Оглавление
Введение
Глава 1. Молодёжная культура в контексте массовой культуры
1.1 Молодёжь как субъект массовой коммуникации: понятия «массовой культуры» и «молодёжной субкультуры»
1.2 Характеристика основных досугово-развлекательных журналов, сходных по тематике с «Афишей»
Глава 2. Журнал «Афиша» как сформировавшееся издание нового типа
2.1 Характеристика понятия «новый тип издания» через призму понятия «лейбл-культура»
2.2 Журнал «Афиша», как издание, формирующее свою аудиторию
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность исследования
Современные СМИ создают и распространяют информацию о принципах организации и функционирования общества, воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуя в процессе формирования социальной реальности. Важная роль СМИ заключается в их способности к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, трансляции в обществе идей, тенденций, культурных явлений. Социологи рассматривают СМИ не только как институты социализации (родители, школа), но и как агенты влияния, механизмы конструирования идентичности. Именно масс-медиа поставляют нормативные образцы, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни.
СМИ, являясь одним из основных агентов социализации, оказывает непосредственное влияние на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, создаёт и воспроизводит культурные мифы, характерные для современного российского общества.
СМИ находятся в сфере определенного коммуникативного пространства, обусловлены его спецификой и отражают его состояние. Из фактора производства и распространения информации, СМИ превратились в форму организации массовых информационно-коммуникативных процессов. Они начинают определять характер протекающих в обществе социальных процессов. Средства массовой коммуникации становятся основным инструментом социализации, а транслируемая ими массовая культура - основным источником ценностей социализирующихся поколений. [Н.И. Черкаева. 2002]
В современном российском медиа-пространстве происходят процессы формирования нового типа СМИ – изданий, самостоятельно формирующих или деформирующих мнение своей целевой аудитории. Издания нового типа, во главе которых стоит журнал «Афиша» коммуницируют с читателем таким образом, что последний больше живет и мыслит в мире, опосредованном медиа, чем в самой реальности. Особенность иллюстрирования этих журналов заключается в том, что они претендуют на формирование стиля жизни своей целевой аудитории. В отличие от специализированных журналов, посвященных одной теме, например автомобилям, кулинарии, моде, эти издания охватывают все сферы жизни современного общества.
Объект исследования
Объектом исследования являются издания досугово-развлекательной тематики, ориентированные на культуру массового потребления
Предмет исследования
Предметом исследования является типология, формирующая общественное мнение, создающая культурный фон и тренды для массовой культуры
Цель исследования
Охарактеризовать и проанализировать новый массово-культурный тип издания
Задачи исследования
· Рассмотреть основные тенденции, по которым формируется новый тип развлекательного, массово-культурного издания
· Проанализировать процесс влияния «нового типа издания» на формирование интересов и потребностей аудитории
· Выявить специфику отличий нового типа издания от досугово-развлекательной прессы сходного типа
Степень изученности вопроса
Автором изучены труды культурологов и социологов, изучающих особенности исторически определённых уровней развития общества, трансформации массовой культуры и ценностных приоритетов социализирующихся поколений. Особое внимание в исследовании уделено работам по функционированию средств массовой коммуникации и информации в российском обществе, а также исследованиям, посвященным взаимодействию молодёжной культуры и информационного общества. Доктор социологических наук Алла Черных в книге «Мир современных медиа» работает над вопросом: как можно представить мир современных медиа? Она полагает, что две главные возможности рассмотрения — извне и изнутри; извне — со стороны аудитории, к которой принадлежим мы все, но именно это всеобщность неизбежно привела бы к реализации второй опасности; изнутри, т. е. со стороны участников процесса создания информационного продукта и наделения его смыслом (именно такова основная функция современной журналистики), означала бы утерю целостного взгляда, ибо специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя. В конце концов, Алла Черных приходит к компромиссу, попытавшись показать (конечно же, на основе собственного выбора, выражающего её суждение вкуса.) основные проблемы, с которыми сталкиваются исследователи, т. е. систематизаторы современных медиа, которые в силу профессионализма могут рассматриваться как эксперты. При этом она старается отбирать проблемы по степени их социо-культурной значимости. [Алла Черных. 2007 стр. 10]
Некоторые исследователи утверждают, что необходимым условием возникновения и существования субкультуры является аутентичность, то есть самостоятельность в процессе создания системы норм, символов, языка, мировоззрения и т.д. Н.А. Хренов и К.Б. Соколов подчеркивают, что субкультурная дифференциация общества ставит в центр внимания именно культурные, а не только социальные или экономические аспекты расслоения общества и исходит «из способности каких-то общностей, весьма различных в количественном плане, к созданию культурных ценностей». Интересно, что в ряде случаев, например, в работах С.И. Левиковой, это требование самостоятельности в творчестве cлужит критерием разграничения таких явлений как «мoлoдежная культура» и «культура для мoлoдых». Исследователь различает эти явления, подчеркивая, что молодежная культура создается самой молодежью для себя, не направлена на массовое распространение, носит замкнутый характер, то есть, ориентирована на узкий круг посвященных, характеризуется нонконформизмом и возникает только в крупных городах. Культура же для молодых, напротив, создается «отцами» для «детей», ориентирована на массовое потребление, отличается конформизмом и рассчитана на молодых людей вне зависимости от того, где они живут. [Епанова Ю.В. 2006]
Глава 1. Молодёжная культура в контексте массовой культуры
1.1 Молодёжь как субъект массовой коммуникации: понятия «массовой культуры» и «молодёжной субкультуры»
Медиатизация является безусловным фактом не только современной культуры, но и мира в целом, где масс-медиа действительно выступают как один из главных социальных институтов, формирующих сознание. Однако, не стоит демонизировать их, чрезмерно преувеличивая роль в создании наших представлений о реальности. Алла Черных в своей книге «Мир современных медиа», характеризуя роль СМИ в сфере культуры и их воздействие на общество в целом, выделяет две основные характеристики: 1) медиа представляют собой первичные источники определений (значений) и образов социальной реальности и выражение (представление) общей идентичности; 2) именно медиа в самом широком смысле, включая как традиционные (прессу, литературу, театр, кино, радио, телевидение и связанные с последними вещательными средствами источники воспроизведения и тиражирования их продуктов — магнитофоны, проигрыватели и т. д.), так и новые, прежде всего сетевые, включая Интернет, источники информации, являются важнейшим фокусом досуговых интересов, формируя общую культурную среду для большинства людей по сравнению с любым другим социальным институтом. [Алла Черных. 2007 стр. 145]
Предполагается, что, как и любая социальная группа, молодёжь создаёт свою собственную субкультуру. Однако, возможно ли применять термин «субкультура» при описании молодёжи, и что следует под ним понимать? В научной литературе существует как минимум четыре трактовки этого понятия.
1. Субкультура рассматривается как совокупность некоторых негативно интерпретируемых норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (так называемая делинквентная субкультура).
2. Под субкультурой понимается трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску.
3. Субкультура – в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию. Фактически это определение ограничивает понятие субкультура и позволяет использовать его только для обозначения «неполноценных», «упрощенных форм культур».
4. Субкультура как система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля и т.д. какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. [Епанова Ю.В. 2006]
Как отмечает Щепанская Т.Б., «само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе». Термин появился в научной литературе в 30-х годах ХХ века, однако действительно широкое его распространение было связано с изучением молодежных движений в 1960-х – 1970-х годах. Первоначально в значении термина подчеркивалась значимость приставки sub- (под-), которая указывала на подчиненный характер подобных явления. В качестве «культуры» рассматривалась система мировоззрения господствующей элиты, «субкультура» же обозначала скрытые, неофициальные пласты культуры, которые воспринимались как неполноценные формы культурного творчества и как потенциальный источник социальной нестабильности. Данное понятие использовалось в одном ряду с «андеграундом» и «контркультурой». [Щепанская Т.Б. 2003]