Смекни!
smekni.com

Средства массовой информации Китая (стр. 2 из 3)

В основном же наблюдение за работой пользователей ведется на местах и начинается уже с момента регистрации пользователя. Для того чтобы стать пользователем Интернета, физическое лицо должно пройти проверку в местном полицейском отделении и предоставить провайдеру справку установленного образца. По некоторым неофициальным данным, кадровые работники Министерства общественной безопасности (=МВД) нередко работают на руководящих должностях в крупных провайдерских фирмах.

Для физических лиц существует целый ранжир разнообразных наказаний: от денежных штрафов до лишения права пользования Интернетом на определенный срок. Требования, предъявляемые к корпоративным пользователям, на порядок выше, чем к физическим лицам. Проверка на благонадежность той или иной компании, желающей "вступить" в Интернет, занимает иногда несколько месяцев. Для солидных коммерческих компаний или государственных организаций, имеющих штатную службу безопасности или первый отдел, практикуется снятие блокировок в интересах бизнеса. Однако любые "шалости" сотрудников этих компаний тщательно фиксируются на специальном оборудовании, и нарушители режима строго наказываются. В фирмах ведется журнал, где аргументируется посещение каждого сомнительного сайта.

На предприятиях и в фирмах практикуется опыт публичных e-mail типа *@public.*, когда целой группе работников присваивается один и тот же адрес, а переадресация корреспонденции производится через системного оператора или дежурного администратора локальной сети.

Безусловно, такие меры могут осложнять оперативность работы бизнес-пользователей Интернета. Особенно тогда, когда речь идет об использовании Интернета при работе с зарубежными партнерами. Однако система "разнесенного тотального контроля" работает очень гибко и предусматривает различные послабления для определенных категорий пользователей, таких, например, как ученые-исследователи или работники средств массовой информации.

К тому же "меры обеспечения безопасности" в условиях динамично развивающейся экономики и рыночных отношений являются для властей больше средством самоуспокоения и успокоения наиболее консервативно настроенной части населения. По утверждению экспертов из компании China Internet Corp., принадлежащей государственному монополисту рынка информационных услуг — агентству новостей "Синьхуа", за период с 1996 года по настоящий момент в Китае не было зафиксировано ни одного случая использования систем электронной коммерции в целях пропаганды оппозиционных политических взглядов. Пользователям, интересующимся запрещенными ресурсами, открыты возможности обходить правительственные фильтры через открытые каналы на гонконгских серверах. Диссиденты внутри Китая очень активно используют электронную почту для ведения переписки с зарубежными товарищами и даже выпускают электронные журналы и бюллетени, содержащие информацию из китайских источников, за пределами страны.

По мнению чиновников министерства информационной индустрии, защита национальных интересов не должна становиться тормозом общего развития информационных технологий, которые на сегодняшний момент являются одним из главных инструментов приобщения китайцев к достижениям мировой культуры, науки и техники. На сегодняшний момент, по оценке China Internet Information Center, более 80% подключенных используют Интернет как источник получения данных в области науки и техники. При этом 78% пользователей в Китае — это молодые люди в возрасте от 21 до 35 лет. Понятно, что значительные препоны в пользовании Интернетом не в интересах китайского государства, взявшего курс на технологическое перевооружение промышленности и создание целой сети так называемых техно-индустриальных парков высоких технологий по всей стране. Тем более что Интернет, помимо всего прочего, очень удачно вписывается в далеко идущие планы правительства Китая в области глобального информационного присутствия.

Проблема № 2 — "китайский контент".

Если проблемы защиты государственных интересов и национальной безопасности в Сети являются для Китая больше стратегическими, чем практическими задачами, то языковая проблема — это проблема сегодняшнего дня.

Китайский Интернет ожидает острый дефицит содержания, так как большинство пользователей, а их, только по самым скромным подсчетам, должно быть около 8 млн. — это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет (более 70%). В силу этих причин англоязычное содержание сети Интернет будет им или недоступно, или труднодоступно.

Китайские власти и коммерческие организации уделяют большое внимание проблемам перевода. Ведутся разработки различных систем автоматизированного перевода. Предпринимаются даже попытки автоматизировать перевод речи. Так, например, китайская Академия наук совместно с корпорацией AT&T объявили в конце октября 1998 года о пятилетней программе, результатом которой должен стать прототип программы-переводчика речи с английского на китайский и наоборот.

Однако проблема перевода — не единственная проблема. Китайцы нуждаются в оригинальном содержании Cети на китайском языке. На сегодняшний день, по разным оценкам, лишь от 30 до 55 процентов китайского Интернета — на китайском языке. Остальная доля приходится на английский язык.

Китайцы располагают достаточными интеллектуальными и материальными возможностями для "наполнения" Сети китайским содержимым. Однако у китайских компаний не хватает опыта для "подачи" этого контента в нужном месте, в нужное время, нужной аудитории. К тому же не всегда у китайских фирм хватает технологических и технических знаний и методов для продвижения информационной структуры на китайском языке.

Если говорить об электронных СМИ, то надо отметить явное отставание континентальных изданий от тайваньских, гонконгских или американских. Это преимущественно государственные или полугосударственные структуры. Новостные части этих изданий не всегда вовремя обновляются, системы поиска часто не работают или работают в примитивном режиме. Электронные СМИ КНР не всегда имеют законченную функциональную структуру: нет рубрикаторов, реклама располагается не в самых подходящих местах и т.п.

По результатам опроса, проведенного ChinaNIC летом 1998 года, около 50% респондентов выразили неудовольствие скудным китайским содержанием Сети. Правительство Китая, однако, не видит в этом большой проблемы, так как считает, что Китай находится лишь "в начале пути". Усилия официальных органов направлены в первую очередь на создание развитой, эффективной и технологически современной инфраструктуры, которую впоследствии можно будет без труда наполнять китайским контентом. На сегодняшний момент в Китае действует несколько национальных информационных систем, многие из которых не имеют прямого выхода в Интернет (к примеру, ИС гражданской авиации, метеорологическая ИС, ИС управления железнодорожным транспортом и т.п.). В то же время новые сетевые технологии, основанные на Интернет-протоколах, находят широкое применение в медицинских, коммерческих, банковских информационных системах. Рост развития отрасли программного обеспечения в Китае оценивается в 300% за последние два года.

Запущенная в начале 1998 года система коммерческих объявлений, базирующаяся на сайте министерства внешней торговли КНР, стала суперпопулярной в считанные дни и повлекла за собой массовое внедрение систем электронной коммерции в Китае в течение второй половины 1998 года. По мнению западных обозревателей, к 2005 году в Китае будет полностью создана законченная коммуникационная инфраструктура, которая позволит до 80% всех взаиморасчетов между предприятиями, предприятиями и населением производить посредством электронного обмена данными.

Китайское правительство официально взяло курс на "информатизацию" всей страны, и любые начинания, связанные с информационными технологиями, если не получают прямую поддержку государства, то всячески приветствуются. Огромное количество различных провайдеров, Web-студий, "Интернет-писателей" (новая профессия и источник пополнения бюджета для китайских студентов) должно, по мнению властей, "сформировать рынок Интернет-услуг и направить его в нужное русло". Надеясь на рыночные законы, власти, тем не менее, не забывают поправлять и направлять развитие интерактивных технологий. Но надо отдать им должное: контроля в Сети простые, лояльно настроенные пользователи почти не ощущают.

Идет также активное установление связей с государственными и коммерческими Интернет-службами в Сингапуре, на Тайване, в США, Канаде и Австралии. Китайцы, населяющие мир, кооперируются и взаимодействуют. Азиатские страны болезненно воспринимают "америко-центризм" в Интернете, и, похоже, что иероглифическое письмо, имеющее хождение или воспринимаемое без особых проблем практически во всех странах азиатско-тихоокеанского региона, может стать определенным вызовом англоязычному Интернету.

Не обходят своим вниманием китайский Интернет и зарубежные компании. Exite и Yahoo! уже давно запустили поиск на китайском языке. Китайские версии Netscape и MS Explorer выходят практически без отставания от основных. Многие зарубежные провайдеры Интернет-услуг отдают себе отчет в том, что без Китая и контента о Китае как таковом их услуги будут неполными.

Нельзя также не подчеркнуть, что китайская община во всем мире очень внимательно следит за развитием интерактивных технологий в Китае. Результатом этого внимания является целый ряд полезных Интернет-ресурсов (как на английском, так и на китайском), содержащихся за счет китайской общины и работающих на общественных началах. К таким ресурсам относятся прежде всего Сhina News Digest и TCFA UPDATE. Первый ресурс предоставляет широкий выбор различных новостных бюллетеней и ссылок на различные китае- и англоязычные Интернет-ресурсы. Там же находится архив разнообразных материалов по Китаю, включая фотоматериалы. TCFA — бюллетень китайской финансовой ассоциации, общественной организации, объединяющей финансистов и экономистов китайской национальности из разных стран мира. Информация, предоставляемая двумя этими организациями, абсолютно бесплатна и распространяется как через сайт, так и посредством рассылки.