Трудности, с которыми встречаются ученые при анализе национальной психологии, породили представление, что эта задача не может быть решена рациональным путем. Характерно высказывание Н. Бердяева: «национальность таинственна, мистична, иррациональна».
Тем не менее, попытки выявить характерные черты разных народов, восходящие еще к временам античности, не прекращаются и по сей день. Объясняется это не только стремлением познать, но и необходимостью понять, почему именно так, а не иначе складывается историческая судьба отдельных народов, почему именно такой, а не иной путь развития ими избран и т.п.
Сегодня многие авторитетные специалисты приходят к выводу, что избежать субъективизма в описании национального характера и национального типа личности можно лишь опираясь на эмпирические методы исследования. Если базовая модель этнического типа личности («этнофора») может быть сконструирована путем теоретической абстракции, то выявление реально существующих и достаточно широко распространенных «модальных» типов, требует масштабных, организованных на высоком научном уровне эмпирических исследований с использованием всего арсенала методов, накопленных этнологией, психологией, социологией и многих других наук. Даже если допустить, что такая задача будет не только поставлена, но и решена, возникает проблема интерпретации полученных данных, в том числе и с позиций социологического подхода.
Однако следует отметить, что для Татарстана межнациональное и межконфессиональное согласие стало неотъемлемой составной частью понятия «модель Татарстана». Это не только непреходящая ценность сегодняшнего дня, но и источник надежд на лучшее будущее, базис успеха реформ всех сторон жизни общества. Практика государственно-национальных отношений показывает, что в современных условиях требуется постоянный поиск оптимальных решений с учетом интересов всех взаимодействующих субъектов, взвешенный подход к новым явлениям в национальной сфере РТ.
Важной задачей нового этапа является проведение единой информационной политики федеральных органов, направленной на информирование граждан о порядке функционирования федеральных органов, демонстрацию результатов работы федеральной власти, ее популяризацию.
Тенденция ближайшего будущего – повышение активности государства. Правительственным структурам необходимы информационные кампании по пропаганде принимаемых решений. Строительство государственности в России обязательно актуализирует потребность создания диалога государства и формирующего гражданского общества.
Интерес зарубежных СМИ к Республике Татарстан во основном вызывается наиболее знаковыми событиями в политической и общественной жизни, которые в той или иной мере представляют интерес для зарубежной печатной прессы. В частности, например, совсем недавно, 27 ноября 2010 г., в Казани произошла официальная встреча Премьер-министра Республики Татарстан Ильдар Халиков с журналистами – представителями зарубежных средств массовой информации в Российской Федерации, что вызвано интересом к информационным технологиям развивающимся в РТ, а также проведением в Казани Универсиады 2013 года.
Среди указанных проблем, которые интересуют зарубежные СМИ явилась и темп соблюдения принципов толерантности в столь многонациональном регионе, как Татарстан.
Следует отметить, что зарубежные СМИ эпизодически указывают в своих изданиях проблемы национального развития РТ, однако более глубокий интерес вызывают ознакомительные встречи зарубежных журналистов с представителями власти в рамках ознакомительных встреч, как это и было 27 ноября 2010 г.
Такие ознакомительные встречи с зарубежными журналистами формируют определенное мнение западных стран о Татарстане, начиная с освещения национальных взаимоотношений и заканчивая ролью суверенитета – таков круг тем, на котором делают акцент западные «акулы пера» во время визита в Татарстан. В 2005–2006 гг. в большей степени уделялось внимание в зарубежных СМИ проблемам взаимодействия религиозных миров. В частности, в контексте высказываний некоторых западных политиков в Татарстане имеются предпосылки обострения конфликта между исламским и христианским мирами. Существуют также темы среди иностранных СМИ, по которым мнения разделяются. Одна из них – введение латинской графики татарского языка. В республике конституционно закреплено равноправное действие двух государственных языков: русского и татарского. Когда принимался закон о переводе татарского языка на латинскую графику, у представителей татарской интеллигенции было к этому неоднозначное отношение, но тогда все-таки возобладало мнение сторонников латиницы.
В 2009–2010 г. зарубежную прессу, особенно западноевропейскую волнуют вопросы толерантности, национальной самоидентификации народа РТ. Это во многом связано с проблемами исламизации во Франции, Германии.
Таким образом, следует отметить, что в большей степени западные СМИ интересует проблема исламизации и влияния на российскую и мировую политику.
Если обратиться к электронным СМИ, например немецкий изданий, то следует отметить, что упоминания о национальных проблемах Татарстана довольно слабое, например анализ газеты Die Welt, показал, что например о проблемах исламизации всего написано две статьи в 1996 г. и 2007 г.
В 1996 г. в статье «Weitsicht regiert den nцrdlichsten Vorposten des Islam» рассматривались основные проблемы независимости Татарстана, его суверенизации.
В статье «Halbmond ьber dem Kreml von Kasan» газеты Die Welt от 19.09.2007 г. В статье говорится о переплетении исторических традиций между Москвой и Казанью, что плавно перетекло и в нынешние времена, когда Президент РФ и Президент РТ являются неотъемлемыми партнерами политического развития.
Немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung на своих страницах рассуждает об исламе в России. Журналистка Керстин Хольм представила свою точку зрения.
Она пишет: власти культивируют картину гармонического согласия между традиционными религиями – христианством, мусульманством, иудаизмом и буддизмом, при этом Московский Патриархат, представляющий упомянутую первой часть населения, явно задает тон и должен еще играть ведущую идеологическую роль.
Рассудительный российский ислам, который сами русские, а также западные политики расхваливают и считают европейским и перспективным, распространен в татарском регионе, расположенных вокруг Казани. Исторически он находится под влиянием националистического реформаторского движения джадидизма, сформировавшегося в девятнадцатом столетии.
Сегодня центром цивилизованного ислама в России является университетский город Казань, расположенный в восьмистах километрах к востоку от Москвы. В местном кремле древние соборы и стоящая рядом, построенная на деньги всего исламского мира сверкающая мечеть призваны символизировать мирное сосуществование религий.
Анализ американской прессы, в частности, например, мы проанализировали статьи известной газеты New York Times показал, также незначительное количество материала о национальной политике РТ.
Анализ New York Times показал, отражение национальной политики Татарстана в данной газете с 1992 г. по проблемам толерантности выпущено – 5 статей и 1 блог. Из 5 статей – 2 статьи за 1992 г. (1 ноября), 1 статья за 1998 г. (23 августа) 1 статья за 2008 г. (28 ноября), 1 статья за 2009 г. (15 октября).
В статье от 28 ноября 2008 г. New York Times, «Catholics, Orthodox and Muslims live peacefully together in Tatarstan» отмечается, что нас современном этапе развития, Республика Татарстан является центром религиозной терпимости – местом, где мусульмане, православные христиане и католики уважают традиции друг друга. Для внешнего мира, это доказательство многогранной религиозной идентичности Татарстана. (There are few spots on earth these days where religions mingle without rancor, or worse. But the Russian republic of Tatarstan has turned religious tolerance into its post-Soviet brand – a place where Muslims, Orthodox Christians and Roman Catholics mix and respect each other's traditions. For the outside world, the latest proof of Tatarstan's multifaceted religious identity came during an extraordinary appearance last month by the Muslim president of Tatarstan and a leading Russian Orthodox churchman at a conference in Jidda.)
Также в статье отмечено, что развитие многих противоречий в 90-е г. ХХ в. в постсоветскую эпоху не привело к религиозному фундаментализму. Москва, в свою очередь, «играет» татарской картой «и использует Татарстан как своего рода «витрину русского ислама». (The post-Soviet era has fostered a resurgent Tatar identity, but has not resulted in religious fundamentalism. Young women in miniskirts and skinny jeans mingle in the streets of Kazan with veiled women, and far outnumber the latter.
Moscow, has, in turn, «played the 'Tatar card» ' and used Tatarstan as «a kind of showcase of Russian Islam,» writes Aleksey Malashenko, a Russian expert on Islam with the Carnegie Moscow Center in a recent paper, «Russia and the Muslim World.»)
Таким образом, анализ зарубежной прессы о национальных и общественных тенденциях в Республике Татарстан показал, что проблемы в зарубежной прессе отражаются эпизодически, причем статьей очень мало. Стоит отметить, что в большей степени зарубежные СМИ обращают свои взоры на РТ в рамках ознакомительных встреч журналистов с представителями власти РТ. Анализ статей зарубежной прессы показал, что в большей степени прессу волнуют вопросы толерантности и исламизации в РТ. Практически во всех статьях прослеживается тенденция соотношения политики РТ с политикой Москвы (РФ).
массовый информация общественный мнение
Актуальность проблемы
Россия – страна многонациональная. Более половины её населения составляли и составляют нерусские народы.
Для современного российского общества, подвергшегося всестороннему реформированию, вполне естественным является ломка существовавшего прежде типа социальной интеграции, кризис ценностей, социальная неопределенность, кризис формальной регуляции и т.д. Подобная ситуация несет в себе потенциальную угрозу. В этой связи особую значимость и актуальность приобретает, не только выявление регионов РФ с этнической напряженность, но и анализ, выработка способов влияния на характер межэтнических отношений, что не возможно без дальнейшего изучения и выявления особенностей межэтнических отношений. Все это необходимо для формирования культуры мира, добрососедства, толерантности, что является залогом не просто мирного существования многонационального государства, но и его развития, культурного обогащения, через сотворчество и сотрудничество народов, населяющих его территорию.