Смекни!
smekni.com

Массово-культурный тип журнального издания, формирующего общественное мнение (стр. 3 из 4)

Тираж журнала «Все звезды» более 300.000 экземпляров. Не каждое крупное издание может похвастаться таким выпуском. Как пишет «Медиа-атлас», «Все звезды» - это журнал, содержащий более десятка постеров и рассказывающий о звездах кино и музыки. Кроме регулярных номеров, часто выходят дополнительные спецвыпуски, посвященные популярным исполнителям. Целевая аудитория: молодежь от 9 до 17 лет.

Именно эти три класса журналов наиболее приближены по формату к изданию нового типа. Но, ни один из них не может служить полноценным носителем лейбл-культуры. Эти классы журналов действительно обладают некой сконцентрированной культурной властью, способной постоянно перерабатывать наши представления о самих себе, перепредставлять их, подгоняя под предпочтительные определения доминирующей культуры. Однако эти индустрии не могут полностью завладеть нашим разумом и проецировать на него свои установки. Издание же нового типа действительно находит или расчищает некое пространство в умах тех, кто на них откликается. Культурное господство реально эффективно, хотя отнюдь не всесильно и не всеохватно. На практике ведется постоянная неравная борьба за реорганизацию культуры, иными словами, существует некая диалектика культурной борьбы, диалектика сопротивления и приятия, что превращает сферу культуры в постоянное поле битвы. Здесь нет победы навсегда, но только возможность выиграть или проиграть какую-либо стратегическую позицию, что и удаётся изданию нового типа.

Глава 2. Журнал «Афиша» как сформировавшееся издание нового типа

2.1 Характеристика понятия «новый тип издания» через призму понятия «лейбл-культура»

Само слово «media» (т. е. посредник) наводит на мысль, что СМИ являются связующим звеном между публикой и некоей объективной реальностью, на самом деле существующей где-то в этом мире. К такому взгляду, как мне кажется, приучила людей западная культура. Однако нужно понимать, что журналисты и редакторы сообщают нам сведения об этой объективной реальности после тщательного отбора материала и решения, какое количество времени уделять каждой конкретной теме. Хотя главной целью СМИ является максимально объективный анализ происходящих событий, нередки ситуации, когда стремление угодить публике перевешивает все другие соображения. Обусловлено это ситуацией на информационном рынке, который, как и всякий рынок, ориентирован на продажу произведенного товара (в нашем случае — информации), т. е. в конечном счете, на покупателя, пожелавшего приобрети этот товар. Возникает естественный вопрос: каковы же реальные границы влияния современных масс-медиа, или какова их роль в создании наших представлений о реальности?

Алла Черных считает, что массовая коммуникация является важнейшим инструментом идеологии в современном обществе. Ее институционализация и расширение делают доступными для постоянно увеличивающегося количества людей коммерциализированные символы, являющиеся формой идеологии. Медиатизация культуры — это производная от модернизации общества культурная трансформация, в результате которой передача символических форм опосредуется технологическими и институционализированными аппаратами медиа-индустрии. Современный мир насыщен коммуникационными сетями, опыт отдельного человека все более опосредуется технологическими системами производства и передачи символов — носителей идеологии. [Алла Черных. 2007. стр. 155]

Можно утверждать, что в современном российском медиа-пространстве появилась ниша для издания, в котором бы не только нашли своё отражение современные культурные тренды, но и которое само бы стало средством формирования суб-трендов, способствуя этим зарождению нового явления - лейбл-культуры. Термин лейбл-культура был выведен мною в процессе изучения теоретической базы исследования. Под «лейбл-культурой» я подразумеваю совокупность типов и форм организации жизни и деятельности людей, а также создаваемые ими материальные и духовные ценности, базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как популярные, современные и «правильные». Лейбл-культура – особый придаток молодёжной культуры, возвеличенный и, в конце концов, «опошленный», поскольку духовные ценности в итоге подменяются материальными, и вместо идеи или мысли культивируется вещь. Лейбл-культура производит продукцию, приспособленную для массового потребления, в значительной степени определяя природуэтого потребления. Роль лейбл-культуры состоит в выражении господствующего сегодня духа эпохи, а ее нематериальным началом является идеология. Власть идеологии лейбл-культуры такова, что конформизм заменил сознание. В хаотичном мире она как будто дает людям некие ориентиры, и одно это, казалось бы, достойно одобрения. Однако то, что, по представлениям ее сторонников, сохраняется с помощью лейбл-культуры, на самом деле во все большей степени ею разрушается. Общим следствием воздействия лейбл-культуры, как мне кажется, оказывается антипросвещение, когда просвещение становится массовым обманом и превращается в средство сковывания сознания.

Н.И. Черкаева в статье «О некоторых аспектах массовой коммуникации в постмодернистском теоретизировании» пишет, что искусственный мир образов, который формируют масс-медиа, отделяет индивида от реальности, и «чем больше он созерцает, тем меньше он живет, чем больше он соглашается признавать себя в господствующих образах потребностей, тем меньше он понимает собственное существование и желание. [Н.И.Черкаева. 2002] Это, на мой взгляд, и привело к зарождению понятия «лейбл-культуры», которое сегодня можно применять для обозначения «подсистемы» культуры, что, в свою очередь, указывает на мультикультурный характер современного общества. Лейбл-культура, в свою очередь, своим зарождением обусловила образование ниши для нового типа издания в медийном пространстве современной России.

2.2 Журнал «Афиша», как издание, формирующее свои тренды и свою аудиторию

Холдинг «ПрофМедиа» образован в 1997 году и в настоящее время является крупнейшим частным диверсифицированным медиа-холдингом в России. В сегменте печатных СМИ «ПрофМедиа» с 2006 года владеет журнальным издательским домом «Афиша» (журналы «Афиша», «Афиша-Мир», «Афиша-Еда», «Большой город», серия путеводителей, а также владеет сайтами Afisha.ru, BG.ru, Afisha-Mir.ru.). «Афиша» — российский журнал, специализирующийся на освещении городских событий в сфере развлечений. Выходит с апреля 1999 года с периодичностью раз в две недели. Основные рубрики: «Две недели в городе», «Вещи», «Рестораны», «Клубы», «Концерты», «Музыка», «Кино», «Книги», «Игры», «Выставки», «Театр и балет», «Опера и классическая музыка», «Спорт», «Дети». Тираж — свыше 90 000 экземпляров. Учредитель и издатель — ЗАО «Афиша Индастриз». Как уверяется на официальном сайте «Афиши», журнал и по сей день является лидером среди изданий о развлечениях. Аудитория одного номера журнала составляет 1 миллион человек, а сайт «Афиши» ежемесячно посещают 3,2 миллиона пользователей. Крупный московский медиа-портал «Медиа-атлас» пишет об «Афише»: ««Афиша» - журнал для всех, кто стремится разбираться в современном кино, музыке, литературе, искусстве и моде. «Афиша» пишет о вещах, которые станут популярными завтра, — и раньше других замечает все новое и интересное. Журнал, не пытается навязывать читателям тот или иной стиль жизни, но с интересом следит за тем, что становится модным».

Как и всякий нормально сделанный таблоид, издание нового типа (в данном случае «Афиша») не информирует, и даже не дезинформирует, а открывает перед читателем какой-то свой, особенный мир героев, событий, вещей. Как пишет И.В. Силантьев в своей книге «Текст в системе дискурсных взаимодействий», на языке семиотики подобные издания можно охарактеризовать как коммуникативно - динамический мир знаков, которые только притворяются, что отсылают к известным денотатам, но на самом деле осуществляют своего рода референциальную подмену и отсылают читателя к специально сконструированным в этом издании сигнификатам и коннотатам. [И.В.Силантьев.2004. стр. 150]

Рекламное агентство «Advesti» о журнале «Афиша» отзывается следующим образом: «Журнал «Афиша» рассказывает о наиболее интересных, приятных и странных, по мнению редакции, событиях, которые произойдут в городе за эти две недели. «Афиша» — это рецензии на новые фильмы и театральные премьеры, информация о предстоящих концертах и выставках, обзоры коллекций в модных магазинах, ресторанная критика и многое другое. В журнале рассказывается о новых героях и новых тенденциях, о самых последних новостях города, — о том, о чем скоро будут говорить все».

Ежемесячный журнал «Слияния и поглощения» в статье «Владелец УГМК покупает журнал «Афиша» пишет: «Глянец» стал набирать популярность в среде светских тусовщиков и творческой интеллигенции. Он выходит каждые две недели, и из него очень удобно узнавать все о прошедших и грядущих мероприятиях, новых фильмах, книгах, музыке, концертах и прочих развлечениях. Журнал давно стал главным печатным органом Москвы тусовочной, и даже более того – превратился в своего рода культовое явление. Короче говоря, «Афише» удалось занять на рынке место издательского дома, специализирующегося на эксклюзивных и культовых изданиях – деньги, может быть, и небольшие, но имидж у компании сложился уникальный».

У главного редактора журнала «Хулиган» в интервью спросили, боится ли он конкуренции с журналом «Афиша»: «Журнал «Афиша» я не рассматриваю как конкурента, потому что мы с ним находимся в разных нишах. «Афиша» рассказывает обо «всех развлечениях Москвы», а развлекается в Москве не только молодежь, но и люди среднего возраста, и пенсионеры. Не только интеллектуалы и творческая элита, но и простые работяги и менеджеры, любители «Камеди-клаба», шансона и неспешных прогулок по ТЦ «Атриум». Все мы были в прошлом году влюблены в «тренды» и хипстерскую движуху — из-за этого у нас с «Афишей» часто перекликались темы материалов. Но, на мой взгляд, ориентация на узкую аудиторию для «Афиши» опасна. Красноречивый пример — гоп-рэпер Сява, который не смог собрать зал в «Икре», несмотря на то, что незадолго до этого «Афиша» облизала его с головы до ног».