Смекни!
smekni.com

Характеристика аналитических жанров журналистики (стр. 20 из 35)

Дорошевич был журналистом и писателем ярким и очень своеобразным. Газеты и журналы удваивали тиражи, когда там выступал этот "король фельетонов", повествователь сказок и легенд, автор судебных очерков, театральных заметок, школьных очерков, зарубежных впечатлений. Даже Чехов и Горький поражались его популярности.

Он выработал свою манеру писать. В газетной технике он сделал блестящее открытие: изобрел короткую строку. С полным пренебрежением к правилам грамматики он резал фразу посередине. Точка оказывалась на месте запятой, глагол убегал от существительного в другой абзац. Кратко и насыщенно одновременно. Он даже слово в абзац ставил, создавал ассоциации, затем выбрасывал всю эту цепь и оставлял только первое и последнее звенья. Сравнения и противопоставления получались неожиданными и яркими. Он стал самым знаменитым фельетонистом в России - своими скачками мысли, острыми темами, неповторимым слогом. ПРИМЕР Дети-это цветы жизни. Нельзя же требовать, чтоб все цветы одинаково пахли.

Дорошевич проповедовал стиль задушевной беседы на газетной полосе и вызывал любовь и преданность массовой аудитории. Призванный развлекать, он знал приемы и трюки, которые всегда вызовут смех и признание читателей. Он любит газету как зеркало внешней городской суеты. Он берет все так, как оно есть во внешней жизни. И он умеет все коротко, чеканно рассказать. а главное он обладает умением в нужном месте, когда все передано и надо только кое-где для читательского глаза подчеркнуть, сделать эту жирную черту, приподнимающую слегка читательское настроение. Прославился Дорошевич и своими судебными очерками. Здесь проявляется его внимание к беззащитному человеку. Им постоянно руководило стремление проанализировать те социальные, общественные и государственные причины, что приводят личность на скамью подсудимых.

Дорошевича волновали самые острые и болезненные явления российской жизни. Еще в 1897 г. на пароходе вместе с партией заключенных, которых везли через Одессу на Сахалин, Дорошевич отправляется на каторжный остров. Цензура стала притеснять автора, сахалинские начальники подали в суд, но русская общественность читала очерки взахлеб. Популяр его росла не только в России, но и мире - сахалинские впечатления печатали польские, американские газеты и журналы.

Он не любил журналистов-барышников, аферистов, подхалимов. Он признавал газетчиков, у которых было знание экономики, права, истории, литературы, искусства - сам был таким.

Есть фотография, где стоит Гиляровский, а рядом толпа оборванцев в невообразимых лохмотьях, и все улыбаются. А он на обороте написал: «Я и мои корреспонденты». И те, кто знал, любил творчество этого талантливейшего человека, шел его путем: в народ, к людям. Его источником инфы была вся Москва. Его знали писатели, журналисты, полицейские, пожарные, извозчики, ремесленники, охотнорядские торговцы, хитрованцы, художники, артисты. Он обладал даром врастать в событие, умением мгновенно устанавливать контакты с человеком, который его интересовал. Главная особенность и качество Гиляровского – интерес к человеку. Помимо призвания у Г. было еще одно очень ценное качество развитое образное мышление, он замечал и фиксировал характерные детали и подробности.

МОСКОВСКИЙ ЛИСТОК Главное внимание в этой газете отводилось фактам и событиям повседневной московской жизни, поэтому основным жанром являлся репортаж. Издатель Пастухов считал, что репортер должен знать все что случилось в городе, не прозевать ни одного сенсационного убийства, ни одного большого пожара или крушения поезда. Гиляровский удовлетворял всем этим требованиям.

Пример репортерской работы Гиляровского: случился пожар, но официальные лица не давали никакой инфы. Тогда Гиляровский рискнул и разыскал квартального и методом уловки - тот подумал что Гиляровский из Москвы из сыскного –узнал, что это был поджог. Потом решил признаться - показал корочки корреспондента "Московского листка". Квартальный в лице изменился и попросил не выдавать его. Гиляровский согласился в обмен на информацию. И тот рассказал всю подноготную фабрики - не в пользу хозяев.

РУССКИЕ ВЕДОМОСТИ. Был приглашен для оживления московского отдела газеты. Излюбленное - живое репортерское дело. В типографии его называли летучий репортер. Т.к. приходя поздно ночью, с экстренными новостями, писал их не в редакции, а в типографии или корректорской. Приходилось бать летучим, конкурируя с "Московским листком", где было все основано на репортаже. Иногда удавалось доставать такие сведения, которые и полиция не знала - а это в те времена ценилось и читалось публикой.

РУССКОЕ СЛОВО. Большой фурор произвел его (Г.) фельетон "Ураган": ему посчастливилось быть в центре урагана. Он видел его начало и конец: пожелтело небо, мелкий дождь сменился крупным градом. Грянула буря, и стало холодно. Внутри этой крутящейся черной массы засверкали молнии. Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола, срывало кресты, купола. вырывало с корнем деревья.

Во время японской войны он написал ряд фельетонов "Нитки", в которых раскрыл все интендантское взяточничество по поставке одежды на войска. Эти фельетоны создали ему крупных врагов, т.к. он не стеснялся в фамилиях, хотя ему угрожали судом. Редакция боялась печатать "Нитки", ему предлагали вычеркнуть фамилии, но лично Дорошевич настоял на полной публикации. Эти очерки только увеличили популярность издания.

РОССИЯ. Гиляровский взял на себя обязанности корреспондента из Москвы и заведование московским отделением. Часто московские известия Г. давал в редакцию по междугородному телефону к часу ночи, вещи менее срочные посылались почтой. Иногда приходилось добывать сведения, которые по цензурным соображениям не печатали, но Г. «протаскивал» сенсации.

29. Развитие издательского дела и газетной периодики в конце 19-начале 20 века

В начале XX в. русские издатели, редакторы, журналисты были обеспокоены тем, что когда-нибудь капиталисты-предприниматели окончательно завладеют печатью и организуют ее деятельность по образу и подобию других отраслей промышленности.

На рубеже XIX и XX вв. значительно выросли затраты на открытие нового органа периодики, особенно газеты. Если в 80-е годы можно было обойтись начальным капиталом в 40 — 50 тысяч, то к 1904 г. эта сумма выросла до 250-300 тыс. рублей. Одному человеку это было не по силам. Именно поэтому в издательское Дело начали приходить предпринимательские фирмы, а к 1910-м годам усилилось участие банков в издании периодики, что особенно пугало журналистов и читателей

Таким капиталистическим предприятием было издательство И.Д. СЫТИНА, который, однако, имел репутацию просветителя, издававшего книги русских писателей и книги для народа. Этой славе способствовало происхождение Сытина — крестьянский сын, он начал свою трудовую деятельность «мальчиком» в лавке купца Шарапова.

Основным делом И.Д. Сытина было его книжное издательство, где печатались произведения русских писателей, книги для народа, которыми торговали на ярмарках, календари. Став на ноги как издатель, Сытин начал заниматься и периодикой. Первым и самым любимым для издателя был журнал «Вокруг света», долгое время остававшийся в его личной собственности.

Наибольшую известность ему и его издательству принесла газета «Русское слово». Редактором этой газеты был Дорошевич. При подписании контракта с И.Д. Сытиным В.М. Дорошевич поставил ряд условий: 1-е — удалить всех сотрудников, известных своими реакционными взглядами; 2-е — газета «Русское слово» Сытина — Дорошевича ничем не должна напоминать журнал «Русское слово» Д.И. Писарева, братьев Курочкиных и других нигилистов 60-х гг.; 3-е — предоставить редактору полную автономию в редакционных делах.

В.М. Дорошевич создал практически первую в стране информационную газету европейского типа. Он увеличил корреспондентскую сеть в России и за границей. Главное внимание он требовал уделять провинциальной жизни.

Дорошевич заключил соглашение с европейскими политическими газетами об обмене информацией, и газета получала сведения о зарубежных событиях не только от собственных корреспондентов. Современники называли «Русское слово» «фабрикой новостей», в типографии Сытина новости «пекли», как горячие булочки. Последние известия часто без обработки шли прямо в печатную машину, что естественно повышало оперативность газеты. Для более быстрого получения инфы «Русское слово» одним из первых в России заменило почтовую связь телеграфной и телефонной, короткие сообщения, полученные по телефону, публиковались отдельной рубрикой. Дорошевич потребовал круглосуточного использования телефонных линий Московского телеграфного агентства. Прямая телефонная линия в редакцию была проведена в 1917 г., а до этого курьер на белой лошади скакал между телеграфным агентством и редакцией, доставляя новости.

В.Л. Гиляровский в книге «Москва газетная» вспоминал, что, став редактором «Русского слова», Дорошевич «развернулся вовсю», увеличил до небывалых размеров гонорары сотрудникам, ввел строжайшую дисциплину в редакции.