В реальности же роль Пономаренко в судьбах наших писателей была вовсе не такой светлой. Являясь тестем Георгия Маленкова и одним из наиболее влиятельных людей в окружении Сталина, он не только не заступался, но и доносил на них. Известен донос «отца-заступника» белорусских писателей, будущего министра заготовок СССР П. Пономаренко на руководство Союза писателей. В гневном письме сообщается о нацдемовских настроениях в среде писательской организации, о таких страшных преступлениях, как замена «революционного подъема» непонятным Пономаренко словом «уздым» [1, Ф. 4, Оп.21, Д.1269, Л.18].
Зная или не зная о подобной деятельности секретаря ЦК КП(б) БССР, в ноябре 1938 г. руководство Союза советских писателей БССР было готово к массовым арестам. В середине 90-х Вера Даниловна Мицкевич, внучка Якуба Коласа, вспоминала, что в 1938 г. ее дед спал, не раздеваясь. Рядом с кроватью он ставил чемоданчик со сменой белья, провиантом и бритвенными принадлежностями. Он был готов к тому, что за ним придут среди ночи и, дав 10 минут на сборы, увезут неизвестно куда. Интересно отметить, что Колас не поверил в свою безопасность даже после трогательной сцены у Пономаренко (которая, скорее всего, была не вымышленной) [94, с. 215]. Он продолжал спать в верхней одежде, ожидая неминуемого ареста.
Так, 1 августа 1937 г. в «американке», внутренней тюрьме НКВД в Минске, развели костер, куда полетела изъятая во время арестов и обысков литература, а также не прошедшие цензуру труды. Было предано огню то, что писалось «в стол» для потомков… Говорят, что принимавших участие в этой расправе на выходе обыскивали, чтобы, не дай Бог, кто-то из них не вынес тайком даже листка с «крамолой». Увы, в ту ночь горела не бумага, а интеллект Беларуси, ее шанс стать свободной, независимой страной.
В 1938 г. разработанное и готовое к производству «дело писателей» замяли. Кропотливо собранные НКВД «архивы» на Коласа, Купалу и других деятелей Союза писателей были возвращены со стола Пономаренко в сейфы. По мнению родственников писателей, Пономаренко спустил дело на тормозах в силу большого общественного резонанса, который мог вызвать расстрел ведущих литераторов БССР. А потому белорусская литература потеряла «только» 500, а не несколько тысяч своих лучших представителей.
4. Журналистика БССР в 1938–1941 гг. Освобождение Западной Белоруссии и помощь в создании газет
Журналистика БССР в 1938–1941 гг.
XVII и XVIII съезды КП(б) Б подвели итоги хозяйственной деятельности за 1938–1940 гг. Отмечалось, что промышленность и сельское хозяйство Беларуси достигли новых успехов.
В годы третьей пятилетки печать Беларуси еще больше расширилась. Однако в это время наблюдались отрицательные тенденции чрезмерной идеологизации печатных изданий партийными органами, многочисленные чистки талантливых литераторов и специалистов в области печатного дела. Так, ЦК ВКП(б) отмечал бессистемное и поверхностное освещение вопросов партийной жизни в белорусских республиканских газетах «Звязда» и «Советская Белоруссия» и требовал ввести во всех республиканских, краевых и областных газетах постоянный раздел «Партийная жизнь».
Под рубрикой «Партийная жизнь» в газетах систематически размещались материалы о работе партийных организаций, их руководящей роли в хозяйственном и культурном строительстве. Широко на страницах печати велась пропаганда марксизма-ленинизма. Так, в 1938 г. «Звязда», «Советская Белоруссия» и другие республиканские газеты напечатали разделы «Краткого курса истории ВКП(б)».
ЦК ВКП(б) требовал, чтобы отдел пропаганды и агитации объединял в печати наиболее квалифицированных пропагандистов, лекторов, докладчиков, консультантов.
После опубликования постановления ЦК ВКП(б) «Об освещении в газетах вопросов партийной жизни» при областных комитетах были созданы отделы печати и издательств.
Уже в начале третьей пятилетки в республике началось широкое движение, направленное на досрочное выполнение ее задач. «Советская Белоруссия» и другие газеты постоянно вели рубрику «Соревнование имени третьей пятилетки».
Газеты на своих страницах показывали не только недостатки, но и пропагандировали и передовой опыт. «Советская Белоруссия» в статье «Повседневно руководить стахановским движением» (1938, 6 августа) критиковала минский завод «Ударник». А 8 августа корреспондент газеты Глебов выступил на страницах газеты со статьей «На заводе «Ударник» не руководят стахановским движением». Журналист в период сбора материала для статьи изучал работу предприятия, указал причины, которые препятствовали массовизации стахановского движения, давал некоторые рекомендации.
Газеты республики освещали и другие формы работы промышленности. Интересно велась на страницах «Гомельской правды» областная заочная конференция плановиков и диспетчеров – обмен опытом работы по графикам.
В освещении вопросов развития сельского хозяйства печать пользовалась многочисленными рубриками: «Советы колхозникам» («Гомельская правда»), «Шире социалистическое соревнование за высокий урожай», «На колхозных полях» («Звязда»).
«Советская Белоруссия», «Гомельская правда», «Социалистическая перестройка» (Любань) и другие газеты республики освещали и мелиоративные работы. «Гомельская правда» 20 июня 1941 г. вышла с полосой под «шапкой» «Успешнее завершить годовой план осушения болот!».
Многие республиканские, областные и районные газеты стремились как можно больше привлечь к участия в печати активных рабселькоров. Так, за 3 месяца 1938 г. в «Звязду» поступило 10 тыс. писем, из них 2063 о колхозном строительстве, 541 – о недостатках в работе руководящих организаций. Тем не менее на XVII съезде КП(б) Б (1938) отмечалось слабое реагирование на критические материалы, неудовлетворительная работа с рабселькорами, слабая связь редакций с активом. Газета «Советская Белоруссия» за пять месяцев 1938 г. получила 3298 письма с критикой, из них на 1256 не был дан ответ.
Освобождение Западной Белоруссии и помощь в создании газет
К 25 сентября 1939 г. частями Красной Армии были полностью заняты земли Западной Беларуси. Почти двадцатилетнее пребывание этих земель в составе Польши окончилось присоединением территории Западной Беларуси к БССР и, соответственно, вхождению ее в состав СССР.
Впервые на территории Западной Беларуси легально появились такие периодические издания, как «Правда», «Известия», «Звязда». 23 сентября сюда были отправлены 50 тыс. центральных и республиканских газет. В дальнейшем было отправлено еще 20 тыс. экземпляров «Правды», по 30 тыс. «Звязды» и «Советской Белоруссии», 10 тыс. «Известий».
Газеты республики писали об освободительном походе Красной Армии, о том, как ее встречает народ. «Советская Белоруссия» ежедневно отводила целую страницу под материалы с освобожденной территории. 18 сентября страница вышла под «шапкой» «Народ Советской Беларуси единодушно поддерживает справедливое решение Советского правительства и готовый соблюсти свой интернациональный долг», 20 сентября – «Население Западной Беларуси с восхищением встречает части Красной Армии».
С вхождением Западной Беларуси в состав БССР, начала развиваться промышленность, сельская хозяйство, национальная культура. В 1940 г., например, в западных областях действовало около 4 тыс. школ, 4 института, 12 техникумов. Были созданы 3 драмтеатра, 100 кинотеатров, а каждый район и область имели свою газету на родном или русском языках.
Советская Беларусь помогала печатным оборудованием, журналистскими кадрами. 17 сентября в Западную Беларусь было отправлено 2 комплекта шрифтов и печатного оборудования, 18 сентября шрифты получили Новогрудок и Столбцы, 19 – Брест и Пинск, 24 – Слоним и т.д. В течение сентября – октября комплекты шрифтов получили 39 городов Западной Беларуси.
Сначала газеты издавались как органы временных народных советов. Так, уже 22 сентября 1939 г. вышла двухполоска «Виленская правда». Во втором номере под большой «шапкой» «Над краем нищенства и горя, унижения и слез восходит лучезарное солнце счастья» газета перепечатала передовую статью «Правды» (1939, 22 сентября), «Дружба и братство народов СССР», письма «Нам помогла Красная Армия», «Будем жить полным счастьем», и другие материалы сотоварищи материалы. Третий номер вышел под «шапкой» «В братском союзе с народами СССР будем строить свою радостную и счастливую жизнь». «Виленская правда» на своих страницах рассказывала о первых шагах Советской власти, о разделе земли, о радости, с которым рабочие встретили свое освобождение.
25 сентября в Гродно начала выходить «Свободная Беларусь». В течение сентября-октября вышли газеты «Рабочий» (Брест), «Полесская правда» (Пинск), «Красное знамя» (Молодечно), «За свободную жизнь» (Глубокое). Появились периодические издания в Барановичах, Лиде, Слониме, Новогрудке, Столбцах, Волковыске, Лунинце, Воложине и других городах. Газеты печатали постановления местных органов власти, рассказывали о жизни рабочих всего СССР.
Указом Президиума Верховного Совета БССР от 15 января 1940 г. на территории бывшей Западной Беларуси были созданы области: Барановичская – 26 районов, Белостокская – 24, Брестская – 18, Вилейская – 22, Пинская – 11. В 1940 г. в Барановичской области издавалась областная газета «Красная звезда», семь районных и многотиражная газета управления политотдела Брест-Литовской железной дороги «Сталинский маршрут». Общий разовый тираж газет составлял 30 тыс. экземпляров. Тиражи газет сначала были не очень большие, и не каждый район имел свою газету. Однако постепенно стали возрастать тиражи изданий, а также авторский актив. Так, газета «Красная звязда» начинала свое становление с 4 300 экземпляров, однако уже в октябре 1939 г. имела 15 500 экземпляров, ноябре – 18 тыс., декабре – 20 тыс. Лидская районная газета «Уперад» имела 157 постоянно пишущих рабселькоров, новогрудская «Звязда» – 105, «Вольная праца» (Слоним) – 50, «Красная звязда» – 500. За первые четыре месяца 1940 г. областная газета получила 615 писем. Газета «Свободная работа», печатный орган Белостокского АК и ГК КП(б) Б и облисполкома, имела тираж 30 тыс. экземпляров (в 1939 г. сначала издавалась как «Освобожденный Белосток» на русском языке, в первой половине 1940 г. – на русском и белорусском. Разовый тираж Белостокской областной и районных газет составлял 173 тыс. экземпляров [43, с. 287]. В городах Ломжа, Августов и Лапы районные газеты издавались на польском языке, а с 1940 г. выходила газета «Штандарт вольнасці» («Флаг свободы»), печатный орган ЦК КП(б) Б.