Смекни!
smekni.com

Методика журналистского творчества (стр. 5 из 7)

Многие журналисты, исходя из традиционной журналистской теории, в частности и Максим Николаевич Ким, говорят, что лид характерен для информационных материалов. Но в жизни мы практически в любом журналистском произведении встречаем вводную часть материала, которая привлекает внимание читателей и плавно подводит к основным рассуждениям автора, т. е. к основной части. В ней журналист развивает, разворачивает обозначенное в лиде событие, свои мысли на проблему, предмет, либо даёт более подробное описание кого-либо или чего-либо.


1.7 Композиционные формы

Определившись со структурой, журналист далее должен выбрать какую из имеющихся композиционных форм, лучше применить. Что вынести в лид, как выстроить основную часть и т. д. Вот, что об этом говорит Горохов: «Элементы содержания упорядочиваются в произведении не только благодаря идее, синтезирующей многомерные связи и отношения между фактом, мнением, проблемой и т. д. Эта упорядоченность достигается также и формальными средствами, среди которых видное место занимает сюжет и композиция», а также фабула и архи тектоника.

Композиция

Слово «композиция» происходит от лат. сompositio – составление, связывание. В журналистском произведении могут связываться события, разделённые во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т. д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения. Целостность достигается единством художественной формы и содержания.

Любая композиционная форма – это отражение динамики развития

И становления главной идеи произведения, ради которой оно пишется. Поэтому все его части, их количественный и качественный баланс определённым образом подчиняются логическому раскрытию основной авторской мысли. «Композиция, - пишет Е.П. Прохоров, - оказывается, прежде всего, расположением в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций и лиц в характерности их взаимоотношений и движения».

Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике киноискусства и, по сути, означает отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину. Журналисты охотно используют данный принцип в своей работе. Например, журналист А. Васинский говорит, что ему в построении композиции помогает сценарный опыт: «Всё время переставляю абзацы, меняю начало, конец, стараюсь добиться динамики, ритма».

Можно использовать такой приём как разделение большого текста на отдельные главки, что способствует концентрации внимания читателя. Также этот подход позволяет:

· Разбить всё произведение на тематические блоки

· В каждом разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос

· Выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации

· С помощью логических мостиков придать тексту целостность.

Материал, построенный по такому принципу, равномерно распределяет внимание читателя в пространстве произведения.

Как отмечает Л.М. Майданова, «членение на главки нередко прямо отражает специфику жизненного материала, использованного журналистом…Части с помощью заголовков фиксируют либо ход события, либо ход авторской мысли».

Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как приём «разработки мотива». В данном случае автор выдвигает «ударный эпизод» или же ищет интересный сюжетный ход. В качестве «ударного эпизода» может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему. Выдвижение «ударного эпизода» всегда связано с акцентировкой читательского внимания на теме журналистского выступления, вызывая интерес и желание ознакомиться с дальнейшими событиями.

Сюжет

Часто журналисты используют сюжетные приёмы построения произведений. Слово «сюжет» происходит от франц. sujet- предмет; в толковом словаре «система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям… Событие или система событий, изображаемые писателем, протекают во времени, в причинно-следственных связях и отличаются относительной завершённостью. Отсюда элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка».

В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет даёт публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними». В отличие от литературного сюжета журналистский более «собран», не развёрнут, в нём, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. «Сюжет не механический слепок события или явления, не зеркально отражённая конструкция предмета. Он вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист», - считает Е.П. Прохоров.

Цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвёртых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приёмы и средства сюжетного построения, которые способны наиболее выгодно для идеи произведения высветить объект или предмет описания.

Фабула

Наряду с сюжетным построением произведения журналисты охотно используют фабульные приёмы в подаче событий. «Фабула от лат. fabula – сказание, рассказ, предание». В силу его многозначности данный термин часто путают с сюжетом. Если под сюжетом понимают хронологическую последовательность изображаемых событий, то под фабулой – тот порядок, в котором о них повествуется. По мнению М.Н. Кима «сюжет – схема события, а фабула – их конкретное и многостороннее изображение». В словаре Ожегова: «Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нём события».

Таким образом, фабульное построение материала от сюжетного отличается тем, что основной заботой журналиста здесь является выделение наиболее примечательных событий, которые раскрывали бы то или иное социальное явление или проблему. «Для реализации замыслов такого рода, - отмечает Е. Прохоров, - требуется пространственное композиционное мышление. Фабульное повествование и даёт сцепление событий, как их увидел, понял и оценил публицист, - сцепление позволяющее создать панораму жизни на том, или ином участке, в том, или ином срезе». В одних случаях «сцепление» может быть создано автором преднамеренно, в других – сама жизнь сталкивает некие события, которые могут лечь в основу фабульного повествования.

Архитектоника

Архитектоника – соразмерность частей, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии. Вот, что пишет Б. Я. Мисонжников об этой композиционной форме: «Архитектоника – не только структуроопределяющая, но также и важнейшая эстетическая категория. Она подразумевает и определяет уровень искусства построения, соотношения элементов в системе с позиции эстетического значения, обращает внимание на общий эстетический план единого целого…Архитектоника журналистского текста – соразмеренность его частей, эстетический уровень построения произведения как законченного целого, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии, это общий эстетический план материала».

1.8 Жанры (художественные формы произведения)

Если вспомнить правило о единстве формы и содержания, то согласно ему, любому содержанию должна соответствовать определённая форма. Данное правило действует не только в литературе, но и в журналистике. В массовом сознании термин «форма» ассоциируется с внешними очертаниями, контурами предмета. В художественном произведении и публицистике – это совокупность приёмов и изобразительных средств, внутренняя организация содержания. Журналистика исстари существует в определённых формах, обладающих устойчивыми признаками. Такие устойчивые, с повторяющимися признаками, формы отражения действительности и называют жанрами.

Быстротечная жизнь диктует публицисту разные задачи. В одном случае он просто сообщает о факте без детализации события, в другом – анализирует уже группу фактов, «кусочки жизни», далее рисует портрет человека, раскрывает его характер. Со временем возникают целые группы материалов с различными художественными формами, т. е. жанрами. Традиционно систему жанров подразделяют на три группы.

1. Информационные жанры. В настоящее время являются самыми популярными среди журналистов. Объяснение этому, я думаю, можно найти в словах Алексея Суворина (издателя Петербургской газеты «Новое время»): «Любая оперативная информация даёт тираж гораздо больший, чем самый модный роман». К этой группе относят: заметку, интервью, репортаж, отчёт. Исходя из названия, главная задача материалов данной группы – информировать о новостях. Таких, которые имеют общественное значение, будут интересны большинству читателей.

Чтобы превратить потенциальную информацию в реальную, необходимо соблюсти ряд условий. Сведения, сообщаемые в таком жанре должны быть: