Позднее, в связи с поднявшейся волной недовольства прессой в 20-х годах XX века («Они, эти газетчики, гнут свою линию, им доверять нельзя...»), для восстановления доверия к печатному слову потребовались дополнительные качества работы репортеров:
1.точность (предполагалось, что репортерское сообщение о реальных событиях — это как бы фотографирование действительности, ее моментальные снимки);
2.объективность (предполагалось, что поскольку в репортерских сообщениях нет открытого авторского суждения, то они, в сумме, могут составлять объективную панораму действительности).
И сегодня требования к качеству репортерского материала выдвигают ряд обязательных моментов:
Ясность — Краткость — Яркость
Точность — Достоверность — Ответственность
Первая триада формулирует требования к качеству изложения, доступности восприятия. Вторая — относится и к восприятию, и к этико-правовой стороне дела. Во многих профессиональных рекомендациях в поддержку этих требований выдвигаются дополнительные пожелания:
Беспристрастность – Сбалансированность - Прямая порядочность в изложении фактов.
Одним словом, журналистская новость должна удовлетворять большому количеству требований. Но при этом не всякая новость, написанная по всем правилам, может попасть в печать. Связано это с тем, что на отбор и подачу новостей в СМИ влияют и внешние факторы. Вот основные из них: запросы аудитории, конкуренция, общая линия издания, давление со стороны издателя или рекламодателя.
Теперь перейдем к освещению структурных особенностей журналистских новостей. В практике существует два основных типа новостей: жесткие (хардньюс) и мягкие (софтньюс). Рассмотрим каждый из этих видов.
Жесткие новости именно та форма, которая представляет репортерское произведение как простую фиксацию, документальное отображение реальности, как максимально объективированную «чистую информацию». Популярность жестких новостей основана не только на эффекте их документальности, как бы противостоящим навязчивой тенденциозности крупных журналистских материало. Эти материалы популярны еще и потому, что их легко читать. Нельзя заставлять читателя гадать, останавливаться, возвращаться назад или продираться сквозь чащобу излишних слов. Ставка делается на принцип «экономии мышления». Этот принцип весьма заманчив; следуя ему, журналисты, вроде бы, помогают мгновенно воспринимать смысл публикации, кстати, экономят время читателя.
Однако этот принцип ведет к нарушению правдивости, сужает поле объективного взгляда на факт. Если в аналитической журналистике, к примеру, одним из нежелательных, искажающих истину псевдо-профессиональным приемом считается «упрощение ситуации», «спрямление ходов рассуждения», то тут сами «ходы рассуждения» отменяются. Хорошо, дурно ли — такова специфика краткой новости. Необходимо, чтобы читатель понимал с полуслова, никогда не задавал более одного вопроса — именно такую задачу ставят перед собой репортеры кратких новостей.
Стремясь достичь краткости, репортер избавляется: от лишних подробностей; лишних имен; лишних географических названий; от некоторых специальных или научных терминов; от некоторых цифр и цитат (или сокращает их).
Для подчеркивания сильного новостного элемента в кратком сообщении репортера используется, начиная с XX века, определенная структура материала, закрепленная опытом журналистов разных изданий и разных стран. Это и принцип перевернутой пирамиды, и использование лида. Чаще всего используют:
1.лид одного элемента. Если в новости есть очень сильный момент, который следует выделить (все сосредоточено на имени или на итоге, или на времени происшествия...), журналист ощущает свое право заострять ответ на один из вопросов («кто» или «что», «когда», «где» или «как» совершил действие, или оказался к нему причастен).
2.комбинированный лид. Используется в новости, ценной двумя или несколькими моментами.
Но читателю интересна не только мгновенная реакция журналиста на то, что произошло сегодня и сейчас (некоторые неточности тут объясняются спешкой); есть и такие новости, которые не требуют повышенной оперативности отклика. Они называются «мягкими». Мягкая новость избирается как форма передачи факта, когда нужно заинтересовать читателя, перенести акцент с итогов на обстоятельства.
Форма «мягкой» новости рекомендуется:1.при пониженной значимости события, недостаточной «самоочевидности» (усилить ее поможет интересная деталь); 2.когда ослаблен оперативный или информационный повод (ничего особенного не произошло, а сообщить, к примеру, о состоянии здоровья травмированного спортсмена надо — журналист изобретает информационный повод сам); 3.когда оперативность сообщения не важна (событие настолько курьезно, либо какая-то деталь настолько «из ряда вон», что сообщить о таком происшествии можно и сегодня, и через месяц, и через год...) 4.когда необходимо сменить тон повторного разговора об уже известном происшествии; 5.если кажется, что в факте недостает интриги, но ее легко ввести. (Видя, что сама по себе новость «не играет», автор старается придать материалу нужную экспрессию, например, упомянув о воробье, влетевшем в окно во время скучного совещания...).
Мягкая новость редко строится по принципу «перевернутой пирамиды»; структура, при которой самое важное, интересное дается в самом начале, тут не подходит. Читателя не побуждают немедленно «проглотить соль факта», но завлекают, подготавливая восприятие.
Лиды мягких новостей заинтересовывают читателя, стараются его заинтриговать и, кроме того, устанавливают более дружественный, свободный и непринужденный тон. Вот их некоторые варианты:
1.лид — «временное умолчание» (о главных героях или причинах события). Происшествие передается в самых общих чертах, вызывая у читателя желание узнать недосказанное. (В необычайную ситуацию попал человек, признанный лучшим асом второй мировой войны...) 2.«сценический» лид («образный протокол»). Как бы мгновенный снимок интригующей сцены: «Труп лежал лицом вниз...»; 3.лид — обращение: «Что, если бы премьером были Вы?»
Одним словом, элемент новости, доминирующий в жесткой репортерской хронике, достаточно силен и в мягких сообщениях, но тут он менее «агрессивен», менее напорист и самоочевиден.
Сегодня журналистские коллективы из-за повышенной конкуренции, из-за желания привлечь аудиторию пытаются уйти от простого предоставления новостей (мягких или жестких). Все чаще в СМИ появляются новые способы подачи новостей.
К ним, например, относится инфотейнмент – разыгрывание новости.
Другой метод подачи новостей – финишинг. Финишинг – это журналистский ход, прием, позволяющий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота диктует, логически перетекает в неожиданные выводы, комментарии.Финишинг включает в себя две-три публикации. Главное, чтобы поднятая проблема была доведена до конца, закрыта в плане ее практического решения. Причем при использовании этого приема допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т.д.
9. Информационные жанры в журналистике
Информационные жанры – наиболее оперативные жанры, не требующие детального анализа. К этим жанрам, как правило, относят заметку (новость), репортаж, интервью, отчет. В учебнике А.А. Тертычного выделяются также информационная корреспонденция, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог. Спорным считается и отнесение к информационным жанрам колонки, реплики и зарисовки. Наличие такого количества разногласий по данному вопросу может свидетельствовать лишь то, что информационные жанры развиваются, что тексты в этих жанрах являются очень популярными в современной прессе.
Популярность информационных жанров легко объяснима: эти тексты интересны читательской аудитории. Ведь они отличаются современностью, своевременностью (ощущение важности оперативной подачи), емкостью, сжатостью, новизной. Не лишены они и такого важного признака для любого журналистского материала как социальная значимость.
В любом тексте информационного жанра отмечается оперативность, наличие событийного повода, рассмотрение отдельного факта, явления. Нередко центром информационного материала сегодня становится сенсация. Часто журналисты стараются придать новости масштабности (например, цифра дается с разъяснением: показывается либо ее значимость, либо ее необычность). Еще одна современная примета информационных жанров – повышенное внимание к заголовку. Связано это с тем, что иногда в газете присутствует столько новостей, что читатель пробегает глазами только их заголовки, и если заголовок неинтересен, то дальше текст, вероятно, прочитан не будет. Стоит отметить, что у любого заголовка есть три основные функции:
1.номинативная – называет, вычленяет тему, проблему.
2.коммуникативная – должен информировать сообщать нечто.
3.рекламно-целевая – рекламирующий текст.
Заголовки должны побудить в читателе интерес, желание ознакомиться с текстом, поэтому сейчас популярны афористичные заголовки, заголовки-цитата, заголовки-интрига, не теряют актуальности и более традиционные заголовки: заголовок-хроника, заголовок-резюме. Отметим, что заголовки свидетельствуют о концепции издания.
Несмотря на некоторые общие признаки, каждый информационный жанр непохож на другой. Выбор жанра зависит от целеустановки автора, характера инфы и полученных сведений. При выборе заметки автор ставит перед собой задачу донести до читателей новую, актуальную для них, информацию, сжато и оперативно ответить на основные что? где? когда?. Если автор выбирает интервью или репортаж, то тогда при общем сохранении интереса к новости, на первый план выступает не оперативное значение сообщаемой инфы, а ее истолкование. Стоит отметить, что такая «аналитичность» этих информационных жанров не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментирования. Господствуют в отчете, репортаже и интервью повествовательно-описательные элементы, а не логико-рациональные. Факт, зафиксированный в заметке, может быть возвращен на газетную полосу, в радио- и телеэфир в виде развернутого материала, сообщающего детали и подробности с места события, комментирующего и оценивающего происходящее. Вкупе с заметкой отчет, репортаж и интервью позволяют создать движущуюся панораму действительности, передать ощущение динамики жизни.