Развлекательная, или, как ее традиционно называют, рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) функция СМИ. (по Цвику)/Рекреация – отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Некогда отношение к этому роду журналистской деятельности было снисходительным, словно рекреативная функция относится к числу второстепенных. Но функция развлечения также естественна, как естественно стремление человека к развлечению, отдыху, веселью. Функция развлечения слабо выражена в печатной периодике и широко используется в электронной прессе. Читать – это работа. Появление в газете произведений развлекательной литературы, нередко используемое для поднятия тиража, с некоторой натяжкой можно отнести к выполнению прессой рекреативной функции. Напрямую в этот раздел входит публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов и проч.
Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляцию спектаклей и концертов – развлечение. многочисленные развлекательные программы – отдых. Разумеется, эти программы нередко к журналистике не имеют никакого отношения, либо самое что ни на есть косвенное. Правда, даже трансляция концертов нуждается в редакторской работе. В любых телеиграх, от “Поля чудес” до “Любви с первого взгляда”, работа ведущего требует журналистских навыков.В любом случае, поскольку развлекательные публикации и программы занимают заметное место в деятельности СМИ, постольку рекреативная функция имеет непосредственное отношение к журналистике. Даже “Поле чудес” имеет некий познавательный оттенок. А сколько полезного и интересного можно узнать из развлекательной телеигры второго канала “Колесо истории”, которую ведет тот же Л. Якубович. Чрезвычайно важно, когда функция развлечения “перетекает” в культурно-просветительскую функцию СМИ. Ее элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах, но есть газеты и журналы, радиопередачи и даже специальная телепрограмма “Российские университеты”, которые целиком посвящены соответствующей тематике.
Во многих газетах на последних полосах располагаются материалы призванные удовлетворить досуговые потребности читателя. Это и кроссворды, сканворды, анекдоты (особенно в массовых «Мир новостей», «Комсомольская правда») и гороскопы, прогнозы погоды, ТВ программы («Известия»). Типология и направления рекреативной журналистики: пресса субкультур, любительских объединений; спортивная журналистика, музыкальная журналистика, филожурналистика, «женская» и мужская» журналистика. Развлекательная юмористическая пресса. Бульварная пресса сплетен, скандалов, сенсаций. Тема фантастики, приключений и путешествий. Эзотерическая пресса. Еженедельники – обозрения товаров и услуг. Сервисная пресса – служба знакомств. Справочно-рекомендательные издания. Издания-телегиды. Глянцевые журналы, «желтая» пресса.Примеры федерального ТВ: “Голубой огонек”, “КВН” и др. телеигры. Спортивные матчи. СТС: «История в деталях», «Кино в деталях». Программа «Хочу верить!» - рассказывает о тайнах и загадках планеты Земля – новое о хорошо известных фактах и необычное в трактовке знакомых исторических дат. Идея создания принадлежит Вячеславу Муругову и продюсеру телеканала СТС – Борису Корчевникову. ТНТ – космополитэн.
Примеры печати Пермь: Журнальный бум начался в Перми примерно в 2001 году, кода рекламные глянцевые журналы появлялись один за другим. Их и сегодня существует не мало: «Я покупаю», «То, что надо», «Досуг», «Выбирай», «Ключ» и т.д. Однако у них есть очень большой недостаток, они практически однотипны, нет никакой специфики.
«Банзай» - посвящен (тематика): оружие, информация о новом кино, реклама машин, новости музыки, реклама одежды, новые книги, задача показать успешных бизнесменов (действующие лица журнала: управляющий ТРК Столица, начальники отдела продаж и т.д), нет аналитических материалов, журнал рекламный, информационный, попытка сделать язык более простым, информативным, возможно интересная мужчинам: киллеры, семейные трусы 10 за и 10 пиво, как сделать пиво в домашних условиях., выходит а Новосибе, Уфе, Чилябинске, Тюмени, Казани ит.д. Общий тираж 79 тыс. экз. «Каприз» - тираж 5 тыс.экз., мода, косметика, дамские авто, фитнес – все это рекламнык материалы, рубрики: рассказ, бизнес – леди (материалы, посвященные бизнесу), каприз – коллекция (новые книги – рекламодатель «Книгомир»; музыка), косметолог, косметичка, тесты, событие месяца. Мини «Космо», даже верстка напоминает, + «Караван историй», проект маскарад, история любви известного человека, но журнал заметно изменился в лучшую сторону, по объему, количеству освещаемых тем, новые проекты (маскарад – серия тематических фото) стало больше рекламы – дела идут хорошо.
«Хронометр», «АиФ Прикамье» - Рубрика «Спорт», Рубрика «Досуг» (Елена Мокрушина, Любовь Соколова), «Московский Комсомолец в Перми» (очень много рубрик), издания «Советский спорт», «Советский спорт. Футбол». Газета «Телесемь», «Телегид». Региональный выпуск «Комсомольской правды»: Рубрика «Спорт Пермь» (Дмитрий Енцов). Региональный выпуск газеты «Жизнь» и др.
43. Информационные агентства в системе российских СМИ
Информационные агентства — специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей.
Информационные выпуски агентств отличаются тематикой (общеновостные и специальные — политическая лента, экономическая, спортивная, международная и т.д.), объемом (измеряется количеством сообщений или страниц, сейчас часто в килобайтах), периодичностью (непрерывно поступающие сообщения, количество выпусков в день, неделю, месяц), способом передачи (по электронным телекоммуникационным каналам, спутниковой связи, электронным сетям, а также по телеграфу, телефону, почтой), формой (в электронном или печатном виде: бюллетени, вестники, готовые для эфира сообщения, мультимедийная продукция и т.п.), ориентацией на отдельные группы потребителей (на общенациональные и региональные СМИ, электронную прессу, органы власти, учреждения, коммерческие организации и т.д.).
Количество и характер информационных продуктов не являются постоянной величиной. Они регулярно изменяются в зависимости от запросов потребителя. Их изучением и определением приоритетов информационной политики занимаются экспертно-аналитические службы.
Успешная работа агентств зависит и от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи невозможно достичь должного уровня оперативности, а значит, быть конкурентоспособным. Крупные агентства имеют возможность вести работу в режиме реального времени: сообщения о наиболее важных событиях поступают адресату буквально через несколько минут после того, как они произошли.
Текущая хроника поступает в форме коротких заметок, построенных по жесткой схеме. У каждого агентства есть собственные требования к текстам, но можно выделить и общие черты: ответ на вопросы, что, когда и где произошло, кто принимал в этом участие; обязательна ссылка на источник инфы; детали (как, почему, с какими последствиями) отсутствуют или сообщаются во вторую очередь. Из других жанров используются комментарий, обзор, интервью, репортаж, политический портрет (преимущественно в тематических вестниках и бюллетенях, в заказных материалах и других аналитических выпусках). Современные агентства, помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам и справочно-аналитический материал, специализированную информацию; проводят пресс-конференции, делают заявления, организуют акции. В структуре агентств нередко представлены как особые подразделения теле- и радиокомпании, редакции газет и журналов, рекламные компании, PR-службы. Крупные и влиятельные агентства предлагают подписку на десятки и сотни информационных продуктов различного содержания, периодичности и формы.
Новые тенденции в журналистике, возникшие в конце 80-х гг., на первых порах мало что меняли на рынке оперативной инфы. По-прежнему над информационными просторами СССР высился монопольный гигант ТАСС, остававшийся фактически одним из главных пропагандистских органов ЦК КПСС, а значит и всех уровней советской власти.
Первые независимые агентства начали появляться в стране в самом конце 80-х гг. и, конечно, они не составляли сколько-нибудь серьезной конкуренции ТАСС или существовавшему тогда еще АПН. Непривычно звучали их названия – «Интерфакс», «Постфактум», «ИМА-пресс», «СИА», «Харьков-новости», «БИС», «МГ» и др. Организацию их взяли на себя профессиональные журналисты, имевшие опыт работы в центральной прессе.
Среди информационных агентств России, пользующихся доверием в журналистской среде, также РИА, Интерфакс, Постфактум.
РИА, образованное на базе Агентства Печати «Новости» и Российского информационного агентства, выпускает, как и ИТАР-ТАСС, не только большой объем оперативной и аналитической продукции, но и занимается проблемами маркетинга, реализует свои коммерческие устремления на информационном рынке. РИА имеет свои представительства в 60 странах мира.
Крупнейшим негосударственным информационным агентством России стал Постфактум. Созданный в пору активизации общедемократического движения, он с осени 1992 г. вступил в новый этап своей деятельности, сосредоточив свои усилия на освещении событий, происходивших в регионах России и странах СНГ. У агентства более 100 собственных корреспондентов на местах, что позволяет ему работать круглосуточно и каждые полчаса передавать сводку новостей. В течение дня «Постфактум» передает до 150 информационных сообщений, а также дважды в день – сводки экономических новостей.