О Лиде можно сказать, что в российской прессе Лид более растянутый, затяжной, в региональной – конкретный, четкий. Читателю сразу понятно о чем дальше пойдет речь, в российском интервью – журналист пытается заинтриговать читателя.
Эти интервью разные по характеру обсуждаемого вопроса: в российской прессе – интервью – портрет, где автор пытается показать Чурикову изнутри, открыть ее внутренний мир; а в региональной – информационное.
По характеру общения они одинаковые: лицом к лицу. Это еще одна особенность интервью с известным человеком. Будет как минимум не культурно, если журналист, позвонит знаменитости и будет задавать вопросы по телефону.
Необходимо заранее договориться о встречи, уточнить нюансы, подготовиться к интервью как следует и только потом идти на беседу.
Естественно, журналист должен полностью понимать и осознавать с кем он беседует, не задавать глупых, некорректных вопросов, которые могут ввести в неловкое положение интервьюируемого.
В федеральной прессе можно наблюдать развернутые ответы – длинные монологи звезды, в региональной же – такого не наблюдается, все очень конкретно.
И в обоих интервью мы можем наблюдать теплое, дружеское отношение опрашиваемого и журналиста, об этом мы можем судить по ходу их интервью и сделать вывод, что журналисты – профессионалы и легко расположили к себе интервьюируемых.
2.4 Применение техники интервью на практике
Прииск на вес золота.
Как это ни странно звучит, но в районе горы Неройка именно роют: здесь добывают золото и драгоценные камни. «Неройка» в переводе с мансийского означает «Старик (мужчина) – гора». Журналисты телекомпании «Югра» отправились в эти отдаленные (даже от них) места, чтобы снять репортаж «Приполярное Эльдорадо». Во время работы над фильмом съемочная группа пролетела и проехала 1700 километров, из них 350 – по горным дорогам Приполярного Урала. Дмитрий Сотников (автор и режиссер) за 7 дней похудел на 5 килограммов.
– Дмитрий, скажите, а почему вы решили снять фильм на данную тематику? И именно где снимался фильм?
– Золото и камни на территории современной Югры добывают уже несколько сотен лет. Все запасы сосредоточены примерно в одном месте – это район гор Неройка, Народа, рек Щекурья, Пуйва и Манья, а также их многочисленных притоков. Край дикой и пока не тронутой природы. В горах практически нет населенных пунктов. Ближайшее место, куда хоть как-то можно добраться, – поселок Саранпауль Березовского района.
– Какова же там бытовая обстановка?
– Жизнь в Саранпауле сложная, с работой плохо: мощные в прошлом геологические предприятия переживают не лучшие времена. Люди занимаются кто чем. В основном рыбачат, целыми семьями. И почти все чего-то ждут: кто очередного пособия или родительской пенсии, кто развития проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Многие не ждут уже ничего…
– Как долго вам пришлось добираться до места назначения?
– Генеральный директор компании «Сосьвапромгеология» Андрей Андреев не сразу согласился свозить нас на золотой прииск. Он не мог понять, зачем нам понадобилось влезать в столь сложную и опасную тему, как незаконная добыча золота… Но вот в кузове самосвала «Урал» мы ждем переправы для поездки в горы. Андрей Александрович рассказывает о работе компании. «Сосьвапромгеология» еще недавно была на грани краха. Постепенно ситуация выправилась. Сегодня геологи разрабатывают и ведут разведку нескольких месторождений золота и других полезных ископаемых.
Мы едем на речку Золотошор. Там компания «Сосьвапромгеология» ведет промышленную добычу золота. От поселка Саранпауль до прииска 70 километров. Казалось бы, пустяк. Но дорога занимает много часов, и добраться до места можно только на тяжелой технике. Большинство месторождений золота на Приполярном Урале находится в крайне труднодоступных местах.
Четыре часа пути по горной дороге – и мы на месте. Прииск «Золотошор» – месторождение перспективное, здесь все хорошо и обстоятельно обустроено. Добывать золото тут будут еще много лет.
– Как вы можете описать обстановку на прииске?
– Приезжаем в разгар рабочего дня. Работы ненадолго прерываются, приезд директора – большое событие. По сути, Андреев – это единственное связующее звено прииска с внешним миром. Он привозит продукты, сигареты, письма… Короткий доклад о состоянии дел, и работы возобновляются. На прииске трудятся всего 9 человек, причем трое из них финны. Оказывается, Финляндия – один из лидеров в области добычи россыпного золота. Иностранцы работают экскаваторщиками и делают свое дело ювелирно точно.
– Расскажите подробнее о работе, которая там ведется?
– Сезон добычи длится с конца мая по конец сентября. На прииске есть все необходимое для полноценной полевой жизни: благоустроенные домики, баня, столовая с плазменным телевизором и спутниковой тарелкой, интернет. Рабочий день с 9 утра до 6 вечера.
Технология добычи золота традиционна и неизменна уже несколько сотен лет. Породу, содержащую металл, промывают водой на специальном приборе. Здесь его называют «грохот». Вода, кстати, используется в замкнутом цикле, что делает процесс экологически безопасным. Все крупные камни отпадают сразу. После промывки золото, как самый тяжелый элемент,
оседает в специальном бункере, откуда его вынимают один раз в день. После чего складируют в охраняемое помещение.
Золото – а оно здесь очень высокой пробы – регулярно вывозится с прииска. Дальше оно поступает на аффинажный завод, где переплавляется в слитки и получает пробу. Только после этого золото может легально поступить в обработку и продажу. Вопросам безопасности здесь уделяют особое внимание: на прииске ведется круглосуточное видеонаблюдение. В любой момент сотрудники службы безопасности или акционеры компании могут через интернет увидеть, что происходит, а также немедленно отреагировать на опасность. Есть много секретов, которые мы не вправе раскрывать. Скажу одно: ограбить прииск практически невозможно. Вернее, это бессмысленно, потому что затраты на криминальную операцию просто не окупятся. Здесь не хранят много драгоценного металла.
– А каковы объемы добычи золота?
– Это коммерческая тайна. Андреев рассказал только о предполагаемых запасах – около 100 килограммов. Это примерно 100 миллионов рублей – исходя из цены в тысячу рублей за грамм металла. И хотя добывают здесь золото, речь о сверхприбылях не идет. Предприятие платит немалые налоги, зарплату, гоняет технику, обеспечивает безопасность и так далее. Но то, что не очень выгодно для законопослушного пользователя, может быть фантастически выгодно добытчику нелегальному.
– Слышала о том, что на прииске добывают не только золото?
– Да, еще камни. В «Сосьвапромгеологии» собрана уникальная коллекция кварца и его видов. Кварц сам по себе ценен. После обработки он идет на производство стекла, различных приборов и микросхем. Современные нанотехнологии без этого минерала просто немыслимы. Но разновидности кварца имеют еще большую ценность. Отдельные кристаллы и друзы на рынке востребованы. Это и сырье для ювелирной промышленности, и предмет коллекционирования. Дело в том, что каждый камень уникален сам по себе. Второго такого просто не существует.
– А кто оценивает камни? Дает им характеристику?
– Оценку камням может дать только специалист, а он не всегда заинтересован в озвучивании истинной стоимости минерала. Если тот же горный хрусталь по оценке не стоит ничего, и на это есть заключение, камень можно легко вывезти за границу. А уж там он найдет своего покупателя по реальной цене. Вот такая получается цепочка. Да и поискать в уральских горах помимо кварца можно много чего еще. По слухам, здесь находили даже алмазы…
Заключение
В процессе работы над темой: «Особенности интервью со звездой» мы рассмотрели интервью со знаменитостями в российской и региональной прессе, подробно познакомились с типами интервью, формами построения беседы, некоторыми психологическими приемами, незаменимыми в журналистской практике. Мы получили много полезных теоретических сведений, приняли во внимание технику проведения интервью со звездой. Мы выяснили, какую роль в коммуникативных актах играют манеры поведения журналиста, его язык, выражения лица собеседника и как добиться того, чтобы беседа не была скучной, вялой, неинтересной.
В своей работе мы пришли к некоторым выводам. Во-первых, эта тема необходима, прежде всего, для журналистов – практиков, поэтому нужно научно разрабатывать все вопросы, касающиеся интервью со знаменитостью (Тем более, что в нашем округе, интервьюируемые – звезды – это редкость). Особенно это необходимо начинающим журналистам, которые, собираясь на интервью с известным человеком, должны иметь какие-то теоретические знания и использовать их на практике. При первом опыте только такие знания придадут журналисту уверенности в себе и помогут не попасть «впросак».
Во-вторых, важно запомнить некоторые специфические журналистские приемы, как психологические, так и вынесенные из теории и практики, которые помогут войти в доверие к собеседнику и получить от него нужную информацию. Из анализа можно заметить, что журналист, который располагает собеседника к себе, – профессионал: не каждый может легко общаться со звездой.
В-третьих, необходимо понять, что подготовка к беседе – обязательное требование. Следует не только определить цели интервью, характер необходимых сведений, изучить тему интервью, собеседника, но и предварительно обдумать технику проведения беседы, составить вопросы. Кроме того, нельзя забывать о том, что в интервью главное «орудие» журналиста – вопрос. Поэтому надо стремиться, чтобы вопросы были понятны собеседнику, не задавать вопросов, на которые собеседник может ответить только «да» или «нет». Не задавать несколько вопросов одновременно, не перебивать собеседника. Если на вопрос не дан ответ, можно повторить его в несколько измененном виде, и, конечно, вопрос должен быть интересен. Эту четкую характеристику можно наблюдать, как в «Огоньке» так и в газете «Знамя».