Несмотря на стремительное уменьшение доли чтения в досуговой деятельности современных детей, этот вид занятий по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций и интерпретируется как одна из форм досуговой деятельности. Исследования последних лет показывают, что чтение детей стало более функциональным и практичным, при этом функция досугового чтения чаще всего реализуется с помощью различных периодических изданий, т.е. журналов и газет. Объяснение этому самое простое: с одной стороны, периодика всегда была и остается одним из самых массовых, дешевых и оперативных видов изданий, а с другой - налицо значительная динамичность изданий данной категории по сравнению с книжными[45].
Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, пресса активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными юной аудитории (теле - и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).
По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а в последнее время их количество увеличилось в несколько раз. В 2004 г. в нашей стране издавалось 105 детских и юношеских газет и 112 журналов[46].
По мнению специалистов, газеты и журналы для досуга всегда ориентированы на широкую читательскую аудиторию и по соответствующему ей назначению могут быть отнесены к популярным или массовым. Общеизвестно, что выделение читательских групп в массовых изданиях достаточно проблематично, поэтому одним из наиболее распространенных признаков деления становится возрастной. По отношению к детским изданиям ОСТ 29.127-2002 выделяет 4 возрастные группы: для дошкольного, младшего школьного возраста, подростков и юношества[47]. Знание возрастных особенностей помогает редакциям учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его содержание, структура, форма и объем. В ходе формирования детских изданий учитываются и социально-психологические характеристики читателей.
Современный рынок представлен различными видами детских досуговых периодических изданий: журналами, газетами, а также детскими приложениями к взрослым досуговым изданиям.
Возрастные особенности детской аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение следующих типов досуговых периодических изданий: для дошкольников; для младших школьников; для подростков; для старшеклассников.
Вместе с тем сегодня большинство изданий для детей и юношества, стремясь привлечь внимание более широкой аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам:
1) дошкольникам и младшим школьникам;
2) младшим школьникам и подросткам;
3) подросткам и старшеклассникам. При этом издания для старшеклассников также имеют условную верхнюю возрастную границу, опубликованные в них материалы представляют интерес и для молодежной аудитории.
Специфика данного вида журналистики - прессы - определяется чётко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приёмы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.
Специалисты отмечают, что детская досуговая периодика не обходится без произведений русских, советских и зарубежных классиков. Из беллетристики в периодических изданиях для детей печатаются стихи, рассказы, юморески, повести, т.е. малые литературные жанры, объем которых составляет практически половину объема изданий.
Велика роль игровых и развивающих заданий. Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания, поэтому досуговая периодика для детей все чаще выполняет функции занимательного обучения и развивающей игры.
Можно сказать, что большинство изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны. Они создаются по принципу "развлекая - поучать". Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.), часто используются и в изданиях для старшеклассников, это конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды[48].
Чтобы привлечь детей и удержать их внимание, во время прочтения используются такие раздражители, как цвет, контраст, иллюстрации, особенности верстки и композиции, наличие дополнительных стимулов: вклеек, вкладышей, призов, поделок. Все детские журналы многоцветны и красочны. Количество фотографий меняется в зависимости от возраста и направления журнала. Для детей шести-семи лет количество фотографий минимальное, но в некоторых журналах их место заняли диапозитивы. Следует отметить, что иллюстрации часто имеют нестандартную форму - круг, эллипс, ломаную линию.
Ориентирование в детских досуговых журналах минимально. Чаще всего оно сводится к оглавлению типа: "Читай в июне", "В номере", "Содержание", "Читай в номере". Многие журналы вообще обходятся без ориентирования. Это не способствует развитию читательской культуры детей, однако вполне соответствует общепринятому мнению о том, что досуг - занятие произвольное и даже в чтении приятнее всего разнообразие, неожиданность и отсутствие видимой для читателя системы[49].
Таким образом, современная досуговая периодика для детей в полной мере соответствует особенностям и природе детского досуга. Большинство досуговых периодических изданий чуждо противопоставлению "учебное время - досуг" и воплощает принцип активности, включая многочисленные игровые и развивающе-обучающие задания. Их структура отвечает принципу нерегламентированной, свободной деятельности, жанровое и тематическое наполнение удовлетворяет интересы детства и выступает как своеобразная зона ограниченного вмешательства взрослых.
Современная юношеская досуговая пресса большое внимание уделяет "звездным" новостям, шоу-бизнесу, эстраде, видео, кино, музыке, рассказывая о личной жизни известных музыкантов, артистов, спортсменов и т.д. Сегодня у юных читателей появилась возможность выбирать те издания,
которые вызывают у них интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, определить свой путь в жизни. Чувствуя близость
тематики публикаций к собственным интересам, юный читатель легко идет на контакт с редакцией и часто становится соавтором издания (письма, вопросы, собственные литературные произведения, фотографии, анекдоты).
Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д.
Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:
Отношения полов, секс и сексуальные девиации.
Алкоголь и наркотики.
Взаимоотношения с родителями.
Отношение к материнству (отцовству).
Молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки.
Музыка, кино, жизнь звезд.
Компьютерные игры и Интернет.
Культивирование образа "крутого парня".
Весь спектр молодежных СМИ, которые высказываются по этим вопросам, условно можно разбить на 4 части.
Во-первых, это печатные и сетевые молодежные издания о музыке и звездах шоу-бизнеса, а также телеканалы МУЗ-ТВ и MTV, ориентированные в основном на подростков от 10 до 17 лет.
Вторым блоком можно выделить журналы о компьютерных играх, их основными потребителями являются подростки до 18 лет.
Отдельно можно выделить политические издания различных лево - и праворадикальных молодежных группировок. При том, что они зачастую поднимают вопросы, имеющие общественную значимость, их главный контингент - молодые люди, которые через приобщение к некой субкультуре, пытаются самоидентифицировать себя[50].
Последний, четвертый, тип можно условно назвать "гибридным", поскольку он, с одной стороны, охватывает широкий круг тем, а с другой - формирует у молодого читателя некий определённый тип поведения - журналы "Хулиган", "Cool", "Ровесник", "Fakел".
По мнению психологов, в подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья нередко не дает жизненных установок, молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения в обществе своих сверстников и в молодежной прессе. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми.
Подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ зачастую формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. Они только и думают, как бы ущемить тебя в правах", - говорят авторы журнала "Хулиган". У подростков девальвируются понятия "умный взрослый", "любящий родитель", и ребенок начинает противопоставлять себя "чуждому и враждебному" родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы.