Смекни!
smekni.com

Материалы, инструменты и приспособления для шрифтовых работ (стр. 2 из 3)

Масляные краски. Масляные краски выпускаются в полужидком виде в тюбиках или жестяных банках. Краски эти непрозрачны и ложатся на поверхность густым слоем. Связующим веществом в них являются растительные масла: льняное, ореховое, подсолнечное и др. Разводятся они специальными растворителями, выпускаемыми под № 1, 2, 3, 4, растительными маслами и олифой. Растворители и масла можно заменить керосином, который предварительно очищается: несколько раз пропускается через слой ваты.

Масляные краски долго сохнут. Чтобы ускорить высыхание, в них добавляют сиккатив. Употребляются в оформительской работе для выполнения надписей, находящихся под открытым небом.

Бронза («золото») и алюминий («серебро») выпускаются в виде порошка, к которому иногда прилагается растворитель. Для работы на бумаге эти порошки лучше разводить на клею, желательно растительном. Бронзовые буквы надо сначала прописать краской - ярко-желтой (кадмий) или ярко-красной (киноварь). Алюминиевые буквы следует сначала прописать белилами. От этого окраска букв становится яркой.

Клей. Для проклеивания бумаги, картона, фанеры и Других материалов применяется различный клей: столярный, желатин, рыбий, декстрин и т. п. Столярный и рыбий клей сперва надо размочить в воде, а затем варить, не доводя до кипения. Желатин просто растворяют в холодной воде, а потом добавляют горячую воду. Клейстеры из муки заваривают теплой водой, предварительно хорошо просеивая муку.

Грунт. Грунт - состав, которым покрывают холст, мешковину, бумагу, картон и другие материалы перед работой на них масляными красками. Существует несколько видов грунта.

Клеевой грунт наиболее прост по приготовлению и применяется довольно часто. Приготовляется он следующим образом: на 1 часть столярного клея берется 20 весовых частей теплой воды. Столярный клей продается обычно в плитках. Плитку клея нужно размельчить на кусочки и залить водой на сутки. Когда клей достаточно разбухнет, его следует проварить, не доводя до кипения, в специальной посуде, состоящей из двух сосудов, вставляющихся один в Другой. Если специальной посуды нет, можно воспользоваться двумя консервными банками различных размеров. В большую банку наливают воду и ставят меньшую банку с клеем. Когда в большой посуде вода закипит, клей растворится. Варить клей нужно, помешивая палочкой. Этим раствором покрывают холст, картон, бумагу.

Холст, предварительно натянутый на подрамник и взбрызнутый теплой водой, проклеивается два или три раза. После каждого раза холст тщательно просушивают при комнатной температуре, с его поверхности удаляют лишний клей, затем шлифуют пемзой или стеклянной бумагой. Недопустимо сушить холст на солнце или на горячей печи, так как это испортит его. Если ткань очень редкая (мешковина, редкий холст), то проклеивать лучше киселеобразным раствором клея, он быстрее закрывает поры. На проклеенный холст наносится в два приема жидкий клей, предварительно смешанный с сухими цинковыми белилами или мелом. По густоте смесь эта должна быть похожа на сметану.

Картон проклеивают теплым раствором клея не более двух раз. В раствор добавляются белила, мел и несколько капель масла. После грунтовки поверхность картона не шлифуется.

Бумагу проклеивают один или несколько раз слабым раствором клея.

Увеличение количества клея в грунте неизбежно ведет к трещинам и осыпанию грунта с основания.

Для приготовления грунта можно применять желатиновый, декстриновый и другие сорта клея. Желатин продается в плитках или таблетках. Он растворяется в горячей воде (воду нельзя
доводить до кипения). Раствор желатина прозрачный, и поверхность, проклеенная этим клеем, мало изменяет цвет. Декстрин представляет собой порошок кремового цвета. Его можно растворить в теплой воде.

Масляный грунт. Фанера, доски, металлы грунтуются иначе, чем холст, картон и бумага. Фанеру несколько раз покрывают с обеих сторон горячей олифой, хорошо просушивая ее после каждого покрытия. Доски покрывают олифой только с одной стороны. Затем и фанера и доски окрашиваются масляными красками. Металл очищают от ржавчины наждачной бумагой, промывают керосином, а потом мыльной водой. Затем его покрывают два раза олифой, давая ей каждый раз просохнуть, после чего окрашивают свинцовым суриком. Подготовленный металл окрашивается масляной краской нужного тона.

Инструменты

Кисти. Кисти бывают круглые и плоские по форме и мягкие или жесткие по качеству волоса. Размеры кистей обозначаются на их черенках. Мягкие кисти делаются из волоса белки, куницы или колонка, по форме они обычно круглые. У хорошей мягкой кисти окончания волос должны быть естественными, а не подрезанными. Кисть с подрезанным волосом для работы не годится.

Наиболее широко применяются для шрифтовых работ колонковые, беличьи, хорьковые и щетинные кисти. Из них лучшие кисти колонковые. Колонковыми кистями удобно работать как различными красками, так и тушью.

Для тонировки бумаги применяются круглые колонковые кисти с длиной волоса приблизительно в 4 раза больше, чем толщина кисти у основания.

Для написания шрифта гуашью, темперой, тушью употребляются круглые кисти с длиной волоса, в 5-7 раз превышающей толщину кисти у основания. Такой кистью легко провести длинную ровную линию.

Для шрифтовых работ масляными красками, особенно на стекле, применяются шлипперы - круглые колонковые кисти с длиной волоса в 8-10 раз большей, чем толщина кисти. Только такой кистью можно проложить длинную ровную линию масляной краской на стекле и металле.

Беличьи и хорьковые кисти употребляются для акварели и применяются также в работе гуашью и темперой, но не для корпусных покрытий. Для масляной живописи эти кисти непригодны ввиду «их слабой упругости.

Щетинными кистями пользуются в масляной, темперной и гуашевой живописи. В шрифтовых работах их применяют для тонировки гуашью или темперой небольших поверхностей.

Для тонирования больших поверхностей различными красками обычно применяется флейц - широкая плоская кисть. Флейцы преимущественно вяжутся из щетины, беличьего, хорькового, барсукового, реже колонкового волоса. Волос флейца длиннее, чем у обычных кистей, а волосяной слой плотнее. Щетинные флейцы применяются главным образом для нанесения первого слоя краски. Благодаря жесткому волосу щетинный флейц как бы втирает краску в поверхность основания, способствуя более прочному соединению краски с тонируемой поверхностью. Разравнивают положенный слой краски беличьими, хорьковыми, барсуковыми или колонковыми флейцами.

В шрифтовой работе выбор кисти имеет большое значение. При выборе мягкой круглой кисти надо обратить внимание на то, чтобы конец ее не раздваивался и волос был собран компактно. Определяется качество кисти так: двумя пальцами сжимают волосяную часть, если она примет веерообразную форму, то кисть пригодна для шрифтовой работы. Качество кисти можно проверить, помочив ее водой и затем встряхнув. У хорошей кисти после легкого встряхивания образуется острый конец.

Жесткие кисти делаются из свиной или конской щетины. Эти кисти плоские и имеют форму лопаточки. Щетина подбирается с естественным окончанием или же ее концы тщательно шлифуются.

Чтобы сохранить кисти в хорошем состоянии и продлить срок их службы, за ними необходимо тщательно следить: после работы кистями их следует вымыть. После работы акварелью, гуашью или клеевыми красками кисти моются в обычной воде, а после работы масляными красками кисти сначала моются в керосине, а затем в теплой мыльной воде. Не следует мыть кисти в горячей воде, так как клей, скрепляющий кисть, может раствориться и кисть распадется. Промывая кисть, нужно следить за тем, чтобы краска не оставалась в месте соединения щетины с металлической гильзой, так как это может испортить кисть.

Если кисти долгое время не используются, то их можно смочить слабым раствором растительного клея - вишневого или сливового,- причем кистям следует придать нужную форму. Плоские кисти можно смочить водой и завернуть в бумагу, в таком виде кисть сохранит свою форму.

Хранить кисти лучше всего в вертикальном положении черенками вниз, опустив их в какой-либо сосуд. Мягкие кисти не следует оставлять в воде, так как волос от этого сгибается, и такой кистью трудно работать.

Линейки. Для шрифтовой работы надо иметь несколько чертежных линеек различной длины - 15, 25, 50, 100 см и одну более длинную самодельную линейку с пяти- и десятисантиметровыми делениями. Для резки бумаги необходимо иметь специальную металлическую линейку.

Хороши в работе масштабные линейки с белыми целлулоидными пластинками, на которых нанесены деления. Их надо иметь две: длиной в 25 и 50 см. Благодаря тому, что на белых полосках хорошо видны деления, эти линейки очень облегчают работу.

Угольники. Для проведения наклонных линий и вычерчивания прямых углов применяются угольники. Время от времени их надо проверять, потому что под действием тепла или сырости они могут рассохнуться или перекоситься. Прямые углы угольников проверяются так: к точной линейке, положенной горизонтально, под прямым углом прикладывается угольник и по его грани проводится вертикальная линия, затем угольник переворачивается на другую сторону и проводится еще одна вертикальная линия. Если эти линии совпадают, значит угольник правильный и им можно работать.

Рейсшина. Для проведения длинных параллельных линий используют рейсшину. Это - большая линейка длиной в 100 - 150 см с направляющей планкой с одной стороны. Направляющая планка находится под углом 90° к линейке и во время работы скользит по краю стола или чертежной доски.

Лекала. Лекало служит для проведения различных кривых линий. Лекала бывают деревянные (из тонкой фанеры) или пластмассовые, различных размеров и рисунков. Все эти инструменты надо содержать в чистоте. Если линейка, угольник, лекало загрязнились, их надо вымыть теплой водой с мылом и насухо вытереть. Деревянные линейки, угольники и лекала нельзя хранить на солнце, так как они покоробятся и придут в негодность.