СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кафедра теории и истории физической культуры и спорта
Выпускная квалификационная работа
по специальности
Спортивная журналистика
Профессиональная деятельность журналиста на информационно-музыкальной радиостанции (на примере радиостанции «Радио «Сибирь - Омск»)
Колесник Андрей Владимирович
ОМСК - 2006
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Основы профессиональной деятельности радиожурналиста
1.1 Подготовка к эфиру
1.2 Общение в работе радиожурналиста
1.3 Особенности ведения репортажа в прямом эфире
1.4 Работа радиожурналиста в экстремальных условиях
1.5 Особенности подготовки репортажа в записи
1.6 Работа радиожурналиста с режиссером
1.7 Особенности работы ведущего на «многопрофильной» информационно-музыкальной радиостанции
ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи и методы исследования
2.2 Организация исследования
ГЛАВА III. Изучение содержания и специфики профессиональной деятельности радиожурналиста на локальной информационно-музыкальной радиостанции
3.1 Содержание и специфика работы журналиста в службе информации информационно-музыкальной радиостанции
3.2 Отношение журналистов «Радио «Сибирь-Омск» к содержанию профессиональной деятельности
3.3 Исследование качественно-количественной характеристики новостных выпусков
3.4 Изучение интересов аудитории «Радио «Сибирь-Омск»
Выводы
Практические рекомендации
Литература
Приложения
Введение
В современный действительности, когда потоки социальной информации значительно возросли и усложнился уровень информационных запросов общества, особое значение приобретает оперативность и своевременность информации, которую обеспечивает радиовещание.
В то же время одним из важных условий эффективного воздействия информационной функции радио на аудиторию является изучение проблемы восприятия социальной информации и отношения к ней со стороны слушателей. Все это обусловливает необходимость изучения профессиональной деятельности радиожурналиста и определяет актуальность исследования.
Объектом нашего исследования является профессиональная деятельность журналиста.
Предметом исследования выступает деятельность журналиста в службе информации информационно-музыкальной радиостанции "Радио "Сибирь-Омск".
Цель исследования: выявить специфику и содержание деятельности радиожурналиста.
Задачи исследования:
1. Изучить специфику профессиональной деятельности радиожурналиста.
2. Проанализировать содержание и направленность новостных выпусков на радио.
3. Выявить информационные потребности и интересы аудитории радиостанции «Радио «Сибирь - Омск»
Практическая значимость исследования заключается в комплексном представлении специфики профессиональной деятельности журналиста на локальной информационно-музыкальной радиостанции.
Глава I. Основы профессиональной деятельности радиожурналиста
журналист радиостанция информация новостная
1.1 Подготовка к эфиру
Любая передача для журналиста на радио начинается с определения той цели, которую он ставит перед собой в процессе подготовки к ней. Социальные и культурные явления многогранны, и потому уже при выборе темы требуют от журналиста формирования своеобразной рамки, осознания границ проблемы. Все это помогает сосредоточению внимания на главном сначала самого журналиста, а потом и аудитории [1].
В некоторой степени выбор темы уже предопределен специализацией редакции, радиоканала или радиокомпании, ее основными тематическими направлениями, форматом. У каждой радиостанции - своя проблематика, в которой журналист должен разбираться достаточно глубоко и основательно [12].
Таким образом, выбор редакции - первый и важнейший этап в определении главной темы журналистского творчества. Самое важное в русле этой проблемы - процесс накопления знаний, умение оценить новое явление или факт [3,8,16]. Часто возникает ситуация, когда молодой и бесспорно талантливый журналист быстро «выдыхается», и тогда к его передачам, репортажам или комментариям теряют интерес и слушатели, и коллеги. Причина проста: ему не хватило знаний, эрудиции. «Культурный слой», на котором он пытался возвести «свое здание» в эфире, оказался слишком тонок. И он начинает повторять азбучные истины, давно ставшие общеизвестными факты, вызывая у слушателей ощущение пустоты и досады. Часто в таких случаях говорят, что исчерпана тема. Но это не так, исчерпана не тема - исчерпано знание журналиста об этой теме. Например, если корреспондент работает на радиостанции, обращенной к женской аудитории, он обязан тонко разбираться во всем, что именуется «женским вопросом», знать его многовековую историю, развитие, сегодняшнее состояние как у нас в стране, так и за рубежом. В противном случае легко сбиться на одно лишь радостное пустословие, оставляя в полном неведении свою аудиторию относительно тех глубинных процессов феминистской революции, которые происходят сегодня в мире со всеми ее плюсами и минусами [23].
Второй этап освоения темы - специализация радиожурналиста. Не найдя своей оригинальной темы, корреспондент вряд ли сможет стать сколько-нибудь заметной творческой личностью даже при наличии несомненного таланта. Хорошо, если человек, вступивший на журналистскую стезю, сразу находит ту тропку, по которой ему интересно идти. Радио знает десятки имен журналистов, которые добились признания именно благодаря тому, что мы понимаем под суховатым словом «специализация». Это вовсе не означает, что на радио нет профессиональных областей, требующих широты охвата, нет своеобразного многотемья, характеризующего, например, деятельность собственного корреспондента в том или ином регионе или работу ведущего информационно-публицистической программы. Но такая широта охвата также является своеобразной специализацией журналиста, и она необходима, как и обязательное знание тех или иных особенностей региона, его истории, языка и культуры [20].
Специализация, безусловно, сужая круг затрагиваемых вопросов, позволяет в то же время глубже проникать в их суть, раскрывать их, что называется, с уже готовыми доказательствами и фактами в руках. Она предусматривает не только знакомство журналиста с литературой и подбор информации по избранной тематике, но и организацию, и постоянное ведение им специального справочного аппарата, т.е. наличие своеобразного досье [21].
Завершающий этап предварительной подготовки связан уже с конкретным заданием, полученным журналистом в редакции. К его выполнению можно готовиться заранее, если тема и конкретная программа были запланированы или если журналист является ведущим какой-либо постоянной передачи или цикла. Но очень часто задание бывает связано с необходимостью оперативного освещения события в тот момент, когда оно происходит – в прямом эфире. В этом случае время подготовки сжимается иногда до нескольких часов полета на место события или даже до нескольких минут для участия в оперативном интервью в студии. Но чем острее дефицит времени, тем большее значение приобретают основательность, глубина и «боеготовность», которую журналист приобрел на ранних этапах подготовки к передаче [2].
Определив тему и узнав задание, корреспондент «привязывает» все накопленное к данному реально разрабатываемому жизненному событию. На этом этапе радиожурналист, независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при наличии времени, и записать план действий. В него войдут:
- точное осознание цели задания (если она не очень понятна, следует обязательно уточнить ее);
- пути получения как можно более полных и точных сведений об объекте;
- описание ситуации и обстановки, в которой придется работать;
- примерный перечень и формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы;
- определение жанра передачи, пусть даже предварительное;
- выработка одного-двух запасных вариантов на случай срыва той или иной договоренности изменения ситуации и т.п. [13].
Наконец, на этом этапе подготовки к эфиру радиожурналист обязан самым тщательным образом проверить технические средства записи. Надо быть уверенным в исправности своего главного инструмента - магнитофона (не сели ли батарейки и достаточен ли их комплект, количество дисков, пленки или кассет; нет ли на них нужных записей, которые могут быть случайно размагничены; в порядке ли микрофоны).
Если прямой эфир идет из студии, следует проверить до начала программы, проходит ли сигнал от вас к режиссеру, работают ли телефоны связи с аудиторией, в наличии ли комплект музыкальных записей, отбивок и т.д. Непременно нужно уточнить, вызваны ли к началу программы или к условленному времени ее участники [20].
Возможно, многое из этого не входит в прямые обязанности репортера или комментатора, но штат современных радиостанций небольшой, так что в повседневной профессиональной деятельности приходится заниматься и этим.
Этап предварительной подготовки - сложная и кропотливая работа журналиста-профессионала. В ней нет мелочей, так как пренебрежение любой из них может привести к срыву программы.
Когда предварительная подготовка к передаче завершена, радиожурналист оказывается один на один с непосредственными участниками события, рассказ о которых и составляет реализацию его творческого потенциала. Причем это может быть рассказ или интервью в прямом эфире, совпадающие по времени с событием вне студии или в самой студии, или работа, смысл которой в том, чтобы записать на пленку (а потом в аппаратной отмонтировать ее) наиболее яркие высказывания, эпизоды и детали, перед журналистом возникают проблемы, связанные с профессиональным общением [7].
1.2Общение в работе радиожурналиста