Смекни!
smekni.com

Морфологические и синтаксические способы выражения авторского начала в текстах Т. Устиновой в журнале "STORY" (стр. 2 из 5)

Употребление определенных союзов и союзных слов также говорит об определенной семантической связи, характер которой устанавливает автор в своем тексте (где, а, и). Союз а в данном примере носит особый характер выражения авторского Я. Используя союз, автор передает свое собственное представление о деятельности субъектов повествования ( <…>где я бываю по долгу службы, а он забредает просто так, от скуки <…>).

Еще один случай использования неопределенного местоимения.

Пример: Бывало, полетишь в Лондон к своему стоматологу, а оттуда рукой подать до Лазурного берега, где все свои – ну, ты знаешь, - и всегда есть, чем заняться. Выйдешь на Променад дез Анге, а там опять все свои – ну, ты же знаешь! – и прямо по променаду на какую- нибудь хорошую вечеринку, шампанское Crystal, бриллианты Chopard, и поет сама Алла, или этот, как его? … Дима, что ли? Ну, еще какой- то конкурс песни и пляски выиграл в прошлом году, как же его? Ну, ты, наверное, знаешь (сентябрь/ 09).

Местоимение какой- то намеренно использовано автором, (им она называет международный конкурс Евровидение) чтобы в ироничной форме сообщить о малоизвестности конкурса по сравнению с такими курортами, как Лазурный берег и Променад дез Анге. Для еще большего воздействующего эффекта автор использует категорию лица, которая выражается посредством личных окончаний (Бывало, полетишь … . Выйдешь … .) и вставные конструкции («ну, ты же знаешь», «ну, ты же знаешь!», «ну, ты, наверное, знаешь»). Каждая содержит собственную стилевую окраску. Первая («ну, ты же знаешь») носит нейтральный характер, вторая («ну, ты же знаешь!») – подкреплена восклицательным знаком, который привносит уверенность в высказывание, третья («ну, ты, наверное, знаешь») – содержит вводное слово, функция которого выражать сомнение.

Рассмотрим следующий пример.

Пример: Ей надо рассказать мне или кому-нибудь, какой он подлец, а мне или кому-нибудь надо это выслушать (октябрь/09).

Используя неопределенное местоимение кто-нибудь (кому-нибудь), автор говорит о том что, ее подруге (это становится нам известно из контекста) все равно кому рассказывать о своей «катастрофе», главное рассказать. Личное местоимение ей также употребляется с целью привнести авторское восприятие. Применение этого местоимение говорит не о локальности события, которое произошло с автором, а о попытке показать его глобальность, что это может произойти с каждым. И ее подруга - это не определенный человек, а абстрактный образ брошенной женщины.

Рассмотрим еще один пример употребления местоимений используемых в разговорном стиле.

Пример: Ничего особенного не случилось. Просто подлец вернулся домой, вот и все (октябрь/09).

Этими предложениями автор заканчивает материал. Использование в конце местоименной конструкции вот и все не констатирует о завершении рассказа. В данном случае конструкция используется как элемент разговорного стиля. Своего рода выполняет контактоустанавливающую функцию. В бытовом разговоре мы часто употребляем фразу вот и все, для того, чтобы событию, рассказанному нами, слушатели не придавали слишком серьезного значения. Именно этим и руководствовался автор при написании текста.

Другой пример употребления неопределенного местоимения.

Пример: Некто красноносый в фартуке и шарфе торчал в окошке, предлагая всем желающим горячую сосиску в булке.

Обычно местоимение некто употребляется в документах официально делового стиля (к примеру, протокол расследования). В данном случае автор заменяет существительное продавец на неопределенное местоимение некто, чтобы придать ироничный окрас данной ситуации (вкрапление официально- делового стиля).

§ 2. Частицы

Частицы – служебные слова, которые придают дополнительные смысловые модальные, эмоциональные оттенки предложениям, отдельным словам или служат для выражения различных грамматических отношений[8]. Эти служебные части речи употребляются автором текста для выражения мнения, отношения к определенной ситуации, предмету и т. п..

В русском языке не существует единого принципа квалификации частиц. В данной работе мы использовали типологию, которая показалась нам наиболее приемлемой. Типология, которую предлагает нам Д. Э. Розенталь в своей совместной работе с И. Б. Голуб и М. А. Теленковой.

Все частицы подразделяются на четыре вида: словообразовательные, смысловые, модальные и эмоционально- экспрессивные. В свою очередь каждая из этих групп делиться на подгруппы.

Частицы, выражающие грамматические отношения, близки к морфемам, так как служат средством формы или словообразования. С помощью частиц пускай, пусть, да образуются формы повелительного наклонения. Формы сослагательного наклонения создаются с помощью частицы бы; она может находиться как в препозиции, так и в постпозиции.

К частицам, придающим смысловые оттенки предложениям или словам, относятся:

1) Указательные: вот, вот и, вон, то, это и т.д.

2) Уточнительные: (определенно-уточнительные) именно, как раз, подлинно, приблизительно, ровно, точь-в-точь и др.

3) Ограничительные: (выделительно-ограничительные) лишь, только, единственно, исключительно, только лишь и др.

4) Усилительные: даже, и, ведь, же, уж, всё и др.

Модальные частицы выражают:

1) Волю говорящего (это же значение имеют и формообразующие частицы бы, пускай, пусть, давай); это побудительные частицы: да, ну, а ну, ну-ка.

2) Отношение к действию; в их состав сходят частицы:

а) утвердительные: да, так, еще бы (разг.)

б) отрицательные: не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, далеко не и др.

3) Вопросительные: ли (ль), разве, неужели, да и др.

4) Сравнительные: будто, как будто, как бы, словно. А также частицы, указывающие на достоверность высказывания: вряд ли, едва ли, едва ли не, чуть ли не, бывало.

Частицы эмоционально- экспрессивные весьма разнообразны. Среди них выделяются:

1) Восклицательно-оценочные: что за, как, просто, ну и др.

2) Частица –с, выражающая подобострастие, вежливость (устар.)[9]

Присутствие частицы в тексте является выражением авторского Я. В художественно- публицистических (личностно окрашенных) текстах очень часто местоимения превращаются в частицы. В данном исследовании нас наиболее интересуют смысловые и модальные частицы.

Рассмотри пример использования указательной частицы вот.

Пример: То есть, на самом деле он приходит часто, а вот грустит редко, почти никогда (июнь/ 09).

В данном примере указательная частица вот делает акцент на чувстве субъекта, описываемого автором (грустит редко), и повествует о незначительности действий, которые он совершает (приходит часто). Отражает личные наблюдения автора, а не то, что видят все. И в понятной для читателя манере указывает на то, что его (автора) беспокоит в данной ситуации, в данном человеке.

А теперь рассмотрим пример, в котором указательная частица выполняет контактоустанавливающую функцию.

Пример: И право личности на … что там? … на самоопределение или на частную жизнь, это просто отлично! (июль-август/09)

В данном случае автор использует указательную частицу там в сочетании с вопросительным местоимением что для установления контакта с читательской аудиторией (вопрос подразумевает ответ). Автор общается с читателем на равных, на понятном для большинства языке.

Рассмотрим пример использования выделительно-ограничительной частицы.

Пример: Что жить так можно и нужно, и единственное, что имеет смысл, так это Променад дез Англе, казино, яхта, сама Алла, которая поет только для него, и три ящика этого самого Crystal, будь он неладен! … Кто- то убедил его, что весь мир существует для того, чтобы он жил именно так. И все эти убогие придурки, которые ходят на работу, растят детей, гуляют с собаками мечтают об отпуске, нужны только для того, чтобы он мог на них делать деньги (сентябрь/09).

В данном примере частицы использованы для усиления негативного отношения автора к жизненным взглядам ее собеседника. Частица единственное употреблена для выделения ресурсов, с помощью которых «можно и нужно жить». Казалось бы, частица подразумевает что- то ограниченное, одно, но после нее автор использует целый ряд однородных членов. Данный ход автора понятен. Она пытается высмеять жизненные взгляды собеседника. Они никак не соотносятся с частицей единственное, а использование частиц весь, именно, только усиливает негативную оценку автора, которая подкреплена жаргонизмом придурки в отношении работающих людей. Таким образом, с использованием всего вышеперечисленного, автор выразил мысли и мнения своего собеседника, которые являются прямо противоположными ее взглядам.

Еще один пример использования модальной частицы.

Пример: Они категоричны в суждениях, чрезвычайно умны, знают о жизни все, редко сомневаются, презирают дураков и неучей, точно знают, что люди не должны совершать ошибок, страшно гордятся тем, что почти разучились писать рукой - только на клавиатуре, исключительно на клавиатуре (июнь/09)!

Здесь следует обратить внимание не только на частицы, но и на формы кратких прилагательных (категоричны, умны); использование кратких прилагательных в художественно- публицистических текстах придает высказыванию характер суждения[10]. Употребление частиц точно и только, подразумевает то, что автор уверен в своем суждении. Т. Устинова с помощью частиц выражает свое мнение по отношению к субъектам повествования, и относится она к их взглядам на жизнь с некой иронией, которая подчеркивается категоричностью (частицу только она синонимирует с наречием исключительно), выраженной при помощи частиц.

А теперь рассмотрим пример употребления автором в тексте отрицательной частицы.

Пример: Почему мальчик вместо двух килограммов конфет съел всего один и ни разу не заржал добрым радостным мальчишеским смехом (июнь/09)?