1 января 1962 начала выходить программа "Время". "Время" сообщало аудитории о важнейших событиях дня. Лишь с 1972 аудитория Центрального ТВ получила уверенность в том, что с 21.00 до 21.30 можно будет узнать о событиях дня. Служба новостей ТВ при выросшем профессионализме давала, конечно, неполную картину действительности -отражались только положительные аспекты жизни страны. Одностороннее рассмотрение жизни было характерным для советской журналистики в целом. И народ в общем-то смирился с этим, принимая как должное. Программу "Время" смотрело практически все взрослое население страны.
Структура «Времени» казалась раз и навсегда данной, застывшей: сначала внутриполитические новости, которыми были те или иные действия членов Политбюро ЦК КПСС, потом экономическая хроника (хорошо работает такой-то завод, высокий урожай вырастили в таком-то колхозе). Потом международные новости: сначала из «братских стран социализма», а затем с «загнивающего» Запада, где возмущенные пролетарии демонстрируют на фоне правительственных зданий, а наши корреспонденты рассказывают, как плохо живется братьям по классу.
35. Отечественная журналистика в период оттепели: новые формы работы СМИ, темы, проблемы, авторы
В 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Н.С.Хрущев разоблачил культ личности Сталина, осудил репрессии и другие перегибы в партийной политике сталинских времен.
Печать, радио, ТВ во второй половине 50-х гг. начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему они остаются под диктатом административно-командного управления. Жур-ка стремится освободиться от прежних стереотипов, шаблонов, штампов, но создает новые. Она, как и раньше, приукрашивает действительность, затушевывает факты. В целом происходит изменение характера выступлений в прессе. В ней можно найти более глубокий и реалистический анализ общественно-политической и хозяйственной жизни. Происходят изменения и в структуре СМИ. Возникают новые центральные газеты, общественно-политические и литературные журналы. В 60-70-е гг. количество газет и журналов постоянно росло. Увеличивались и тиражи. Газетно-журнальный информационно-пропагандистский комплекс Советского Союза к 1985 г. представляли 13,5 тыс. периодических изданий. Газеты издавались на 55 языках народов СССР и 9 языках зарубежных стран.
Заметным событием в жизни советской журналистики конца 50-х гг. явился I Всесоюзный съезд советских журналистов. Он состоялся в Москве в ноябре 1959 г. Главный итог работы съезда – создание творческой организации – Союза журналистов СССР. В приветствии ЦК КПСС 1 Всесоюзному съезду журналистов советские журналисты были названы «подручными» партии. Это, с точки зрения ЦК КПСС, было высшим признанием их заслуг. Подобная оценка в течение многих лет была предметом гордости для многих советских журналистов.
Со второй половины 50-х до середины 80-х гг. прошло еще четыре съезда Союза журналистов СССР. Сосредоточив главное внимание на совершенствовании творческого мастерства, съезды, к сожалению, уходили от тех реалий жизни, которые оставались вне поля зрения средств массовой инфы и способствовали бурному расцвету застойных явлений.
Создавались сильные газеты как: «Советская Россия» (1956), «Социалистическая индустрия» (1969), «Литература и жизнь» (1957, с 1963 – «Литературная Россия»), еженедельник «За рубежом» (1960; до войны выходил под редакцией A.M. Горького – с 1932 по 1938 г.), массовая республиканская «Рабочая газета» (1957 г., издававшаяся в Киеве на украинском и русском языках), «Книжное обозрение» (1966) – еженедельник Комитета по делам печати при Совете Министров СССР.
«Советская Россия» освещала прежде всего жизнь областей, краев и автономных республик РФ. Показ развития экономики и культуры РСФСР, трудовых успехов тружеников республики – ее основная задача.. Редакторскому коллективу удалось привлечь внимание читателей такими, ставшими с первых номеров традиционными рубриками, как «Любовь моя, Россия», «С блокнотом по России», «По автономным республикам и областям РСФСР», «Таланты России». Под рубрикой «В субботний вечер» были страницы для семейного чтения – все это определило успех газеты, тираж которой уже в первый год составлял 1 млн., а к 1972 г. превысил 3 млн. экз.
Газета «Социалистическая индустрия», рассчитанная на рабочих, инженерно-технических и научных работников промышленного производства и строительства. Сообщения о новинках науки и техники в СССР и за рубежом, необычные передовые статьи под неизменным заглавием «Слово к читателю», еженедельный «Воскресный спутник читателя», посвященный внепроизводственной жизни заводских и фабричных коллективов, постоянные советы юристов «В цехе справок», обеспечили газете достойное место в союзной газетной периодике.
Формы массовой работы: Журналисты активно использовали такие, найденные еще в 30-е годы и получившие дальнейшеее развитие формы массовой работы как рейды, выездные редакции, анкетирование и др. 24 февраля 1961 г. «Правда» опубликовала материалы первого совместного рейда рабселькоров «Правды» и «Известий». В дальнейшем совместные рейды этих и других газет («Водный транспорт» и «Гудок») стали традиционными. Особый размах получила анкетная форма работы. В январе 1961 г. «Комсомольская правда» обратилась к читателям с анкетой: «Что вы думаете о своем поколении», на которую было получено 17446 ответов, и не только от рядовых читателей, но и всемирно известных ученых, писателей, общественных деятелей. Анкетная форма стала активно использоваться и другими газетами. Значительный размах получает издание целевых и объединенных номеров газет. Целевые номера посвящались обычно юбилейным датам: 50-летие и 60-летие Советского государства, 50-летие образования СССР, 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. Со второй половины 1950-х годов стали возникать нештатные консультанты и нештатные отделы редакций. Первые такие консультанты появились в ростовской газете «Молот» в 1956 г., а первый нештатный отдел в 1958 г. в газете «Коммунист» (Минеральные Воды).
СМИ периода хрущевской «оттепели», особенно журналы, стали более терпимыми, человечными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни. Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы - прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения А.Солженицына, В.Дудинцева, А.Твардовского и других писателей.
Эпоха относительного свободомыслия была недолго. Она несовместима с идеями строительства коммунизма к 1980-му году. После отстранения Хрущева от власти тенденции по сворачиванию “вольностей” в прессе усилились. В 1954 Твардовский был освобожден от обязанностей гл. редактора журнала "Новый мир" за "неправильную линию в вопросах литературы" и намерение напечатать "политически вредную "Теркин на том свете". Вернулся Твардовский к руководству журналом лишь в середине 1958. Последующие 11 лет "второго редакторства" Твардовского принесли "Новому миру" большое признание в читательской среде.
Однако брежневское окружение обвиняло журнал в клевете на советский строй. Предлогом для окончательной расправы с журналом стала новая, не увидевшая тогда света поэма Твардовского "По праву памяти". Поэма - повод для тяжелых политических обвинений ее автора. В феврале 1970 Твардовский был вынужден вновь, и на этот раз окончательно, покинуть возглавляемый им журнал.
Возросшее значение телевидения в общественной жизни и перспективы его роста и совершенствования обозначены в постановлении ЦК КПСС от 29 января 1960 года «О дальнейшем развитии советского телевидения». В те годы советское телевидение на деле было именно тем, чем провозглашалось: «важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии».
В своей повседневной деятельности работники телевидения ориентировались на указания ЦК КПСС, поэтому роль постановления 1960 г. оказалась весьма заметной. Так, ЦК предложил ввести в практику регулярные выступления по телевидению передовых людей промышленности и сельского хозяйства, министров, руководителей партийных, советских и общественных организаций, деятелей науки, литературы, искусства. С тех пор приглашение этих людей к телекамерам перестало быть проблемой для журналистов. Всем студиям телевидения было предложено обеспечить передачи программ для детей в объеме не менее одного часа в день; пропаганда физкультуры и спорта, показ различных спортивных соревнований должны были занять в программах важное место.
В 60-е годы материально-техническая база телеинфы укрепляется: редакции оборудуются телетайпами (ТАСС и иностранных агентств), растет сеть собственных корреспондентов-кинооператоров, кинопроизводство оснащается новой съемочной, лабораторной и осветительной техникой.
В качестве характерного примера информационной публицистики 60-х годов рассмотрим еженедельное обозрение текущих событий «Эстафета новостей», впервые появившееся в эфире в декабре 1961 г. Использование феномена непосредственности (и связанной с ним импровизационности) было провозглашено творческим принципом этой программы. Применительно к основным жанрам «Эстафеты» – интервью, беседе, комментарию – использование эффекта непосредственности означало прежде всего показ человека, находящегося перед телекамерой в момент передачи.
Работники «Эстафеты новостей» выдвинули на первый план, в прямом и переносном смысле, личность журналиста. Успехи «Эстафеты» в персонификации сообщения, несомненно, имели значение для всей советской телевизионной журналистики. Однако уже в 1964–1965 гг. начался спад популярности этой программы. «Телевизионные новости» по мере своего развития отбирали у нее все больше и больше общественно значимой оперативной инфы, которую мог бы сообщить (а прежде и сообщал) ведущий этой передачи. Работники «Эстафеты» не ставили Целью анализ общественной жизни, исследование взаимосвязей и тенденций развития. Между тем «Эстафета новостей» как тип «издания» (еженедельное обозрение) должна была бы стремиться именно к аналитичности, проникновению в глубь процессов, происходящих в реальной действительности.