Ведущий следит за тем, чтобы его команда работала слаженно, программы плавно «сменяли» одна другую, а слушатели чувствовали бы себя комфортно, - таким образом выполняя функции редактора (программного директора) и отвечая за все, что происходит в его эфире: от музыкального материала и новостей до собственных программ и передач других авторов [23].
Слушатель подобных радиостанций всегда должен быть уверен в том, что здесь ему будет уделено достаточное внимание. Поэтому ведущий должен быть всегда приветливым, заинтересованным, готовым дать совет, помочь разобраться в проблеме, предоставить необходимую информацию. Он должен быть готов к многочисленным звонкам и сообщениям на пейджер: ведь основа его эфира - непрерывное общение с людьми. Согласно социологическим исследованиям, проведенным одной из «многопрофильных» коммерческих информационно-музыкальных радиостанций, значительная часть молодежи, которая обычно слушает «локальные» станции, остро нуждается в общении, в «заинтересованности в себе», поэтому нередко переключается на «взрослые» радиоканалы. Когда у молодого человека (молодые люди больше подвержены смене настроений и депрессивным состояниям) трудная полоса в жизни и ему некуда обратиться за советом или помощью, то ему важно знать, что есть радиостанция, где его всегда внимательно выслушают, скажут добрые слова в его адрес, поставят его любимую музыку. Об этом стоит помнить ведущим и главным редакторам «многопрофильных» станций и строить свой эфир с учетом интересов и молодых радиослушателей [20].
Неписаный закон для ведущего «многопрофильных» информационно-музыкальных радиостанций - называть свое имя и фамилию, имя и фамилию звукоинженера (звукорежиссера). Ведущий "многопрофильной" станции, как правило, только ведет эфир, т.е. говорит в микрофон, отвечая за информационное наполнение вещательного дня, в то время как «раскрашиванием» эфира с помощью музыки, «фирменных» джинглов занимается звукооператор (звукорежиссер), который сидит напротив за микшерным пультом.
На некоторых радиоканалах ведущий даже не занимается подбором музыкальных композиций, которые будут звучать в его программе, эта задача возлагается на музыкального редактора. На подобных станциях гораздо меньше музыкальной техники, а в фонотеке помимо популярной музыки наличествует классическая, авангардная, джазовая, этническая и т. д., так как станция не ограничена тем или иным форматом, а музыка не основа, а фон для эфира. В нужное время радиожурналист просто дает знак звукорежиссеру рукой или же они заранее договариваются о последовательности музыкальных композиций, джинглов, анонсов в программе. Звукорежиссер программирует последовательность песен на цифровом проигрывателе компакт-дисков, ставит в карт-машину необходимые картриджи с джинглами, заставками, анонсами и по условному знаку ведущего «выводит» в эфир заставку, анонс или песню. Именно звукорежиссер следит за тем, чтобы не было пауз между произнесенным текстом и композицией, хотя на «многопрофильной» станции в отличие от информационно-музыкальной секундная «дыра» вполне допустима, хотя и тут желательно, чтобы паузы не заполняли эфир [15].
Ведущему «традиционного» эфира можно слегка расслабиться: иногда вздохнуть, случайно прошелестеть страницей - главным остаются качество и достоверность информации, а не непрерывность музыки и звуковых спецэффектов. Поэтому и порицание от главного редактора если и можно получить, то не за звуковое оформление, а за непроверенные факты, устаревшую или недостоверную информацию, неграмотное изложение материала и т.д. Иногда для этого главный редактор радиостанции специально прослушивает policetype (контрольную запись) - пленку или цифровую кассету, на которую «пишется» каждый эфирный день.
Таким образом, к характеристике специфики профессиональной деятельности журналиста относится не только многофункциональность, но и наличие таких составляющих как коммуникабельность, мобильность и оперативность.
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи и методы исследования
Объект исследования: профессиональная деятельность журналиста.
Предмет исследования: деятельность журналиста в службе информации информационно-музыкальной радиостанции («Радио «Сибирь - Омск»).
Цель исследования: выявить специфику и содержание деятельности радиожурналиста.
Задачи исследования:
1.Изучить специфику профессиональной деятельности радиожурналиста.
2.Проанализировать содержание и направленность новостных выпусков на радио.
3.Выявить информационные потребности и интересы аудитории радиостанции «Радио «Сибирь-Омск»
Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Наблюдение.
3. Интервьюирование.
4. Контент-анализ.
5. Методы математической обработки данных.
Метод наблюденияиспользован нами для получения представления о специфике работы журналиста на радиостанции.
Метод интервьюированияприменен для получения первичной информации: ответы на вопросы об отношении радиожурналистов к содержанию профессиональной деятельности. Было опрошено 14 журналистов - ведущих информационно-музыкальной радиостанции «Радио «Сибирь - Омск». Также было интервьюировано 315 слушателей данной радиостанции с целью оценки их тематических предпочтений.
Контент – анализиспользован для качественного и количественного анализа содержания новостных выпусков радиостанции «Радио «Сибирь». В ходе исследования определялась тематическая направленность новостей, периодичность выхода в эфир, содержание.
Методы математической обработки данныхприменялись дляанализа процентных соотношений, суммарных показателей, таблиц, диаграмм, полученных в ходе исследования.
2.2 Организация исследования
Исследование по теме квалификационной работы проводились поэтапно с 2004 по 2006 год. Весь объем исследований был выполнен на базе информационно-развлекательной радиостанции «Радио «Сибирь». Исследование включало три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2004 – май 2005 года) исследовалось содержание вопроса в литературных источниках. В результате изучения современной научной литературы и документов была конкретизирована цель исследования, сформулированы объект и предмет, задачи исследования.
На втором этапе (сентябрь 2005 – апрель 2006 года), используя метод контент – анализа, изучено содержание тематики новостных выпусков, размещающих разные информационные блоки. На этом этапе исследовалось отношение радиожурналистов к содержанию их профессиональной деятельности. Изучались и анализировались особенности и специфика работы на радио.
На третьем этапе (май 2006 – июнь 2006) анализировались, обрабатывались материалы, был подготовлен и оформлен текст квалификационной работы, мультимедийное сопровождение.
Глава III. Изучение содержания и специфики профессиональной деятельности радиожурналиста на локальной информационно-музыкальной радиостанции
3.1 Содержание и специфика работы журналиста в службе информации информационно-музыкальной радиостанции
Каждый день огромному миру необходимо придавать «форму» и лепить его в виде моментального снимка – выпуска новостей с наилучшими историями, имеющимися в распоряжении журналистов. Редакторы сталкиваются с невероятным выбором между войной, идущей где-то заграницей, внутренним скандалом в больнице, демонстрацией в защиту прав животных и очередном витке европейских дебатов, разрывающем на части правительство. Выявить рейтинг значимости историй – непростая задача, решение никогда не бывает жестким и быстрым. История, которая выглядит весомой в один день, на другой день может оказаться слабой в сравнении с другими более значимыми событиями.
Среди серьезных газет и вещательных компаний существует необыкновенное единодушие взглядов. Большинство газетных передовиц и выпусков новостей чаще всего рассказывают об одних и тех же событиях, рассматривая их как главные. Только в очень бедные новостями дни они все идут собственным путем в поисках темы. Во всей журналистике имеет место тенденция освещать одно и тоже лишь потому, что подобная деятельность укладывается в определение стереотипа.
На телевидении настоящей проблемой является краткость выпусков, отсутствие времени на свежие подробности, получасовой выпуск может дать чуть больше чем обычный анонс. Большинство зрителей не хотят смотреть телевизор больше получаса и просто выключают его, если эта граница превышена.
В газетной журналистике часто приходится выбирать между обращением к узкому кругу читателей, любящих «глубокие» статьи, и многими миллионами тех, кто предпочитает краткость.
Четырехминутные новостные сюжеты как новостной жанр на радио – это своего рода искусство. Необходимо в отпущенное время дать максимум информации и при этом быть понятным. Несомненно, в отведенное время, можно выдать совсем незначительное количество информации, но в других случаях «говорящая картинка» или сильное интервью с места событий донесет до каждого слушателя знание истории гораздо эффективнее, чем печатное издание.
В целом, считается, что радио заставляет авторов писать лучше, взвешивая буквально каждое слово, тратить время на поиск интонаций, пауз и акцентов. И это не случайно, поскольку именно радио более других СМИ воздействует на воображение человека. Слушатель неизбежно пытается перевести звуковые впечатления в зрительные; по мнению специалистов, процесс этот неизбежен. Слушатели таким образом являются активными участниками процесса, и задача радиожурналиста рассказывать о новостях, стимулируя тем самым воображение человека.