Смекни!
smekni.com

Влияние средств массовой информации на воспитание подрастающего поколения (стр. 9 из 13)

Находясь в глобальной сети, подросток легко может выдавать себя за совершеннолетнего (что в реальном мире сделать гораздо труднее) и получать доступ к тем видам деятельности, которые в обычной жизни были бы для него затруднены: принимать участие в аукционах, в заключении сомнительных финансовых сделок, посещать места сетевого общения совершеннолетних с определенными негативными отклонениями и т.д. Кроме того, несовершеннолетний "тайно" от родителей через Интернет может принимать участие в виртуальных азартных играх, тратя на это развлечение нередко крупные сумм из семейных сбережений.

Большинство людей считает, что компьютерные игры - это место для безграничной фантазии, творчества, идей. Игровые телеприставки долго воспринимались как невинная детская забава, пока не увеличилась частота появления разных тревожных сигналов, заставив таким образом обратить внимание на то, что именно происходит в игровых мирах.

Виртуальная "личность", порождаемая компьютерными играми, замыкается в себе, не пытаясь возобновить связи с окружающим миром. Однако, пытаясь найти спасение от неустроенности, одиночества и проблем в виртуальной реальности, человек забывает, что рано или поздно ему придётся вернуться в реальную жизнь и столкнуться с тем, что она резко отличается от виртуальной[38].

Эксперты не исключают возможность того, что у ребенка до семи лет, проводящего за компьютерными играми более часа в день, стреляя и убивая, в подсознании может закрепиться доминанта, от которой избавиться в процессе взросления нелегко, а, попав в ситуацию, сходную с компьютерной игрой, такой несовершеннолетний или молодой человек может решиться на совершение преступления, в том числе "тяжкого". Усугубляет ситуацию также тот факт, что, регулярно видя на экране компьютера сцены насилия и жестокости, подросток не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет способность сопереживать чужим страданиям. Кроме того, огромная вычислительная мощность сегодняшних персональных компьютеров позволяет несовершеннолетним лицам совершать противоправные деяния, последствия которых могут быть очень серьезными (например, участвовать в качестве хакера в "сложных" мошенничествах в банковско-кредитной сфере).

Особого внимания требует и проблема влияния на установки личности распространенных в глобальных сетях игр с элементами насилия. Исследования показали, что жестокие игровые эпизоды нередко приводят к нарастанию агрессивности поведения молодых людей. Так, весной 2002 г. немецкий подросток Р. Штайнхойзер убил 17 и ранил 7 человек в гимназии, где он учился. При опросах свидетелей выяснилось, что любимым его занятием было участие в сетевых компьютерных играх, содержащих сцены насилия. В настоящее время в Германии ограничено распространение подобных игр. Очевидно, с развитием технологий указанная проблема будет усложняться, поскольку компании - разработчики игр постоянно повышают качество соответствия игрового пространства реальности, а это ведет к возрастанию степени погружения личности в виртуальную среду. В обществе формируется целый класс молодых людей - фанатов компьютерных развлечений, игра становится их основной деятельностью. Круг социальных контактов у них очень узок, вся иная деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, главным становится удовлетворение потребности в игре на компьютере. Такая зависимость приводит к потере смысла жизни и деформации нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с ним связано.

Для подростка мир компьютерных игр кажется той "запретной для взрослых" территорией, на которую доступ "чужаков" ограничен, у него формируется ощущение собственной значимости и причастности к чему-то таинственному, "не взрослому". Любой детский психолог скажет, что для переходного возраста психологическая интимность и защищенность - необычайно актуальный вопрос[39].

По мере прогрессирования такой зависимости, виртуальный мир становится все более привлекательным, в то время, как реальный воспринимается как неинтересный, скучный, а зачастую и враждебный. Особая привлекательность объектов виртуального мира игры заключается в том, что ими можно безопасно манипулировать, создавая различные сценарии и сюжеты. При этом человек чувствует себя всесильным и значимым. Тем временем его связи с реальным миром ослабевают, все эмоции, интересы, мысли, энергия и система ценностей сосредоточиваются на игровом пространстве. Человек полностью сливается с виртуальной реальностью, становится ее частью. Происходит опасное размывание границ между воображаемым и реальным, вплоть до нарушения инстинкта самосохранения. Характерно еще и то, что отбрасывание прежнего Я происходит автоматически, без внутренней борьбы мотивов, без сопротивления и "ностальгических переживаний" по прошлому. Это особенно опасно, так как ограничивает возможность коррекции динамики развития зависимости[40].

К мерам, направленным на профилактику возникновения зависимости от Интернета, можно отнести следующие[41]:

1. Безусловно, в современных условиях невозможно изолировать молодого человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должно играть ближайшее окружение "увлеченного компьютером" лица.

2. Основной принцип ослабления и лечения зависимости - замещение. Поэтому преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром, при котором очень необходима и важна поддержка и помощь близких людей.

3. Родители обязаны научить несовершеннолетнего правилам безопасного общения посредством Интернета: не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений; не заводить через Интернет сомнительных знакомств и т.д.

4. Необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером. А для этого с самого первого дня появления дома такой техники необходимо показать несовершеннолетнему все возможности "нового друга": с помощью его интересно интеллектуально развиваться, получать необходимую и полезную информацию, заниматься учебой т.д.

5. Эффективным методом борьбы с Интернет-зависимостью является метод использования различных контролирующих программ. Программа "Контроль игр", например, умеет отличать учебу от игровой деятельности: если ребенок сидит за компьютером и учит уроки, он не отключается, а если заигрался в Интернете сверх установленного времени, тогда монитор погаснет точно по расписанию.

6. Компьютер необходимо располагать там, где удобнее контролировать его использование несовершеннолетними, а также устанавливать четкие требования к использованию компьютера и Интернета, и всегда требовать их неукоснительного выполнения.

Таким образом, формирующаяся в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических установок у подростков. Безусловно, в современных условиях невозможно (да и неправильно) изолировать молодого человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должна играть семья. Заинтересованное участие взрослых, дающих объективную оценку поступающей информации и осуществляющих ее фильтрацию, позволит правильно сориентировать молодого человека в информационных потоках.

Не должно оставаться в стороне от рассматриваемой проблемы и государство. Назрела необходимость определения жестких критериев допустимости размещения в сетях определенных видов информации. Следует выработать работающие механизмы ограничения доступа к отдельным сайтам для различных возрастных категорий аудитории Интернета. Требуется законодательно закрепить ответственность владельцев сайтов за содержание размещаемых информационных материалов. И очень важно, чтобы происходящие в глобальных компьютерных сетях противоправные процессы получали адекватное противодействие со стороны правоохранительных органов.

§ 2. Влияние прессы на молодое поколение

Во все периоды исторического развития свободным временем человечество распоряжалось по-разному. Так, например, люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, рассматривая это как досуг, как "отдохновение духа", большая часть населения предпочитала для отдыха менее интеллектуальные занятия: спорт, охоту, беседы, посещение зрелищ и т.д.

По мнению специалистов, слово "досуг" в значении "свободное время" употреблялось в Русском государстве еще в середине XV в. В толковом "Словаре живого великорусского языка" В.И. Даля читаем: "Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела"[42]. Близкое толкование мы найдем и в современном словаре русского языка С.И. Ожегова: "Досуг - свободное от работы время"[43].

Психолого-педагогический словарь раскрывает понятие "досуг детей" как "свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей"[44].

По мнению отечественных специалистов, детский досуг формирует и развивает личность, стимулирует творческую инициативу детей, способствует их самовыражению, самоутверждению и саморазвитию через свободно выбранные действия. Досуг не только обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие ребенка, но способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков. Основными характеристиками досуга детей являются ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты. Таким образом, функции детского досуга могут быть определены как самореализационная, творческая, коммуникативная, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая.