10. Система информационных жанров
Информационные жанры – наиболее оперативные жанры, не требующие детального анализа. К этим жанрам, как правило, относят заметку (новость), репортаж, интервью, отчет. В учебнике А.А.Тертычного выделяются также информационная корреспонденция, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог. Спорным считается и отнесение к информационным жанрам колонки, реплики и зарисовки. Наличие такого количества разногласий по данному вопросу может свидетельствовать лишь о том, что информационные жанры развиваются, что тексты в этих жанрах являются очень популярными в современной прессе.
По сути содержание текста в информационном жанре должно содержать ответы на ряд стандартных вопросов (формула Квинтилиана): кто сделал? + что сделал? + где? + какими ср-вами? + зачем? + как? + когда?
Ядро этих текстов — новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт — нечто, имевшее место во времени и пространстве. Факт инвариантен, а изложение, интерпретация его вариативны. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных). Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток инфы, удовлетворяющий запросы аудитории.
Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:
1.оперативность; 2.релевантность — соответствие интересам аудитории; 3.фактическая точность; 4.декодируемость — понятность для аудитории сути сообщения;
5.краткость инфы. Всем этим требованиям соответствует ведущий оперативно-новостной текст СМИ — заметка. Главное в заметки – лид, в котором формулируется и представляются основные факты события. Изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями — цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной инфы. Автор заметки ограничен в выявлении собственного "я", на первый план в текстах такого рода — в короткой хронике, в развернутом новостном сообщении — выступает сообщение о факте. Однако автор и не безразличен к инфы — он всегда ощущается и в отборе фактов, и в их группировке, и в изложении.
Специфика репортажа и интервью в том, что в них при общем сохранении интереса к новости на первый план выступает ее истолкование. Важно подчеркнуть: анализ, интервью и репортаже — не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментирования. Факт, зафиксированный в заметке, может быть возвращен на газетную полосу, в радио- и телеэфир в виде развернутого материала, сообщающего детали и подробности с места события, комментирующего и оценивающего происходящее.
Репортаж — один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи инфы с ее анализом. Стержнеобразующий жанровый элемент здесь — отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Реконструкция события — прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т. д.
Специфика интервью заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты. Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника — его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Разновидности интервью: информационное, проблемное, экспертное, интервью – мнение.
Существуют также пограничные жанры, к ним можно отнести: колонку, реплику и зарисовку. Колонка, пограничный жанр между аналитическими и информационными жанрами, близка к комментарию. Жанр для нашей публицистики новый, пришедший из-за рубежа. Когда в конце 1980-х отечественная жур-ка все очевиднее стала приобретать авторский характер, колонка появилась и у нас: М. Соколов в "Коммерсанте", Л. Радзиховский в "Сегодня", А. Боссарт, А. Минкин, Стародум (Ст. Рассадин) в "Новой газете". Многие провинциальные газеты тоже обзавелись колонками. На Западе колонка обычно занимает до 200 строк. Объемы отечественных текстов этого жанра находятся в тех же пределах. Справедливости ради следует отметить, что у современной отечественной колонки в 1920-е гг. был предшественник — фельетон-комментарий, в жанре которого работали молодые тогда М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров. Сегодняшняя колонка, разумеется, носит не только иронико-комический характер: она служит и журналисту-политологу, и экономисту, и социологу, и театральному или кинокритику. Автор в колонке выступает в качестве героя-повествователя или персонажа-маски (в комическом варианте колонки), чья точка зрения, собственно, и является предметом исследования. В этом отношении колонка близка эссе. Автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее. Во-вторых, колонка как оперативный отклик на происшедшее по своей тональности полемична. Этим она и отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. В колонке, как правило, взгляд автора не совпадает с общепринятой точкой зрения, он предлагает новое представление о ситуации. Персональная точка зрения — смысловое ядро колонки. Колонка — это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями. Если в комментарии такая связь публициста и аудитории факультативна, то в колонке обязательна. Итак, комментарий — жанр публицистики, представляющий собой оперативный отклик на конкретные события в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к соразмышлению. Колонка — монолог публициста, предлагающего в свою оценку фактов и явлений действительности. Зарисовка и реплика, жанры пограничные с художественно-публицистическими. Так, некоторые исследователи называют реплику – младшей сестрой фельетона. Новость в реплике всегда носит отрицательный характер и именно эта черта новости и обсуждается. Структура реплики – инфа о негативном факте и мнение автора по этому поводу, плюс оценка значимости этой отрицательной черты для общества в целом.
11. Репортаж
Репортаж – это оперативная форма эмоционального, наглядного изображения события, участником которого был сам автор. В основе репортажа лежит событие в динамике, наглядное изображение действительности, причем это общественно-значимое событие развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события. Особенности жанра: оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активнодействующее авторское Я, которое помогает создавать эффект присутствия.
Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению.
Репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события – прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор. Автор репортажа – не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия.
Для появления репортажа должен быть событийный повод. Журналист фиксирует впечатления, реплики, фрагменты портрета, передает ощущения увиденного. Логично выстроенная цепочка событий в их последовательности и детальности подробно создает наглядность и убеждает в достоверности. Таким образом, задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего – быстро развивающихся). Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.