Смекни!
smekni.com

Способы использования современных информационных технологий в процессе журналистского творчества, пути их совершенствования (стр. 3 из 7)

Общение редактор-журналист проходит посредством Интернет или мобильного телефона. Время от времени проводятся совещания собкоров, а их отчеты обсуждаются на заседании редколлегии [Градюшко; С.84]. Однако чаще в процессе сотрудничества используются онлайновые Интернет-консультации (используются программы ICQ, Skype, MSN).

К работе за границей привлекаются высокопрофессиональные журналисты, обладающие современными знаниями и навыками, компетентные в вопросах на международную тематику, способные профессионально и грамотно освещать эти вопросы в различных СМИ, применяя наиболее современные технологии обработки, компоновки, поиска информации, владеющие современной журналистской техникой и иностранными языками (желательно несколькими).

3.2 Специфика сбора, обработки и передачи информации американским собкором белорусского телевидения

Основное отличие в работе американского собкора состоит в том, что Нина Вишнева использует совершенно другие технические средства в процессе сбора, обработки и передачи информации. Рассмотрим эту разницу на следующем примере. Белорусское телевидение работает с видеосюжетами в формате DivX, а американские коллеги повсеместно используют формат MPEG2. Если наши журналисты часто используют пленку, а потом в технических лабораториях оцифровывают материал, то в США собкор ОНТ давно забыла о видеокамере с пленочной кассетой. Здесь используется только цифровое оборудование.

Существенной проблемы в таком разнообразии нет. Разделение форматов — это необходимость. У каждого формата — своя специфическая особенность, причина, по которой может или должен быть использован он, а не какой-либо другой. Зачастую все упирается в финансовую экономию. Различия в форматах могут отразиться на качестве итогового материала. Давайте рассмотрим основные отличия форматов, в которых принято работать в США и в республике Беларусь.

Стандарт MPEG-2 используется для кодирования видео и аудио при вещании, включая спутниковое вещание и кабельное телевидение. Имеет жесткие ограничения по разрешению (не более 720 × 576), частоте кадров (25 к/с и 29.97 к/с), битрейту и др. Этот стандарт Нина Вишнева использует для подготовки видеосюжетов в Москву и в США [29].

DivX (Digitalvideoexpress) - самый известный видеокодек для платформ Microsoft Windows и Mac OS X, которым сегодня сжимаются большинство фильмов. Сжатие позволяет разместить полуторачасовой видеоматериал на 1 — 2 CD. Распространяется он в двух версиях: DivX и DivX Pro. DivX бесплатный (AdWare), его можно использовать без ограничений, второй — платный. Этот формат используется в Белруси. Он более простой и неприхотливый в обращении, но менее профессиональный.

Срочные материалы съемочная команда Нины Вишневой снимает прямо на жесткий диск. Из-за нехватки времени оператор принимает решение не записывать видео на кассету. Полученная картинка при помощи USB попадает в ноутбук, тут же происходит монтирование сюжета и отправка его через Интернет в офис. Экстренные сюжеты снимаются в телевизионной системе Pal, хотя в Америке, как известно, господствует система NTSC [22].

Различия между основными телевизионными системами не столь очевидны, как это может показаться на первый взгляд. Хотя NTSC ругают за плохую цветопередачу, эта критика справедлива только в отношении эфирного вещания, в то время как в качестве видеоформата эта система имеет неоспоримые преимущества перед конкурентами. Скорость обновления кадров, используемая в системе NTSC, была максимально приближена к частоте электрического сигнала в сети электропитания в США (60 Гц), поэтому и для развертки в формате NTSC выбрана частота 59,94 Гц.

Стандарт PAL во многом схож с NTSC. Поскольку частота тока в сети равна 50 Гц, то частота развертки в PAL составляет 50 Гц. Количество строк в кадре – 625. Однако европейцам не понравилось изменение цвета, происходящее в NTSC при сдвиге фазы в ходе передачи сигнала. В телевизорах, работающих в NTSC, существует возможность скорректировать любое изменение в синхронизирующем цветном импульсе или цветовом сигнале при помощи регуляторов цветового тона (HUE и TINT). Поскольку чувствительность человеческого зрения к цвету ниже, чем к черно-белому сигналу, для передачи цвета требуется меньшее разрешение. Создатели PAL сочли, что вертикальное разрешение можно сократить вдвое, без риска для цветового разрешения. При сочетании двух горизонтальных строк с помощью строки задержки в телеприемнике можно объединить две строки, устранив, таким образом, все возможные фазовые искажения. В том случае, если при передаче сигнала в системе PAL произойдет серьезное изменение фазы, это проявится как ослабление насыщенности цвета, однако сами цвета при этом останутся правильными. В то время как в стандарте NTSC цвета останутся насыщенными, однако потеряют натуральность. Несомненно, наши глаза более чувствительны к изменению цветового тона, чем цветовой насыщенности. То есть в PAL вы не увидите зеленых лиц, однако возможно появление блеклых цветов.

Недостатки телевизионной системы PAL отражены в более заметном мерцании изображения – из-за меньшей частоты кадров на передачах в PAL мерцание более заметно, особенно для зрителей, привыкших к NTSC. Меньшее соотношение сигнал/шум – так как для PAL требуется большая полоса пропускания, оборудование данной системы имеет худшие показатели сигнал/шум, чем аналогичная аппаратура NTSC. Худшее соблюдение цветов при монтаже – поскольку в сигнале цветности происходит инверсия фазы, фаза и цветовой сигнал совпадают полностью только 1 раз на 8 полей/4 кадра. Это означает, что точность монтажа не может быть выше ± 4 кадров (8 полей). Изменяющаяся насыщенность цвета – поскольку PAL обеспечивает правильные цвета путем взаимной нейтрализации фазовых ошибок между двумя сигналами, это может привести к снижению насыщенности цвета при сохранении правильного цветового тона [28]. К счастью, человеческий глаз гораздо менее чувствителен к изменению насыщенности, чем цветовых тонов. Стоит отметить, что изображение в PAL более контрастное.

Как видим, однозначного победителя в дискуссии быть не может. В будущем, когда все вещание перейдет на формат HDTV, эти проблемы канут в лету, а пока что нам остается лишь мириться с текущим положением дел. За океаном, где вещание в основном идет в NTSC, приходится терпеть невысокое разрешение. Телеэфир и диски в PAL отличаются лучшей детальностью, но страдают более высокой "зашумленностью". Однако финальное решение все равно выносится мастерингом программы (в случае с DVD – качеством оцифровки). Но привнесенное влияние систем цветности нельзя не учитывать.

3.3 Особенности профессиональной деятельности собственного корреспондента за период 01 января 2009 года – 31 марта 2009 года

Телевизионный репортер работает в составе бригады, состоящей, как минимум, из трех человек (журналист, оператор и водитель). В "горячих точках" нередко репортеры предпочитают работать самостоятельно, совмещая в одном лице все должности. Нина Вишнева, как правило, работает в паре с оператором Ефимом Ремаренко. Тематическая палитра ее сюжетов пестрая: от репортажа о юбилее куклы Барби (13 марта 2009, "Наши новости") до кризиса в игорной столице США Лас-Вегасе (20 марта 2009 года, "Наши новости"). "ОНТ" поощряет аргументированный, взвешенный, спокойный подход. Позиция корреспондентов и ведущих не должна быть ни оценочной, ни морализаторской.

Итак, важность сообщений, их значимость для зрителя или слушателя, тематическое и жанровое разнообразие, ритм выпуска, достоверность, объективность, оперативность и география — вот основные критерии, по которым оценивается журналистская информация. За период 01 января - 31марта 2009 года Нина Вишнева подготовила 13 сюжетов. Беспристрастность и в то же время мастерство высшей степени показала Н. Вишнева в цикле прямых включений во время инаугурации 44-го Президента США Барака Обамы. Пять сюжетов увидели телезрители "ОНТ" в вечерних выпусках новостей (два – в режиме "Life").

О необходимом наборе профессиональных качеств собственного корреспондента белорусского телеканала рассказал Анатолий Ширвель. Исходя из полученных от него данных, используя информацию из теоретических источников и интервью с Ниной Вишневой, можно обрисовать границы уровня подготовки (подчеркивается техническая сторон подготовки) журналистов, желающих стать собкорами белорусского телевидения за границей.

Они должны владеть:

современными технологиями поиска информации, работы с источниками, проверки фактов, уметь составлять запросы в официальные органы;

основными навыками подготовки информации для выхода в СМИ, различными функциональными стилями русского языка и уметь адаптировать язык к каждому виду и жанру журналистского материала, применять правила цитирования;

техническими средствами журналистской работы: съемочно-записывающим оборудованием, фотокамерами, современными методами монтажа аудио и видеоматериалов, уметь осуществлять размещение фото и текстов в современных компьютерных сетях, уметь обращаться с портативными журналистскими комплектами и пользоваться беспроводной связью.