Смекни!
smekni.com

Влияние средств массовой информации на воспитание подрастающего поколения (стр. 7 из 13)

Телевидение позволяет увидеть жизнь с разнообразных позиций, даже таких, в которых ребенок никогда не попадет. Как чужой опыт, способы действий проходит определенный алгоритм - идентификация (анализ ситуации, расчленение ее на составные части); индивидуализация (ребенок оценивает, как это может коснуться его в жизни, позиция "и Я"); персонификация (создание сообраза, "позиция Я", ребенок либо присваивает данный вариант действий, либо отвергает его как неприемлемый для себя с точки зрения моральных норм)

Телевидение такое, какое оно есть и не в педагогической компетенции его изменить, но зная все особенности восприятия, возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей и дидактические приемы воздействия на детей, учитель должен использовать возможности масс медиа в своих педагогических целях.

Глава II. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на молодёжь

§ 1. Особенности влияния Интернет-СМИ на подрастающее поколение

Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры. Интернет - это новый и весьма эффективный способ представления культуры в средствах массовой коммуникации. По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен Интернет сопоставим с изобретением письменности и книгопечатания. Если традиционная книжная культура существует на основе текста, то с появлением Интернет формой организации культурного пространства становится гипертекст. На смену линейной последовательности книжного текста приходит бесконечно ветвящаяся, многократно пересекающаяся, прерывающаяся и вновь сплетающаяся в сеть последовательность виртуального текста. Построение и освоение такого текста подобно прогулке по "саду расходящихся тропок". Придуманный Х. Борхесом "Сад" - гениальная метафора культурного пространства, выстроенного как гипертекст.

С приходом Интернет подрываются основы монологического начала в культуре, что означает закат культур "закрытых", несущих в себе потенциал всевозможных конфликтов на межэтнической, конфессиональной, национальной или партийной почве. Таким образом, Интернет возвещает о рождении культуры глобального диалога (культуры как диалога культур), "открытой" культуры, в которой каждый из участников имеет свой голос, ведет свою партию, может присоединить свой голос к голосу других или влиять на общее звучание. Феномен Интернет открывает новый горизонт культуры - ориентацию на глобальное творчество и индивидуальный вклад каждого.

Одна из важнейших сфер воздействия Интернет на культуру - образование. Нет культуры без образования. Система образования может быть определена как квинтэссенция любой культуры. В ней определенным образом "упаковано" ее важнейшее содержание[28].

Современная система образования, которая начинает интегрировать в себя новые образовательные технологии, основанные на использовании возможностей компьютера, качественно меняет "упаковку" культурного содержания. Интернет не терпит книжной организации текста, где фрагменты текста следуют один за другим, подобно вагонам, сцепленным в единый состав, в соответствии с единственной волей их автора. Интегрированный во всемирную паутину, текст обрастает гипертекстовыми полями, в нем возникают новые созданные "кем-то" произвольные связи, он в значительной мере утрачивает своего автора и выстроенную им смысловую законченность. Текст превращается в черновик.

Внедрение компьютера с его гипертекстовым пространством в систему образования разрушает старую тоталитарную в своей основе архитектонику педагогического пространства, где преподаватель-предметник являлся по существу единственным персонажем педагогического действия, и функция которого заключалась, главным образом, в озвучивании учебника (законченного текста). Возможности сетевого образования подрывают монополию педагога на знание и вынуждают уступить часть педагогического пространства компьютеру, делая его более персональным. Дело преподавателя-предметника в новой модели образования - подготовка гипертекстовых учебных материалов и организация работы с ними в форме живого диалога.

В последнее время всё чаще ведутся дискуссии о предмете виртуальной реальности, которая в свою очередь способна породить новую идентичность и модель субъективности. Некоторые исследователи связывают появление феномена виртуальной реальности с развитием новейших информационных и коммуникативных технологий: "Виртуальная реальность - искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя её изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый мир аудио-визуальной реальности, можно вступать в контакты с другими людьми и с искусственными персонажами"[29].

Однако, по мнению других учёных, в частности А.Я. Флиера, соотносить генезис виртуальной реальности с компьютером было бы не совсем правомерно, так как в качестве аналогичного стимулятора может выступить, например, любое психотропное вещество. Если же обратиться к далёкому прошлому человечества, точнее ко времени возникновения языка, то можно сказать, что и язык является одной из первейших форм замещения реальных предметов и событий их символическими названиями: "Виртуальная реальность ведёт свой генезис отнюдь не от компьютера и даже не от схоластической философии, а из самых глубин первобытности - от начала символической деятельности человека, с созданием системы симулякров, лишь условно и конвенционально обозначающих предметы и события - слов, рисунков, лепных и резных изображений"[30].

Виртуальная реальность имеет место на протяжении длительной истории развития человечества, тем не менее именно сейчас стала очевидной актуальность данного явления. Известный американский социолог Мануэль Кастельс в своих работах очень часто использует выражение "реальная виртуальность". В "Галактике Интернет" он пишет, что мы живём в условиях особой культуры, которая "является виртуальной, поскольку строится, главным образом, на виртуальных процессах коммуникаций, управляемых электроникой. Она является реальной (а не воображаемой), потому что это наша фундаментальная действительность, физическая основа, с опорой на которую мы планируем свою жизнь, участвуем в трудовом процессе, связываемся с другими людьми, отыскиваем нужную информацию, формируем своё мнение. Вот что отличает культуру информационной эпохи: именно через виртуальность мы в основном и производим наше творение смысла"[31].

Действительно, инновационные технологии в сфере информации и коммуникации оказали невиданное ранее влияние буквально на все стороны общественной жизни, изменив сознание и социально-психологическое поведение людей. Виртуальная реальность порождает новые культурные идентичности и, возможно, новые проблемы. В частности речь идёт о создании виртуальной "личности" и определении грани между ней и реальным "я".

Интернет интересует личность прежде всего как коммуникативное пространство. Общение в интернете привлекает анонимностью - человек волен быть кем угодно, создавать новый образ, наделённый желаемыми чертами. Добровольность и желательность контактов подразумевает, что человек имеет возможность по своему усмотрению завязывать контакты или уходить от них. Создателями виртуальных "личностей" являются, например, классик сетевой литературы, Светлана Мартынчик, больше известная как Макс Фрай, или же Алексей Андреев, одним из воплощений которого стала Мэри Шелли. Таким образом, можно сказать, что новый образ пользователи Интернет-ресурсов формируют с целью расширения круга общения, в основе которого лежит мотив самовыражения и самоутверждения.

Интернет как уникальная совокупность локальных, региональных, национальных и общемировых компьютерных сетей и универсальная технология обмена информацией - важнейший символ и главное связующее средство глобального информационного пространства. Он стал средством информационного обмена многих миллионов людей на всех континентах.

Сеть активно развивается, направления ее использования расширяются. Число только официально зарегистрированных пользователей сети в нашей стране уже превысило 5 млн. человек. Постоянно растут объемы информационных ресурсов, там представленных. Каждый день появляется более 3 млн. новых web-страниц. Но несмотря на то, что возможности, предоставляемые обществу Интернетом, поистине грандиозны, заметен и широкий спектр порождаемых ею опасностей[32].

До сих пор отношение к интернету неоднозначно. Для одних он - универсальный источник разнообразной информации, принципиально новое средство организации всей жизнедеятельности на более высоком уровне. Для других - "мировая паутина", опутывающая и губящая души молодых людей, "электронный концлагерь", "всемирная сплетница", "оружие инквизиторов"[33].

Получая несомненные преимущества от использования информационных систем, построенных на основе глобальных компьютерных сетей, общество постепенно входит в зависимость от их нормального функционирования[34]. Для молодых россиян пользование Интернетом является таким же признаком "символического потребления" и "жизненного комфорта", как собственный автомобиль или путешествие за границу. Молодежь обращается к услугам глобальной Сети в большинстве случаев для удовлетворения не когнитивных или профессиональных потребностей, а других, прежде всего досуговых целей. Данные факты заставляют вырабатывать новые подходы к защите интересов личности, общества, государства в этой сфере.