Смекни!
smekni.com

Характеристика аналитических жанров журналистики (стр. 10 из 35)

Несмотря на свою вольность колонка имеет четкую композицию. Как правило об итоге события говорится в лиде. Затем следует само рассуждение. В зависимости от характера рассуждения колонка может быть мягкой (оценки субъективные и эмоциональные) или жесткой. Во втором варианте большее значение придается раскладке и обзору мнений, обрисовке ситуации. В колонке (в отличии от корреспонденции) распространена эссеистская композиция.

В завершении сравним два комментарийных жанра: 1. Предмет жанра: К. – сообщение о событии с интерпретацией, Кол. – известное событие или ситуация. 2. цель материала: К- на основе фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции их развития, предложить способы решения возникшей проблемы; Кол. – выразить отношение к актуальным событиям; 3. авторское начало: К – автор пытается объективно проанализировать ситуацию; Кол – автор высказывает субъективное мнение, которое не обязано претендовать на объективность. У авторов колонки неподражаемый индивидуальный стиль и свои приемы комментирования и общения с аудиторией.

Комментарийные жанры лидируют в отечественной журналистике: К - новая газета (рубрика «Регионы»), Кол. – Известия (Лившиц, Соколов. Известия славятся своими журналистами-колумнистами: Бильжо, Быков, Воскобойников, Лесков, Лившиц, Петровская, Сергеев), Новая газета, Новый компаньон, встр-ся в Коммерсанте, пермский обозр-ль. Вечерняя Пермь, пермские новости – колонка эксперта. Соврем колонки: «Карт-бланш» в Незав Г (колонка эксперта, обычно из регионов) Колонка «Карт-бланш» (свобода действий, авторы – в основном региональные, политика, экономика, Таня Ивженко, Андрей Терехов, Витя Литовкин), Колонка «Я так вижу» (Ян Гордеев + Мария Соколова) «Ускользающая красота» Соколовой: реорганизация москвы, автор берет факт, кот его не устраивает, и обличает это явление. Обращается к собст опыту, воспоминаниям, колонка мягкая, чтобы доказать свою позицию приводит факты.

В Перми Бизнес-класс (Ева Паркер) фельетонная колонка. Колонка несет не только развлекательную функцию, ее целью также является воплощение современных стереотипов в образах Евы Паркер и взгляд на действительность через разные социальные маски. Это позволяет читателю делового издания более широко взглянуть на проблемы сегодняшнего дня, кроме того автор пытается сломать сложившиеся стереотипы, иронизирую над поведением той или иной социальной группы. Высмеивание разных социальных типов показывает готовность автора к самоиронии.

15. Жанр статьи в журналистике

Статья – жанр, выражающий развернутую, обстоятельно аргументированную концепцию автора или редакции по поводу актуальной социальной проблемы. Статья –жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях, призванный дать доказательный анализ значительных общественных фактов, проблем, явлений.

В основе жанра статьи находится сложная, актуальная, общественная проблема. Этот жанр отличается широтой теоретических и практических обобщений, глубоким анализом фактов и явлений, четкой социальной направленностью, широтой охвата действительности, всесторонним подробным анализом проблемы, масштабностью обобщений и выводов, полной логической композицией: тезис-аргумент-вывод или тезис-аргумент-тезис. В отличии от корреспонденции, где в основе лежит ситуация, ограниченная местом и временем, автор оперирует несколькими локальными фактами. В статье отдельные ситуации рассматриваются как части более широкого явления. Главное для журналиста в статье – проследить связи, соединяющие описываемую ситуацию с социальными проблемами современности.

Аргументированная и выстроенная в соответствии с главной мыслью автора система фактов формирует логический стержень статьи, становится ее концепцией. В качестве новости предлагается авторская концепция того, как автор увидел и оценил состояние проблемы.

Композиция статьи четко выверена: 1.постановка проблемы (зачин выделяется в лид). Зачин может быть событийный (описана ситуация), наглядное сопоставление (описывается несколько ситуаций), декларация проблемы (прямая формулировка, как правило содержит обещание автора подтвердить тезис), лид-цитата (прямое или косвенное цитирование), 2.обозначение гл-го направления рассуждения (тезис) 3.подкрепление новых положений (аргументация основных положенийй), показ мнений, 4.вывод. Он может отсутствовать, а может быть использован прием введения спорного мнения (заменяет собой вывод).

Порядок элементов композиции может быть изменен, все элементы должны быть

Виды статей: 1.постановочная (проблемная) – выносит на суд общественности актуальные проблемы, нравственные, идеологические Характерные черты: постановка, обсуждение, поиск путей решения злободневных вопросов общественной жизни. Необходимо: большая компетентность, твердость позиции в отстаивании своей точки зрения, убедительная доказательность. В них часто сталкиваются различные мнения, взгляды, носит дискуссионный характер. 2.полемическая - построена на сопоставлении разных точек зрения. Полемика – вид обращения, происходящий в форме интеллектуального поединка, когда каждый из участников обосновывает собственное положение и опровергает положение оппонента. Проблема предстает в виде дилеммы. Разные точки зрения дополняют др.друга – это необходимо учитывать (правильно показать смысл высказывания, указать причины его появления, показать суть этого мнения). Полемика бывает открытая (с конкретным лицом) и скрытая (дискуссия со сложившимся мнением). Приемы опровержения тезиса противника: прямое опровержение, опровержение путем сведения к абсурду, указание ошибок доказательства, «троянский конь» (тезис противника искажается и с помощью его защиты наносится урон авторитету противника)мнимое следствие, обращение доводов противника против него самого, критика аргумента. Демагогические ошибки: демагогия – намеренное манипулирование сознанием собеседника, направленное чтобы добиться желаемого результата. Главные ошибки: смешивание фактов и мнений, переход на личности, замалчивание существенных фактов

Пр.: Приложение НГ «Сценарии» Владимир Семенов,Владимир Лапкин, Ирина Семененко (ведущий научный сотрудник института мировой экономики и международных отношенийРАН.)Соломон Гинзбург. «Известия» (редко). Евгения Пищикова. Российская газета Елена Кукол, Мария Жеби. Независимая газета - Александра Самарина, Наталья Травкина.

16. Прогностические жанры аналитики. Характеристика прогностических жанров в центральной и местной периодике: издания, авторы, особенности и перспективы развития

Обозрение – в основе этого жанра лежит осмысление событий и фактов, ограниченных определенными временными и географическими рамками. Как правило, оно имеет строгую периодичность. Особенности жанра: обозреватель оперирует не отдельным фактом, не отдельным событием, а более широкой совокупностью, фактов, событий, ситуаций, явлений, сторон общественной жизни. Предметную основу составляет совокупность социальных фактов в форме панорамы жизни всего общества или определенной его сферы. Каждый из них рассматривается не изолированно, а как элемент более обширного целого. При этом главное значение имеют не рассуждения автора, а события, явления, процессы в их сущностном выражении. Панорамность изображения достигается тем, что журналист предлагает, с одной стороны, максимально широкий охват действительности, а с другой (по аналогии с панорамой как произведением живописи) – различную глубину изображения: крупный план, средний, общий. Крупный план – это лично наблюдаемые автором факты, воспроизводимые в отдельных эпизодах, картинках, репликах. Средний план – описание возникшей социальной ситуации, процессов и явлений. Общий план – установление взаимосвязи между отдельными фактами, создание целостной картины действительности в ее противоречиях, выявление общих закономерностей развития социального мира, создание собственно панорамы событий.

Автор группирует факты вокруг поставленной проблемы. Авторская мысль составляет своего рода стержень материала, вокруг которого и идет группировка различной инфы.

По своим признакам обозрение – специфический жанр, близкий и к корреспонденции, и к статье, и к колонке. С корреспонденцией его сближает опора на факты действительности, со статьей – движение мысли, с колонкой – очевидное личностное начало, господство персонифицированной точки зрения. Но эти же факторы и разводят обозрение с близкими ему формами журналистского творчества. Если в корреспонденции публицист оперирует группой фактов, объединенных одной, относительно неширокой темой, то в обозрении могут быть использованы разнообразные данные, позволяющие сделать повествование многотемным. Многотемье приводит к тому, что композиция текста приобретает «цепочечно-эпизодический» характер: мысль автора движется от описания и анализа одного эпизода к другому. В отличие от статьи, где активно используются именно логические доводы, в обозрении применяются прежде всего выразительные примеры, детали, которые придают тексту наглядность, конкретный характер. Использует воздействие наглядности, останавливается на подробностях, чтобы затем быстро отойти от них, устремившись к обобщению. Поэтому обозреватель должен обладать как талантом микрокопирования жизни, так и талантом широкого ее видения. Обозреватель, имеющий достаточно времени для размышления, анализа, может обнаружить в событиях взаимосвязи, еще неизвестные аудитории, что привлечет ее внимание к опубликованному обозрению.

Обозревателю важно ответить прежде всего на следующие вопросы: Что породило данное явление (ситуацию)? Какова значимость обозреваемых событий? Как будут развиваться обозреваемые явления или ситуация и что надлежит сделать в связи с этим? Последний вопрос является самым сложным. Пытаясь ответить на него, дать прогнозы, обозреватели часто опираются не только на чье-то мнение, но и на знание тенденций, закономерностей, которые порождают события, управляют ими. В этом случае журналиста нередко выручает знание развития аналогичных событий, ситуаций в каких-то иных сферах или в прошлом.