2.2.4 Связь проблемы информационно-психологической безопасности книгоиздания с проблемами образования и воспитания
У ребёнка нет права выбора, но есть право на образованиеи на защиту со стороны взрослых. Право это по сути своей опирается на общественную мораль, а такое понятие, как мораль невозможно четко и однозначно прописать в законодательных актах. Мораль и нравственность – это понятия духовной культуры и зависят они от каждого отдельного человека. Именно взрослые, руководствуясь законом морали, обязаны по мере возможностей защищать ребёнка от всего, что может повредить его психическому или физическому развитию. Государство же способствует этому, предоставляя обществу систему образования. По сути, целью образования и воспитания является предоставление ребёнку средств для самозащиты. Такими средствами являются знания. Однако сегодня можно увидеть, что знания, как средство внутренней, нравственной защиты человека от негативного влияния окружающей его среды, очень часто путаются с информацией и образование предоставляет молодому человеку не знания, а оторванную информацию. Это можно понять, если связать понятие «воспитание» с понятиями «знание» и «нравственность», а понятие «образование» с понятиями «информация» и «логика».
Вместе с общественными переменами в конце XXв. пришла проблема отсутствия идеологической стороны во всех сферах, в том числе в книгоиздании и в образовании. На место рухнувшей идеологии пришло так называемое «образованство», т.е. образование без воспитания. Всё более видимое в последнее время различие между знанием и информацией, относительность знаний вследствие их быстрого устаревания, превращение образования в непрерывное - все эти процессы ведут к вытеснению знаний информацией в качестве основного элемента образовательного процесса, превращению знания в информацию о мире [72].
Такой же процесс происходит и в книгоиздательской деятельности. Культура чтения оказалась поглощённой информационной культурой и, потеряв свою специфику, приобрела технологический смысл [83]. У школьников сегодня преобладает не «чтение для души», а деловое, так называемое «прагматическое» чтение. Чтение же «для души» поддерживается книгоиздательским процессом только за счет выпуска бестолковой и вредной с нравственной точки зрения «подростковой беллетристики». Всё заметнее в гуманитарной сфере звучит мнение о том, что информация, удовлетворяющая утилитарным потребностям человека, не ведёт к подъему культуры, к облагораживанию ума и сердца человека, не разрешает духовного кризиса: информированность и безнравственность хорошо уживаются друг с другом [83]. Истинная нравственность, обладательницей которой тысячу лет была наша Русь, почти стыдливо, маргинально проникает теперь в нашу детскую литературу и культуру. В образовательном процессе информационный подход негативно сказывается на изучении художественной литературы. Он не ведёт учащихся к полноценному чтению, а уводит от него, литература при таком подходе перестаёт участвовать в нравственном становлении личности ребёнка. У него нарушается восприятие, гасятся эмоции и воображение, снижается творческий потенциал, теряется способность словесного самовыражения. Человек ожесточается.
Способствует всем этим проблемам и то, что значительное число принимающих свободу (как состояние демократии) людей не умеют этой свободой пользоваться без злоупотребления ею. Это полностью относится и к современному состоянию учебного книгоиздания. Появились люди, которые, злоупотребляя свободой, представленной законом о печати, и пользуясь бесконтрольностью со стороны органов образования, наполняют рынок учебной литературы не просто бездарным, но зачастую педагогически вредным продуктом [29]. Вследствие распространения вариативности образования, по сути своей процесса положительного, появилось очень много новых, вариативных учебников, особенно по гуманитарным дисциплинам, и многие из них обладают низким качеством по своему внутреннему содержанию. К примеру, в некоторых изданиях, по мнению историков, про нашу историю пишут дикие вещи. Уличают же в псевдонаучности только особо одиозные издания [33].
В учебниках по гуманитарным дисциплинам очень часто встречается мозаичная подача материала, приводящая к дезориентации ребёнка в интеллектуальном пространстве [50]. И касается это не только отдельных учебников, но и всего содержания школьной программы. Проблемой, и, возможно, самой серьёзной, является перегрузка содержания образования. Школьные программы обладают избыточным количеством фактов, наукообразных терминов, формул и правил. Детям просто некогда обдумать новый материал, некогда потренироваться на его практическом усвоении, некогда решать интересные творческие задачи [14]. Как писал ещё две с лишним тысячи лет назад Гераклит Эфесский, - «Развитие способности мыслить и процесс формального усвоения знаний, предусмотренных программами, - два процесса, отнюдь не совпадающих автоматически, хотя невозможных один без другого. «Многознание уму не научает», хотя «и много знать должны любители мудрости»…» [29]. Эти слова всегда оставались актуальны. Актуальны они и сегодня, когда из суммы уроков школьник выносит мозаичный конгломерат самодостаточных сведений, а не видение мира, хаос, а не мировоззрение, отрывочные сведения о том и о сём. И это типично. Механическое освоение больших объемов нового материала без критического осмысления его приводит к тому, что, по наблюдению западных экспертов, юные россияне не умеют интерпретировать текст, выделять в нём главные мысли, обмениваться мнениями по вопросам [14]. Школа превратилась в конвейер даже не знаний, а информации, который движется с чрезмерно большой и непосильной для большинства учащихся скоростью. Это приводит к стрессовым перегрузкам, к возникновению негативных психологических комплексов у добросовестных учащихся [14]. Школьники часто выходят из учебного процесса обеднёнными и опустошенными, так как формальная и далёкая от жизни учёба лишает их душевных сил, работа школьника становится не трудом развития, а обезличенной игрой формально предписанной роли и человеческая сущность растущего человека зачастую приносится в жертву внешним целям - «получить образование» [11].
Глава 3.
Обеспечение безопасности книгоиздания для детей
3.1 Меры по обеспечению информационно-психологической безопасности детского книгоиздания
3.1.1. Основные документы, обеспечивающие правовое регулирование в области информационно-психологической безопасности детей
Правовую основу безопасности человека в нашей стране создают такие документы, как [73];[72]:
1. Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992г.).
2. Конституция Российской Федерации (1993г.) (ст. 2 и 7)
3. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.).
4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000г.).
5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000г.)
6. Проект федерального закона «Об информационно-психологической безопасности»
Однако в законодательном регулировании общего вопроса информационной безопасности выявляется масса проблем и недостатков - несогласованность, разночтение содержания терминов в документах, неотражённость вопросов обеспечения защиты от дезинформации. Причиной таких разногласий является отсутствие фундаментально разработанной целостной теории информационной безопасности Российской Федерации. Отсутствует единое понимание и подход к этой проблеме, четкий классификатор угроз и вызовов в сфере информационной безопасности [31].
Что же касается вопроса о регулировании презентации информации, наносящей вред нравственности подростков и детей, то он вызывает дебаты в разных странах. Однако, в нашей стране на законодательном уровне сегодня практически отсутствуют какие-либо нормативно-правовые документы, определяющие уровень нравственности данных (текстовых, визуальных и аудиальных), циркулирующих в информационном пространстве и являющихся источниками угроз информационно-психологической (в т.ч. психической безопасности) детей [72].
Правовой основой обеспечения безопасности детства являются три важнейших законодательных документа [73]:
1. Конституция РФ (Статья 29)
2. Конвенция ООН «О правах ребёнка» (1989г.)
3. Всемирная декларация ООН «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
3.1.2. Необходимость усовершенствования законодательства, регулирующего книгоиздательскую деятельность и деятельность СМИ
Во вступлении проекта федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» говорится следующее: «Многочисленные существующие сегодня в РФ общественные комитеты по защите от негативного воздействия информации на детей, в том числе родительские и большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о защите населения от вредного воздействия СМИ на их психику указывают на серьезное отставание государства от практики общественных отношений в этой сфере. Давно назрела необходимость участия государства в правовом регулировании этих процессов. Необходима разработка, как национального законодательства, так и норм международного права, направленных на защиту психики человека от неосознаваемых информационных воздействий. Это выводит решение проблемы правовой защиты от такого воздействия в число приоритетных задач государственной политики, что требует совершенствования существующих сегодня отдельных положений законов и подзаконных нормативных актов (в том числе “О средствах массовой информации”, “О рекламе”, “О свободе совести и о религиозных объединениях”, “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан” и др.), а также принятия специального Федерального закона "Об информационно-психологической безопасности"…» [65]. Проект такого закона так и не был одобрен, был отклонён Государственной Думой РФ. Другой существующий документ в этой области - Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, обсуждался на заседании Совета безопасности в 2000г. Несмотря на важность доктрины, она обладает рядом недостатков. В частности она не затрагивает вопросы подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном социуме. По поводу этого вопроса в многостраничном документе существует всего несколько строк о том, что одним из внутренних источников угроз информационной безопасности РФ является снижение эффективности системы образования воспитания. Всё остальное в документе - об укреплении СМИ, о защите информации от несанкционированного доступа, о развитии современных информационных технлогий, об обеспечении петребностей рынка в информационной продукции [28]… Между тем, информационная безопасность - это защита не только компьютерных сетей, но и потребителя от некачественной информации. Если после приобретения какого-либо материального товара выясняется, что его свойства не соответствуют гарантиям производителя, то в соответствии с законом о защите прав потребителя человек в праве расчитывать на возмещение материального и морального ущёрба. Этот заком применяется и к услугам, которыми мы пользуемся. На пути недоброкачественных товаров и услуг стоят органы сертификации. На пути же недоброкачественной информации сегодня практически ничего не стоит [28].