдущем журнале, заняла культурно-образовательная функция, в ряду все тех же причин, т.к. это рубрика «культура». А значит все та же цель: просвещать публику в области культурной жизни.