Смекни!
smekni.com

Национальные и общественные процессы Республики Татарстан в оценках СМИ (стр. 4 из 14)

2. Особенности национальных и общественных процессов в Республике Татарстан и их отражение в СМИ

2.1 Национальные и общественные процессы Республики Татарстан

Чтоб отчетливо понимать национальные и общественные процессы Республики Татарстан, в первую очередь необходимо понять политический статус данного региона. Национальные и общественные процессы в Республике Татарстан подчинены конституционно – демократическому развитию. Принципиальные особенности Татарстана как субъекта РФ вытекают из соответствующих положений конституционного законодательства РФ и Республики Татарстан.

Республика Татарстан на сегодняшний день является полноправным субъектом РФ. Конституция РФ устанавливает в ст. 65, что Татарстан находится в составе Российской Федерации наряду с другими республиками.

Россия – это не только соответствующие государственно-властные структуры и люди, их воплощающие. Россия – страна с богатейшей историей, с природными богатствами, с соответствующим менталитетом и прочными духовными связями. Это – данность, имеющая непреходящее значение.

Идея суверенитета составляет стержень «татарстанской национальной идеологии». Впервые она зазвучала в кругу политической элиты республики в 1968–1969 годах после создания Татарского общественного центра (ТОЦ).

На Татарстан, как и на другие республики, Конституция РФ распространяет положение о равноправии республик (государств), краев и областей (административно-территориальных субъектов России) между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами и о равных правах в сфере совместного ведения с Российской Федерацией. Право выхода республик, в т.ч. Татарстана из России не предусмотрено. Статус любой республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, он может быть изменен только по взаимному их согласию. Законы и иные нормативные акты республик могут выходить за пределы правового регулирования Федерации только в сферах исключительного ведения республик.

Конституция Республики Татарстан, со своей стороны, устанавливает, что государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан; установлено гражданство Республики Татарстан; воинская обязанность исполняется на территории Республики, а вне ее – лишь на основе договорных обязательств. Республика самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус. Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Татарстана (о противоречии законам Российской Федерации не упоминается).

Республика Татарстан (далее РТ) заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права.

По словам Президента РТ М.Ш. Шаймиева, за последние годы РТ «нашла путь, отвечающий интересам народа Татарстана. РТ ушла от крайностей в политике, сумев объединить граждан вокруг общих ценностей. В результате в республике сложилась система ценностей, которая включает в себя: общее понимание суверенитета Татарстана и федеративных отношений; необходимость развития языков и культур народов республики; соблюдение межэтнического и межконфессионального баланса интересов; признание демократических ценностей; укрепление свободы слова».

Суверенитет Татарстана был и остается базовым понятием, исходя из которого вырабатывается внутренняя политика, отношения с федеральным центром и внешние связи РТ.

По территории и численности населения сегодняшний Татарстан является «наследником» Татарской АССР, провозглашенной 27 мая 1920 года. В Татарстане на площади в 68 000 кв. км проживает более 3 млн. жителей, из них 52,9% составляют татары и 39,5% – русские. Административное деление республики, не раз менявшееся, также является наследием советской системы. Сегодня в республике насчитывается 6 экономических зон, 43 района, 19 городов, 22 поселка городского типа и 843 села. Такое районирование увеличивает в политической сфере представительство сельских жителей (в основном татар), тогда как 72% населения составляют горожане, а 38% проживает в Казани, населенной в основном русскими. Из 5,5 млн. татар Российской Федерации лишь 1,8 млн. (менее трети) живут в Татарстане. Более миллиона татар проживает в Башкирии, один миллион – в соседних республиках и областях Поволжья, Урала и Западной Сибири.

Статистические показатели уровня жизни в Татарстане сходны со среднероссийскими и говорят об отсутствии социальной дифференциации между татарами и русскими в Татарстане. Татарский язык распространен весьма широко: 98,5% татар Татарстана (и 80,5% татар диаспоры) назвали первым языком татарский.

Следует отметить, что «экономическая и политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов делают Татарстан привлекательным регионом для переселенцев. В настоящее время республика продолжает принимать значительные потоки мигрантов. И одна из главных проблем, с которой они сталкиваются на новом месте жительства. – это проблема социокультурной и психологической адаптации, представляющей собой процесс, связанный е переживанием перемен, культурных различий».

В РТ накоплен значительный опыт решения национальных проблем. Функционирующая в Республике Татарстан Ассоциация национально – культурных объединений (АНКО РТ) включает на сегодняшний день тридцать пять национально-культурных общин. Практически вес диаспоры зарегистрированы как юридические лица.

Общины оказывают поддержку многим национальным меньшинствам, проживающим в РТ, передают опыт.

Как показало время, статус республики отвечает интересам всех этнических групп республики, устремлениям мусульман, православных и других конфессий, различных социальных слоев.

Продолжая связывать свое будущее с Россией, политическая элита Татарстана сегодня стремится заложить основы для будущего диалога с Москвой. При этом приоритет отдается укреплению промышленной базы, финансовой поддержке аграрного сектора, созданию многоотраслевой экономики, а главное – созданию мощных банковских и финансовых структур, способных функционировать в условиях российского рынка.

Государственная религиозная политика Республики Татарстан в современных условиях определяется, прежде всего, становлением и развитием государственности татарского народа.

Как показывает мировой опыт, в процессе образования, становления или возрождения государственности необходима, наряду с другими составляющими, конфессиональная и психологическая общность, совпадение интересов населяющих страну народов, т.е. требуется наднациональная официальная идеология государства.

В Татарстане национальная официальная идеология основывается на следующих положениях:

– Конституцией РТ Татарстан объявлен государством, выражающим «волю и интересы всего многонационального народа республики» (ст. 1);

– татарский и русский языки признаны равноправными государственными языками Республики Татарстан (ст. 4);

– Республика Татарстан стремится к созданию национального капитала, не имеющего этнического «лица», и т.д.

Официальная религиозная политика в многонациональной и многоконфессиональной Республике Татарстан определяется, прежде всего, Конституцией РТ, законодательством РТ о свободе совести и деятельности религиозных объединений. Так, в ст. 29 Конституции РТ зафиксировано, что «граждане Республики Татарстан в соответствии со своими убеждениями имеют право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой… Религия и религиозные объединения в Республике Татарстан отделены от государства».

Хотя современное национальное движение и национальное самосознание татарского народа развивается противоречиво, и в нем есть некоторые негативные аспекты, в целом, национальное движение и ислам в Татарстане отражают процессы демократизации и реформ в России, способствуют развитию татарской культуры и нации в условиях поликонфессиональной и многонациональной страны.

Согласно точке зрения В. Семенова, можно выделить различные группы по отношению к исламу: от политологов официальных властей республики до лидеров умеренного и радикального крыла национального движения. Основная идея официальных властей – татарстанизм, способный обеспечить межэтнический баланс в республике. Евроисламизм-джадидизм умеренного крыла может иметь перспективу, но в неопределенном будущем.

Лидеры радикально-религиозного крыла национального движения ратуют за проникновение ислама в политику, преследуя главным образом честолюбивые задачи прихода к власти с помощью религии.

Благодаря принятым политико-правовым актам и практическим мерам по сохранению стабильности в РТ в последние годы, удалось заметно продвинуть решение этнических проблем не только татарского и русского народов, но и других народов Татарстана. Главным ее итогом можно считать создание оптимального микроклимата в межэтнической среде.

Политика поддержки двух государственных языков – татарского и русского – является приоритетной на современном этапе развития.

Таким образом, основа суверенитета Татарстана – межэтническое, межконфессиональное, гражданское согласие, которое строится на свободном развитии языков и культур народов Татарстана, диалоге религий, взаимопонимании различных ветвей власти, сотрудничестве государственных органов и СМИ.

2.2 СМИ Татарстана в отражении национальных и общественных процессов

Мы уже отмечали в теоретической части, что на сегодняшний день, СМИ является одним из важнейших инструментов политики. Поэтому оценка СМИ Татарстана в отражении национальных и общественных процессов является неоднозначной. В этом же русле, рассматривать СМИ как механический инструмент передачи ценностей было бы упрощением. Значимые различия задают их институциональные характеристики, отношения собственности, учредители, не говоря уже о составе журналистского корпуса и читательской аудитории.