Первая газета в Гане появилась за сто лет до её освобождения, в 1857 году. Многие считают это совпадением, не связывая независимость Золотого берега с появлением первой национальной печати. Возможно, это так, и в долгом, трудном пути, который проделала Гана от состояния угнетаемого колонизаторами государства, до независимой страны, пресса не сыграла существенной роли. Однако можно взглянуть на этот вопрос и по-другому. От рабской зависимости Гану освободила не случайность, не чудо, не внезапно замучившая колонизаторов совесть. У истоков независимости стоит не один факт, и не человек, а совокупность фактов и множество людей. У истоков независимости страны в первую очередь – её народ, пожелавший быть свободным. Только проснувшееся самосознание, веками подавляемая национальная гордость и патриотизм, пробудившиеся в людях, могут разбить оковы порабощения. Так было с Ганой, так было и с другими странами. И в этом аспекте вопроса пресса предстаёт в совершенно другом свете: вместо незначительного осколка скалы в общем камнепаде она становится метеоритом, пробудившим цунами. Газеты, печать стали фактором, сыгравшим исключительно важную роль в национально- освободительном движении Ганы. «Поскольку все остальные формы сопротивления колонизаторам подавлялись ими, на первый план борьбы вышла её литературная, газетно-публицистическая форма. «Слово сильнее меча», - заявляли деятели национально-освободительного движения в Африке. Следя этой формуле, они умело использовали оружие печатного и устного слова, чтобы подготовить крушение колониализма»[1].
Однако в любом общественном процессе необходим катализатор, который сдвинет с мёртвой точки давно назревшую проблему, для каждой волны реформы нужен свой «метеорит», который эту волну поднимет. И для национальной прессы бывшего Золотого берега таким метеоритом стал выдающийся политический деятель и первый президент независимой республики Гана Кваме Нкруме.
Имя Кваме Нкруме вышло далеко за пределы летописей истории Африканского континента и стало достоянием летописей истории мировой. Он не только стал одним из активных поборников идеи всеобщего объединения Африканского континента, не только добился высокого авторитета своей страны среди других государств, но и запомнился, как сподвижник идеи всеобщего мира и дружбы. Не случайно его деятельность была отмечена в 1962 году международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».
Пресса Ганы начального периода, который занимает 1857-1957 года, представляется слабо изученной, так как периодические издания редко переводились на другие языки и практически не поступали в мировые библиотеки. Однако то, что касается журналистской деятельности Нкруме, широко представлено в исследовательских трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей. В особенности это касается трудов Нкруме в «Ивнинг ньюс», о которой речь пойдёт ниже. Данное обстоятельство лишний раз доказывает важнейшую роль, которую сыграл первый Президент республики Гана в становлении национальной печати.
В декабре 1947 года Нкруме возвращается на Золотой Берег. Он создаёт Комитет молодёжных организаций при объединённом конвенте Золотого Берега, котрый стал практически ядром обновлённой партии. Печатным органом ОКЗБ стала газета «Аккра ивнингньюс», первый номер которой вышел 3 сентября 1948 года. Концепция и идея газеты поддерживала те мысли, с которыми пришёл Нкруме в ОКЗБ: силы протеста в стране созрели для активных выступлений, но им не хватает организации. В дополнение к вечерней «Аккра ивнингньюс» появляются утренние газеты в других городах: «Морнинг телеграф» в Секонди и «Дейли мейл» в Кейп Косте.
Однако решительные действия по организации первых шагов на пути к свободе возымели обратное, неожиданно для всех значение. Нквама всё больше расходится с консервативными деятелями ОКЗБ. «Консервативная печать критиковала «Ивнингньюс» за то, что она настраивает народ против вождей и образованных людей, учит из неподчинению закону. «Ивнингньюс», как правило, не оставалась в долгу перед своими критиками называла их реакционерами и прислужниками империалистов»[2].
Раскол между двумя взглядами внутри одной партии ширится и достигает предела. Кваме принимает решение о выходе из ОКЗБ и создании нового института власти – Народной партии конвента (НПК).
Различия между НПК и ОКЗБ было существенным. ОКЗБ провозглашала: «Самоуправление в кратчайшие сроки», затягивая и отодвигая эти сроки до незримых границ. В активе ОКЗБ состояла привилегированная прослойка страны, интиллигенция и местная аристократия. Народная партия конвента опиралась совсем на других людей: на учащуюся молодёжь, рабочих, фермеров, батраков, иными словами – на тех, кто на собственных плечах тащит бремя зависимости и рабского труда на колонизаторов; на тех, кто устал ждать, когда же кончатся «кратчайшие сроки».
Печатными органами партии Нкруме Кваме стали всё та же «Ивнинг ньюс» в Аккре, «Ашанти сентинел» в Кумаси, также ежемесячный журнал «Фридом».
Средства, которыми добивалась поставленной цели НКП, напрямую находили отражение в освещавших жизнь партии газетах. «Выдвинув лозунг «Самоуправление немедленно», НКП и её печать указали и те методы борьбы, при помощи которых поставленная цель может быть достигнута. Главным из них был метод «позитивного действия. Сюда входили политическая агитация, разрешённая законом, пропагандистская и просветительская кампания в прессе и – как крайнее средство – забастовки, бойкот и несотрудничество с властями.
Впервые этот метод был применён в январе 1950 года, когда английские власти отвергли требование НПК и её сторонников о предоставлении Золотому Берегу статуса доминиона в рамках Британского содружества наций Вместо этого народу Золотого Брега был навязан ещё один, несколько улучшенный вариант колониальной конституции. Участники кампании «позитивного действия» строго следовали советам и предупреждениям «Ивнинг нюс»: «Помните, что забастовка проводится на основе полного ненасилия. Не должно быть никаких грабежей, поджогов, восстаний и беспорядков. Но уже 11 января губернатор объявил в стране чрезвычайное положение. Начался полицейский террор. Газеты НПК были закрыты, а их редакторы арестованы. Вскоре власти арестовали и посадили в тюрьму руководителей и активистов НПК Кваме Нкруму, Коджо Ботсио и др.Движение на время было обезглавлено и лишилось своих печатных органов».[3]
Вот что пишет сам Нкрума о январских событиях 1950-года и о своей работе в печатных органах НПК:
«<…>Вскоре я получил письмо c требованием предстать перед государственным советом наpоднoсти га - традиционным местным органом власти, для тoгo чтобы обсудить вопрос o «нарушающих закон элемeнтaх, к сожалению имеющихся в стране, и возможных мерах их устранения.
<…> - Что, собственно, вы подразумеваете под позитивным действием? - спросили меня.
Heспеша, я возможно подробнее oбъяснил им этoт термин, но, как я и ожидал, мое объяснение не удовлетворило некоторых присутствовавших там моих давнишних политических противников.
<…>Мне казалось, что по этому вопросу следовало выступить с печатным заявлением. Я взял карандаш и бyмагу и за несколько часов написал брошюрy, озаглавленную: «Что я подразумеваю под позитивным действием». B ней я объяснил, что, поскольку термин позитивное действие неправильно истолковывается и объявляется yгрoзой применения насилия, это беспокоит империалистов и их агентов. Меня вызвали в государственный сoвет народности га, где я объяcнил присутствующим истинное значение слов «позитивное действие». Собрание закончилось рекомендацией, гласящей, что я должен созвать народный митинг и дать те же самые объяснения.
<…>K девяти часам утра, проработав всю ночь на печатном станке «Кроппер» в помещении «Аккра ивнинг ньюс», мне удалoсь напечатать пять тысяч экземпляров брошюры. B тот же день я созвал массовый митинг на «Арене», где прочел свое заявление собравшимся. Затем я доложил государственному совету народности га o том, что выполнил их пожелaние.
<…>На первой странице «Аккра ивнинг ньюс» я опубликовал привлекшую всеобщее внимание статью, озаглавленную: «Эра позитивного действия приближается». Позднее на большом митинге на «Арене» я предупредил присут¬ствyющих o необходимости подготовиться к позитивному действию. Если в течение двyх недель английское правительство не удовлетворит наше требование o созыве учpедительной ассамблеи, заявил я, то в любой момент после этого может быть предпринятo позитивное действие. Я внyшал им, что нe должно быть гpабежей или поджогов, волнений, разрушений и вообще беспорядков; что успех нашегo дeлa зависит от ненасильственного и мирного характера нашей борьбы.
Приняв этот вызов, правительство перешло в наступление и возбудило ряд судебных дел против редакторов тех газет, которые я основал и которые, совершенно естественно, поддерживали нашу агитацию. Некоторые из редакторов были посажены в тюрьму, и я сам скорo был вызван в суд по обвинению в неуважении к власти. Этo дело было возбуждено против меня послe одной статьи, появившейся в «Морнинг телегрaф» в Секонди. Помещение суда было переполнено, и сотни людей, которые не могли проникнуть в здание, шумели на улице. Их непрерывные и энeргичные выступления в мою поддержку заглушали прения в суде. B конечном счете я был приговорен к штрафу в триста фунтов или четырехмeсячному тюремному заключению. K счастью, населениe Аккры и многие члены партии объединились, и им удалось собрать достаточно денег для уплаты штрафа и таким образом дать мне возможность продолжать мoю агитацию и борьбу против империализма.
<…>Я получил письмо от Сэлоуэя. B нем говорилось, что правительство рассмотрит этот вопрос сегодня и чтo в связи c этим позитивное действие должно быть приостановлено. Прошло утро и часть дня. Наши нервы были напряжены, и атмосфера была крайне накалена. Конгресс профсоюзов yже объявил забастовку, которая фактически началась за два дня до этого - в полночь шестого ноября. B пять часов я решил, что ждал достаточно долго, и cозвал митинг на «Арене». Там я объявил народу, что в полночь должна начаться всеобщая забастовка, в которой не примут участия работники водопровода и других коммунальных учреждений, a также полиции. Ответная pеакция народа была немедленной. Политическая социальная революция в Гане началась.