В 1998 г Российская книжная палата (РКП) провела исследование на тему «место книги в современных информационных потоках». Учёные пришли к выводу, что в условиях становления и дальнейшего развития общества информационного общества книга останется важнейшим средством социальной информации и носителем человеческой культуры, успешно конкурируя и сотрудничая со СМИ и СМК. В условиях современного научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а включаются вместе с ними в некий континуум, дающий возможность человеку эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. При этом они вступают во взаимодействие, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени, активно дополняя и обогащая друг друга [46].
В 90-е г.г. ХХ в. очередной раз продемонстрировали миру возможности России в осуществлении глобальных экспериментов. И хотя итоги последнего десятилетия развития страны могут иметь в значительной степени негативную оценку, опыт издательского дела в целом позитивен. В сложных политических и экономических условиях новая система довольно быстро, хотя и стихийно, сформировалась и продолжает интенсивно развиваться, уже доказав свою устойчивость в период дефолта августа 1998 г. В конце 1990-х гг. Россия вернулась в десятку самых издающих стран мира и продолжает укреплять свои позиции на международном рынке [36].
Что касается выпуска литературы для детей, то прежде всего нужно сказать, что все положительные и отрицательные черты этого сектора книжного бизнеса в конце ХХ - начале XXI в. связаны не только с решением собственно издательских задач, но с общим состоянием системы образования и воспитания в России 1990-х годов, которая в контексте осуществляемых в стране реформ понесла огромный урон.
Динамика выпуска книг для детей в этот период соответствует общероссийским тенденциям.
Вопреки сложившемуся мнению, Советский Союз не был мировым лидером в выпуске детской литературы: в общем репертуаре 1970—1980-х гг. она составляла не более 4-5% по названиям изданий, то есть в четыре-пять раз меньше, чем во Франции, в два-три раза меньше, чем в КНР и т. д. В конце советского периода даже принималась особая комплексная программа по выпуску детских книг. Постепенно доля выпуска детских изданий стала возрастать. Вот детальная статистика: В первой половине 1980-х гг. в РСФСР издавалось уже около 2000 названий (почти половина всего союзного репертуара), в 1991г. этот показатель сократился до 1610, но затем стабилизировался на уровне 1800-1900 названий, а в 1996 г. начал расти и в 2000 г. достиг цифры 4123; то есть более чем удвоился по отношению к уровню середины 1980-х г.г. [36].
Выпуск книг и брашюр в РФ 1991-2000 годах:[99]Таким образом, статистика книжного выпуска свидетельствует о том, что в последние годы рынок детской литературы находится на подъеме.
Однако, при существенном росте числа названий, происходило значительное сокращение годового тиража. В целом средний тираж детских книг сократился за 90-е годы в 13 раз. Следует заметить, что сокращение среднего тиража сопровождает постоянный рост цен на литературу для детей, «вымывание» недорогих изданий из репертуара. Поскольку тиражные показатели фиксируют ёмкость книжного рынка и уровень потребления, то можно говорить о существенном сокращении и того и другого применительно к детской книге. Причины очевидны: социальные потрясения последнего десятилетия, снижение жизненного уровня, утрата книгой прежнего приоритетного положения, ухудшение качества образования, переориентация внимания детей на другие, аудиовизуальные, средства коммуникации и т.д.[36].
Но, на проблему тиражей можно посмотреть и с другой стороны - небольшие тиражи в детской литературе могут объясняться, кроме низкой ёмкости рынка, ещё и немногочисленностью целевой аудитории: она достаточно жестко разделена на различные группы, каждая из которых практически не воспринимает издания, предназначенные для другой возрастной группы. То, что интересно малышу младший школьник, а тем более подросток, читать не будут. Поэтому естественно, что соперничать по тиражам с литературой для взрослых детская литература не может [52].
Вообще же, что касается тиражей, то их нормативы носят, конечно, весьма условный и временный характер. Условный - поскольку никакое потребление духовных ценностей не имеет адекватного количественного измерителя и объектом подсчёта (по тиражам) может быть лишь внешняя сторона культурного явления - книга, как предмет материального производства. В отличии от числа книжных экземпляров (то есть тиража), число названий книг характеризует степень разнообразия информации, ежегодно вводимой в общество с помощью книжных изданий. Этот показатель введен в оборот статистической службой ЮНЕСКО и отслеживается с целью определения изменений информационной обстановки в отдельных странах и регионах. И именно этот показатель видится наиболее важным при анализе существующей ситуации на книжном рынке [46].
1.1.2. Структура издательской системы и перспективы её развития
Охарактеризую кратко структуру издательской системы, которая в 1990-е годы формирует репертуар детской книги. Основные её элементы (государственные, частные издательства, издающие организации) начали складываться уже в 1990г. Исходные позиции были таковы: в 1991 г. на долю государственных издательств приходилось 77,5% всех детских книг по названиям. На долю частных (негосударственных) -16,3 %. На долю издающих организаций - 6%. Становление этой подсистемы происходило в точном соответствии с общими тенденциями конца XX века [36]:
1.Частные издательства в условиях рынка (даже «дикого») интенсивно развивались. Их число и масштабы деятельности стремительно росли. Уже в 1993 г. они опережали государственные по всем показателям, в 2000 г. удельный вес изданий этой группы составлял 93,9% по названиям. В статистическом сборнике Российской книжной палаты за 2000 год насчитывается более 160 частных издательств. Группа многочисленна. В нее входят крупные, средние и мелкие издательства, значительное число специализированных.
2. Государственные издательства - громоздкие и неповоротливые, лишенные стабильного финансирования, в новых, непривычных условиях неуклонно свертывают масштабы выпуска книг. В 2000 г-всего 47% названий и 2,1% суммарного тиража. Группа немногочисленна, увеличивается медленно, Но обладает значительным качественным ретроспективным репертуаром и устойчивыми традициями.
3 - Издающие организации хотя и продолжают присутствовать в системе, но все менее ощутимо: в 2000 г выпустили 14% детских книг по названиям. Группа немногочисленна, практически не увеличивается.
В настоящий момент на рынке детской литературы, как впрочем, и на всем книжном рынке, в последние годы отмечается значительное усиление конкуренции. Если до дефолта 1998 года издательство «РОСМЭН» было почти безусловным лидером в этом сегменте, то сегодня такого явного лидера уже нет - здесь действует множество издательств, в том числе крупнейших российских издательских фирм, занимающих различные товарные ниши.
Среди крупнейших издательств, выпускающих детскую литературу, можно назвать такие, как группа «Аванта+», «Азбука», группа «АСТ». «Астрель», «Детская литература», «Дрофа», «Книги искателя», «Колобок и два жирафа», «Лабиринт», «ЛИНГ-бук», «Махаон», «ОЛМА-ПРЕСС», «Омега», «Оникс 21 век», «Просвещение», «РОСМЭН», «Самовар», «Стрекоза-пресс», «Фламинго», «ЭКС-МО» и ряд других. Каждое из них имеет свои особенности в работе с детской литературой и занимает лидирующие позиции в отдельных нишах этого рынка. Например, не так давно на какое время издательство «Азбука» оказалось монополистом в издании книг Астрид Линдгрен. Только «Омега» выпускает серию сказок в обложке с указанием ударения, «ОЛМА-ПРЕСС» начала серию «Мультики» с популярными героями детских мультфильмов, а издательство «Лабиринт» специализируется на выпуске красочных книжек-игрушек для малышей [52].
По мнению С.А. Карайченцевой [36], перспективы развития системы очевидны - доминирующее положение частных издательств сохранится (при условии стабильности экономических реформ), число вхожих в эту группу будет расти за счет средних и мелких организаций в ближайшем будущем рынок детской литературы будет монополизированным. Однако утверждать, что государственные издательства перестанут выпускать литературу для детей нельзя. Напротив, присутствие государства на рынке будет активизировано, в настоящее время ускоренными темпами идет выработка государственных приоритетов во всех сферах.
В целом, анализ динамики развития всего российского книгоиздания на кануне XXI века дает основание утверждать, что трудности роста позади и сформировавшаяся на новых принципах издательская система России будет плавно наращивать выпуск изданий по всем главным типовидовым направлениям.
Что же касается не количественных, а качественных изменений в российском книгоиздании для детей, необходимо отметить, что в 1990-е годы произошли кардинальные перемены в структуре репертуара детских изданий. Вместе со стремлением к положительным изменениям, в сфере детского книгоиздания обозначилась масса сложных и взаимосвязанных проблем. В следующей подглаве исследования я подробно рассматриваю эти последние тенденции, а также наиболее характерные и важные проблемы современной детской литературы и книгоиздания для детей.
1.2 Изменения структуры репертуара детских изданий
1.2.1 Обзор репертуара детского книгоиздания дореформенного периода
В советский период (особенно после окончания Великой Отечественной войны) в детском книгоиздании доминировали преимущественно литературно-художественные издания. В 1980г., например, удельный вес их составлял 90% по названиям. Это были в первую очередь произведения детских писателей СССР — в пятерку наиболее издаваемых в 1918—1986 гг. авторов вошли С. Маршак (1887—1964), К. Чуковский (1882—1969), С. Михалков (р. 1913), А. Барто (1906—1980) и Н. Носов (1908—1976). Широко издавались русские классики, изучаемые в школе, произведения мировой литературы, в том числе приключенческой, и гораздо реже - вещи современных зарубежных авторов. При этом направленность репертуара несла воспитательный характер. Также, нужно обратить внимание на то, что лидерами литературно-художественного книгоиздания для детей в советское время были произведения для среднего и старшего школьного возраста, то есть для «тинэйджеров», выбирающих «делать жизнь с кого» [36].