Съезд четко определил сущность социалистического реализма, провозгласив его основополагающим творческим методом советской художественной литературы. В принятом съездом Уставе Союза писателей СССР указывалось: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма» [26, с. 716]. Следует отметить, что в методе социалистического реализма тесно переплетается диалектическое взаимопроникновение самого трезвого реализма и революционной романтики, сочетаются критическое и утверждающее начала.
Рождение Союза писателей СССР подвело итог периоду становления советской литературы, когда вслед за небольшой группой дореволюционных прогрессивных художников слова в литературу пришла из народа, из среды демократической интеллигенции талантливая молодежь.
В ноябре 1934 года ЦК КП(б) Б принял постановление «О мерах по укреплению литературного дела в БССР». Отметив общественно-политическую активность и организованность, проявленную белорусской делегацией на Всесоюзном писательском съезде, ЦК КП(б) Б одобрил проведенную Союзом писателей БССР, партийными и комсомольскими организациями большую массовую работу по популяризации материалов I Всесоюзного съезда советских писателей. Были намечены мероприятия по улучшению пропаганды советской книги, усилению воспитательной работы с творческой молодежью, укреплению литературных кружков, значительному увеличению издания произведений белорусских писателей в переводе па русский язык [24, с. 244]. Укреплялся кадрами Институт литературы и искусства АН БССР, увеличивались лимиты на творческие командировки. В Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Орше, Бобруйске, Речице, Червене и других городах и районах состоялись собрания партийного, комсомольского и профсоюзного актива, посвященного итогам I Всесоюзного съезда советских писателей.
Белорусская советская литература каждый год рождала новые произведения, новые имена. Стали еще более известными такие писатели, как Я. Купала, Я. Колас, 3. Бядуля. В 30-х годах XX в. в литературу пришли П. Панченко, А. Белевич, М. Калачинский, А. Бачила, Н. Аврамчик, Г. Нехай, С. Граховский, М. Сурначев, Э. Огнецвет, В. Кравченко, А. Стахович, В. Вольский, М. Климкович, развивалось творчество пришедших в литературу в 20-е годы XX в. писателей К. Крапивы, Э. Самуйленка, П. Бровки, П. Глебки, А. Кулешова, А. Жаврука, В. Витки, А. Астрейки, Р. Соболенки, Я. Скрыгана, X. Шинклера, М. Последовича, И. Гурского, Е. Романовича, К. Губаревича. Молодые писательские силы настойчиво искали новые творческие пути, разрабатывали актуальные проблемы.
В начале 30-х гг. появилсиь первые поэмы об индустриализации: «Цэхавыя буднi» П. Бровки (1930 г.), «Арка над акiянам» П. Глебки, «Барысау» Я. Купалы (1934 г.), «Напор» А. Александровича (1933 г.). Появляются повести «Каландры» П. Бровки (1930 г.), «Записки инструктора Томана» X. Шинклера (1934 г.). Крупным социальным сдвигам в деревне, преобразованиям ее на социалистических началах были посвящены произведения Я. Купалы «Над ракой Арэсай» (1933 г.), Я. Коласа «Адшчапенец» (1931 г.), 3. Бядули «Язэп Крушынскi» (1929–1932 гг.), К. Чорного «Вясна» (1930 г.), «Трэцяе пакаленне» (1935 г.), П. Головача «Спалох на загонах» (1930 г.), К. Крапивы «Мядзведзiчы» (1932 г.), М. Зарецкого «Вязьмо» (1932 г.), циклы стихов Я. Купалы, Я. Коласа, П. Бровки, П. Глебки, А. Кулешова, М. Чарота, П. Панченки и других.
В 30-е гг. белорусская литература интенсивно разрабатывала тему формирования нового человека, гражданина Советской страны, творца социалистического общества. Убедительно показывала силу воздействия революции на различные слои народа повесть Я. Коласа «Трясина».
Чувство дружбы и любви, преданности и долга, стойкость в борьбе и непреклонная воля к победе – все это нашло отражение в художественных образах его пьес «Конец дружбы», «Партизаны» и других.
Тема патриотизма советских людей стала основной в творчестве П. Бровки. Глубоко раскрыта она была в сборниках стихотворений «Приход героя», «Весна Родины», в поэме «Катерина». Главными героями в них стали простые советские люди с их трудовым пафосом, красивыми мечтами и надеждами.
В годы социалистического строительства достигла своего расцвета и подлинной зрелости поэзия П. Глебки. Его произведения отличались партийной принципиальностью, политической заостренностью, совершенством поэтической формы. Ярко были выражены эти качества в его книгах «Хада падзей» (1932 г.), «Чатыры вятры» (1935 г.), в поэмах «Мужнасць», «У тыя днi», «Над Бярозай-ракой». Поэт воспевает новую, колхозную жизнь, небывалый размах индустриального строительства, возрастающую мощь Советского государства. Немало проникновенных строк посвящает он советской молодежи.
В 1931–1934 годах публиковались первые значительные произведения Э. Самуйленка, а с выходом в свет его повести «Тэорыя Каленбрун» он приобретает широкую известность. Вскоре появляются «Пагiбель воука», «Будучыня», «Паляунiчае шчасце» и другие. Писатель мало повествовал о своих героях – он заставлял их действовать, умел показать их в драматических столкновениях, в волнующих ситуациях. Произведения Э. Самуйленка также наполнены большой любовью к Родине.
Белорусские писатели 30-х гг. отражали в своем творчестве живую действительность. Это требовало не только обилия непосредственных наблюдений, но и глубокого проникновения в сложные социальные и философские проблемы эпохи, овладения богатствами мировой культуры.
Следует отметить, что развитие белорусской литературы проходило под руководством и при повседневном внимании партийных и советских органов. Поэтому в их произведениях ярко выражена однобокая направленность освещаемой проблематики. Советские органы оказывали материальную поддержку белорусским литераторам. Так, в июле 1935 года СНК БССР выделил Союзу писателей 20 тысяч рублей на творческую работу и организацию отдыха, а через месяц – еще 17 тысяч рублей. Были приняты меры по улучшению жилищных условий писателей, в том числе Я. Купалы и Я. Коласа.
Вспоминая свои первые литературные шаги, Я. Колас писал: «Имя Горького стало моим литературным знаменем. Его рассказы поднимали дух, раскрывали какой-то новый мир, который шел на смену старому, пробуждали творческую мысль и лучшие человеческие чувства» [10, с. 3].
Немаловажное значение имели и многочисленные контакты литераторов Белоруссии с известными советскими писателями. В 1925 и 1927 годах в Минск приезжал В. Маяковский. Он выступал с чтением своих стихов в театрах города, встречался с местными поэтами, оказывал им творческую помощь. Минчане принимали Маяковского восторженно, задавали многочисленные вопросы. Я. Колас позднее вспоминал: «Читал он мастерски и покорил не только меня, но и других, кто слушал его в тот вечер».
Значительным для белорусской советской литературы был III пленум правления Союза писателей СССР, состоявшийся по инициативе М. Горького в Минске в 1936 году. Посвящался он советской поэзии, но одним из его основных вопросов было состояние белорусской литературы. В работе пленума участвовали многие крупные писатели, в том числе К. Федин, В. Инбер, Вл. Бахметьев, Н. Асеев, ответственный секретарь правления Союза писателей СССР А. Щербаков, А. Фадеев, В. Лидин, Б. Пастернак, А. Твардовский, С. Михалков, А. Сурков и многие другие. М. Горький из-за болезни не смог приехать на пленум, но он ознакомился с тезисами доклада М. Климковича, сделал по ним свои замечания.
На пленуме в докладах А. Суркова «О советской поэзии», М. Климковича «Литература Советской Белоруссии», А. Тагирова «Башкирская советская литература», во многих выступлениях звучала идея единства и разнообразия многонациональной советской литературы. Новые горизонты, новый герой, зрелое понимание мастерства брали в литературе верх, она обогащалась увлекательными формами, способными передать живую реальность в ее нормальных пропорциях, красках и объемах.
Устанавливались связи с литераторами зарубежных стран. Так, немалую роль сыграли поездки белорусских писателей в Чехословакию в 1925, 1927, 1935 годах. Три раза посетил эту страну Я. Купала, который пользовался там большой популярностью.
В довоенное время белорусская советская литература, которая была выдержана в правильном «идеологическом ключе» расходилась большими тиражами. С другой стороны, наблюдалась высокая посещаемость библиотек, изб-читален. Н.К. Крупская в 1934 году писала: «Художественная книга все более и более становится одним из важных участков социалистической стройки. Она помогает лучше понять старый уклад, понять, что значит строительство социализма, понять, за что идет борьба» [11, с. 217].
Таким образом, развитие белорусской литературы и печатно-полиграфического дела в 30-е гг. XX в. развивалось с большой амплитудой колебаний. С одной стороны – проходил процесс накопления белорусского фонда литературных изданий, развивались журналы, укрупнялись литературные общества для большей эффективности. Однако с другой стороны книжная продукция была представлена однообразно, выдержана в коммунистической стилистике, лишенная национального колорита. Активно действовал орган цензуры, что также отрицательно повлияло на состояние литературы и печатного дела в республике. В 30-е гг. XX в. также проходили громкие процессы в среде белорусской национальной интеллигенции, что в результате привело к торможению развития литературы и искусства. Значительно поредели ряды белорусских писателей, на которых было навешено ярмо «буржуазного национал-демократа».