Смекни!
smekni.com

Национальные и общественные процессы Республики Татарстан в оценках СМИ (стр. 13 из 14)

Заключение

Революция в глобальных информационных технологиях изменила формирование внешней политики многих государств.

Нынешний мир, насыщенный СМИ, не отменил необходимости сильного политического руководства. Пожалуй, эта необходимость даже усилилась. Не заменяют СМИ и конфиденциальную дипломатию. Быстрая передача информации и вездесущность СМИ, имеющих наготове массу вопросов, означают, что официальные лица должны принимать решения и публично высказываться по политическим вопросам быстрее, чем им хотелось бы.

Одно из наиболее интересных явлений информационного века – это демократизация доступа к средствам массовой информации, означающая рост числа групп, способных влиять на внешнюю политику.

Сегодня меняется сама парадигма структурирования общества, произошел переход от пирамидального мира организации власти к миру сетевому, то есть от вертикального, централизованного мира к миру децентрализованному, распыленному. Однако и в этом мире стоит вопрос о власти и собственности, потому что существует, например, собственность на средства производства общественного мнения.

Среди ведущих общественно-политических направлений функционирования СМИ необходимо отметить функции обеспечения общества как конкретной политической информацией, так и информацией в различных политических целях, по разным направлениям и для разнообразных политических процессов; политическое манипулирование информацией. Средства массовой информации служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения; легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности или нестабильности общества.

С помощью СМИ создаются предпосылки для политической публичности, в рамках которой действуют политические акторы. В условиях публичности работа СМИ осуществляется под постоянным давлением со стороны различных внешних факторов, к которым относятся органы государственной власти, владельцы, аудитория СМИ.

Исследование печатной прессы как федерального, так и регионального уровня выявило обширность тем, которые освещаются в современной прессе, по проблемам национальных, религиозных, культурных взаимоотношений в Республике Татарстан. Это как освещение проблем национального, религиозного характера, так и констатация факта изменения национальной политики РТ в русло стабильности и толерантности.

Исследование процесса формирования этнической идентичности, как составной части республиканской идентичности в Татарстане показало успешность конструктивистской деятельности элитных групп.

В целом, для газет федерального уровня характерен взвешенный подход к анализу ситуации в межнациональных отношениях: не отрицая наличия радикальных взглядов среди части русских националистов, газетные материалы не замалчивают и «обратную сторону медали», чем являются проявления радикального национализма среди отдельных этнических групп, проживающих на территории России.

Репрезентация образа национализма в татарстанских печатных изданиях имеет ярко выраженную специфику.

По данным контент – анализа региональная пресса (РТ) уделяет внимание проблемам религии, толерантности и взаимодействия народов внутри РТ. В прессе подчеркивается, что населению РТ свойственно терпимое отношение к иным национальностям, большинство из них не вступали за последнее время в конфликтные отношения и не испытывали на себе недоброжелательного отношения из-за национальности.

Этническая самоидентификация для русских не так важна, как для представителей других национальностей.

Среди татарстанских СМИ есть сторонники различных взглядов, и вся борьба, соответственно, выплескивается на страницы газет, позволяя населению наблюдать и оценивать процессы происходящие в среде мусульманского духовенства.

Проблема поддержания светского характера российского государства становится весьма важной и принципиальной, в том число с точки зрения сохранения паритета и равенства религий.

Анализ региональной прессы показал, что религия и её институты занимают важное место в процессе становления гражданского общества РТ. Межнациональное и межконфессиональное согласие стало неотъемлемой составной частью понятия «модель Татарстана».

Мы смогли убедиться и в том, что часть современных татар ощущает неравенство, несмотря на то, что их социально-экономические характеристики сходны с русскими в Татарстане, да и по России в целом. Асимметричность статусов «высоких культур» болезненно переживается многими из тех, для кого татарская культура была родной, а ее язык – «материнским» языком. Сходный опыт и недовольство сложившейся ситуацией способны объединять людей в сообщество на основе ярко выраженной этнической идентичности, которая, в свою очередь, стимулирует усиление республиканской идентичности. Конфронтационность, или комплиментарность гражданской и этнической идентичностей, величина дистанции между ними зависят не только от политики российских и республиканских властей, но и от того, насколько адекватно будет реагировать на вызовы постиндустриального общества культура татар, продолжающая сохранять черты традиционализма.

Мусульманское пробуждение, последовавшее за атеистической советской эпохой, ознаменовалось в Татарстане строительством более тысячи мечетей – при коммунистическом господстве их было двадцать, – а также Исламского университета.

Внешне в Казани действительно ничто не говорит об исламизации, если не считать мечетей, самая великолепная из которых стоит в восстановленном Кремле – самом красивейшем месте столицы – и ее минареты с соломоновой мудростью сделаны такой же высоты, что и шпиль самой высокой русской башни. За два дня длительных поездок и прогулок по городу так и не удалось увидеть длинных бород и женщин в чадре, даже безобидных головных платков. Как и в далекой Москве, внешний вид местных жительниц в последние летние дни определяли мини-юбки и джинсы.

Одним из основных символов национальной самостоятельности Татарстана является татарский язык, который считается официальным наряду с русским языком. По воле Татарстана по-татарски придется писать с использованием модифицированного латинского алфавита, как это, например, имеет место в Турции, и было в двадцатые годы прошлого столетия при переходе с арабской письменности на кириллицу, когда он использовался в течение нескольких лет. Парламент Татарстана принял соответствующий закон, он подписан президентом Шаймиевым, но в силу документ, однако, не вступил в связи с резким протестом русских националистов.

Анализ печатных СМИ показал, что Татарстан является неотъемлемой частью России, однако при этом сохраняются как религиозные и культурные традиции данной республики, так и существуют определенный политический курс.

Для последних тенденций развития Республики Татарстан является активное взаимодействие как федеральным центром, так и с мировым сообществом, что выражается во всевозможных встречах, проведении различного рода мероприятий. По мнению некоторых печатных СМИ – Республика Татарстан несмотря на некоторые противоречия является определенным образцом стабильности национальной политики, историческим центром межкультурного диалога и проявления толерантности.

Список литературы

1. Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2003.

2. Арутюнян Ю.В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии // Обществ. науки и современность. – 2009. – №4. – С. 97.

3. Борисенков А.А. Особенности политического конфликта. // Социально – гуманитарные знания 2004. – №4. С. 101–113

4. Бурдье П. О телевидении и журналистике. – М., 2003

5. Витченко А.С. Теоретические проблемы исследования государственной власти. – М, 1992.

6. Габдрахманова Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной социологии // Социол. исслед. – 2007. – №1. – С. 122.

7. Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения. // Государство и право 1993. – №6. С. 3–14

8. Здравомыслов А.Г., С.Я. Матвеева Межнациональные конфликты в России. // Общественные науки и современность 1996 – №2. С. 153–164

9. Иванова Е.П. Специфика двуязычного телевещания в полиэтническом регионе // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. 2003. Ежегодник. – Казань: Экоцентр, 2004.

10. Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ. – Воронеж.: ВГУ, 2003.

11. Косолапов Н. Конфликты постсоветского пространства. // МЭМО 1996. – №2. С. 5–16

12. Куприянова О.В. Образ женщины в СМИ в контексте гармонизации российского общества. // Автореферат на соискание ученой степени к.ф.н. – Улан – Уде, 2009.

13. Лопатин В.Н. Информационное оружие: правовые запреты. // Информационное право 2007. – №2. С. 83–89

14. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека // пер. с англ. В. Николаева – М.: Кучково поле, 2003.

15. Минеев А. О проблеме региональных менталитетов. // Россия и политика 1995. – №1. С. 90–96

16. Мирзанурова А.Ф. Особенности информационного пространства Республики Татарстан // Вестник казанского Технического университета 2006 – №4. С. 247–252

17. Паулов С.В. Медиатизация политики и место СМИ в системе политической коммуникации. // Вестник Читинского Государственного Университета 2008. – №1 (46). С. 26–30

18. Правовой статус Республики Татарстан // Под науч. ред. Лихачева В.Н., Железнова Б.Л. – Казань: татарское книжное изд-во, 1996.

19. Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт. // Социально – политический журнал 1995. – №2. С. 11–17

20. Равью Ж-Р. Феномен Татарстана и федеративное строительство в России // Вестник Евразии 1998 – №1–2. С. 172–193

21. Сагитова Л.В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан), К., 2006