Следующий пример.
Пример: Как бы уже чувствуя себя в тюрбане, дениме и полупрозрачном топе с кармашками на груди, как бы вовлеченная в тайную организацию, где есть свой особый язык, шифр, пароли и явки, я, продолжая штудировать тексты, всерьез озаботилась вопросом, почему девушки- дивы так любят мужчин-геев? В чем тут дело? Как разобраться в этой острейшей проблеме (ноябрь/09)?!
Во- первых, предложение номер один - сложное. Является само по себе выражением авторского мнения, представляет авторскую трактовку происходящего. Во- вторых, за ним следует простое короткое предложение. На лицо явная смена ритма в тексте. И сами вопросительные синтаксические конструкции подразумевают ответ, настраивают на диалог с автором, на размышление. А последнее предложение восклицательно – вопросительное выражает негодование автор, возмущение.
Проанализируем следующий пример.
Пример: Это такая же ахинея, как и внезапная тяга моего мужа к стрип- барам! Я же его знаю! Или мне только, кажется, что знаю? … (октябрь/09)
В первом предложении восклицание оправдано тем, что в первой части использовано слово с негативным значением ахинея (негодование автора выражено и на лексическом уровне и на синтаксическом). Во втором предложении, ставя восклицательный знак, автор пытается убедить саму себя в том, что она знает своего мужа (понятно из контекста). А в третьем предложении вопросительный знак ставится перед многоточием для того, чтобы установить контакт с читательской аудиторией. По интонации, можно и отказаться от вопросительного знака, но здесь он выполняет контактоустанавливающую функцию.
Подводя итог этой главе, нужно сказать о том, что вопросительные и восклицательные предложения в текстах Татьяны Устиновой выполняют в основном контактоустанавливающую функцию. Сложные предложения используются крайне редко. Служат для того, чтобы передать мысли, мнения другого субъекта сознания, изобразить динамику развития событий. Как и в разговорной речи, автор пишет короткими синтагмами для простоты восприятия материала, поэтому использование сложных предложений выбивается из общего фона. Все это говорит о том, что выражение авторского начала на синтаксическом уровне представлено также ярко как и на морфологическом уровне.
публицистический художественный авторский текст местоимение
В данной работе мы исследовали основные и наиболее яркие способы выражения авторского начала на морфологическом и синтаксическом уровнях в текстах Татьяны Устиновой в журнале «STORY». Как и в любом публицистическом тексте, в данной колонке основным способом выражения авторского Я являются местоимения, числительные и сложные предложения. Данное исследование является ярким примером того, что авторское начало проявляется не только на лексическом и фонетическом, но и на грамматическом уровне.
В своих текстах Татьяна Устинова постоянно пытается установить контакт с читательской аудиторией. Она пишет короткими синтагмами с элементами разговорности (для упрощения восприятия материала), старается персонифицировать свой текст, употребляет вопросительные предложения, подразумевая ответ читателя.
Материалы Устиновойв большей или меньшей степени характеризуется относительной замкнутостью, то есть изображают особый микромир, организованный по своим специфическим закономерностям (и, в частности, характеризующийся особой пространственно-временной структурой)[20]. Интересно то, что темой всех текстов Татьяны Устинова являются бытовые проблемы, с которыми сталкивается каждый человек. Исходя из этого, она и пишет свой материал, наиболее приближая его к читателю. Именно поэтому тексты Т. Устиновой настолько пронизаны личным мнением и эмоциями.
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972
2. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2004
3. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. М., 1975
4. Кривоносов А. Д. Грамматические способы выражения личностного начала в тексте. СПб., 2000.
5. Розенталь Д. Э. Современный русский язык. М., 1995.
6. Рогова К. А. Синтаксические особенности публицистической речи. СПб., 1975.
7. Успенский Б. А. Поэтика композиции/ Структура художественного текста и типология композиционной формы. СПб., 2000
8. Media Guide . http://www.mediaguide.ru/?p=media_kit&id=9964, 12. 12. 2009 г.
[1] Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971.
[2] Валгина Н. С. Теория текста. М., 2004. Авторская модальность. Образ автора.
[3] Media Guide . http://www.mediaguide.ru/?p=media_kit&id=9964, 12. 12. 2009 г.
[4] Кривоносов А. Д. Грамматические способы выражения личностного начала в тексте, СПб., 2000. С . 5.
[5] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С. 8-16
[6] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С. 6.
[7] Розенталь Д. Э. Современный русский язык. М., 1995. С. 271
[8] Розенталь Д. Э. Указ. Соч. С. 350
[9] Розенталь Д. Э. Указ. Соч. С. 350-352.
[10] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С. 15
[11] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С.19
[12] Рогова К. А. Синтаксические особенности публицистической речи. СПб., 1975. С.3.
[13] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С.19
[14] Рогова К. А. Указ. Соч. С.11
[15] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С.19
[16] Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка, М., 2000. §127.
[17] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С. 24-25
[18] Валгина Н. С. Указ. Соч. §15
[19] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Слово у Достоевского. М., 1972.
[20] Успенский Б. А. Поэтика композиции/ Структура художественного текста и типология
композиционной формы. Заключительные заметки. СПб., 2000