Смекни!
smekni.com

Безопасность книгоиздания для детей (стр. 4 из 21)

Другая, не менее важной проблема - разрыв между системой школьного преподавания литературы и живым литературно-издательским процессом. В школьной программе практически не осталось произведений, адресованных специально ребенку и подростку, по причине того, что они просто не издаются. Поэтому их место занимает классика, причем классика взрослая. Кстати, именно поэтому возникает так много критических откликов на установление новых учебных стандартов по литературе для основной школы, которые зачастую в своих списках содержат не соответствующие возрасту и психологическим особенностям читателя произведения. Произведения, которые не берут подростка «за живое», не могут оказать на него никакого нравственного влияния. Вот один из таких критических откликов: «Как можно 10–12-летнего ребенка лишить литературы для детей, минуя которую он не сможет воспринимать никакую? Допустимо ли 13–14-летнего подростка держать в отрыве от произведений, в которых он увидел бы отражение своих проблем? … Нам необходимо понять: до 8–9-го (10-го) классов детская и подростковая литература должна быть основой стандартов, тем главным, без чего нельзя обойтись, без чего в дальнейшем невозможно заинтересованное отношение к классике…»[57]. Конечно, существует масса классических произведений, созвучных с психологическими и возрастными особенностями подросткового возраста. Но необходимо изменить сам принцип составления стандартов и программ по литературе. Произведения, включенные в список должны вызывать у детей живой интерес и затрагивать их проблемы. Иначе мы обречены будем лишь бессильно констатировать отсутствие у школьников интереса к предмету и к чтению школьной программы.

Кроме этого, в области, учебных стандартов существует ещё одна проблема – отсутствие на книжном рынке доступных по цене книг, содержащих произведения, рекомендованные школьной программой и одновременно ориентированные именно на детей. Так, современная серия "Школьная библиотека", вроде бы доступная по цене, имеет множество недостатков. Например, по наблюдениям родителей, в одном сборнике могут быть собраны "Петр Первый" и "Приключения Буратино" [39].

Что касается обеспечения образовательного процесса детской литературой, необходимо также заметить следующий факт, кажущийся на первый взгляд незначительным. В советское время выпускалось очень много книг тонких и легких для читателей младшего школьного возраста. Эти книги ребёнку было удобно носить в портфеле и, в частности, приносить на уроки внеклассного чтения. Сегодня такие книжки практически уже не издаются. Между тем потребность в таких изданиях осталась.

Вообще, как свидетельствуют многочисленные наблюдения и исследования, интерес к книге и к чтению именно в этой (подростковой) группе в последнее время существенно сократился. Внимание подростков сегодня переключается на другие формы социальной коммуникации и проведения досуга.

По словам Е.В.Куликовой, заместителя директора Российской государственной детской библиотеки, социологическое исследование того, что сегодня читают и любят читать и перечитывать наши дети в масштабах государства, не проводилось с начала «перестройки» [68]. Социологи этой библиотеки исследовали спрос детей на художественную литературу. Оказалось, что у трех из каждых четверых детей визиты в библиотеку вызваны всё-таки чтением. Но чтение это носит так называемый «деловой» характер. Учащиеся перегружены подготовкой рефератов по всем предметам. В том числе на сложнейшие темы. Например, как говорит Е.В.Куликова, «один семиклассник искал литературу на тему «Денежная система государства Заир». Другой – на тему «Будущее России». Первоклассник потребовал пьесу Бернара Шоу «Пигмалион», утверждая, что прочитать это произведение его заставляет учительница». Однако это не значит, что дети пристрастились к одной только литературе справочного, информативного характера, вроде энциклопедий, учебников и шпаргалок. Нет, им по-прежнему нужно художественное чтение, эмоциональное, «для души» - уверенны библиотекари [68].

Круг чтения художественной литературы у подростков всё-таки существует. Особенность его заключается в том, что в 1990-е годы он постепенно вбирал произведения массовых литературно-художественных жанров, характерных для взрослой литературы [36].Таким жанром явился, например, жанр фэнтези. Причём, в основном, этот жанр сегодня представляют переводные издания. Например, ставший популярным роман Дж.К.Ролинг «Гарри Поттер и философский камень». Другой пример - «Властелин колец». Выход фильмов по этому произведению повлек за собой повышение спроса на книги Дж.Р.Р.Толкиена со стороны подростковой аудитории. Подростки стали больше интересоваться жанром фэнтези.

Но писателей в стиле фэнтези часто обвиняют в эскейпизме, уходе от проблем действительности. Детская литература действительно оторвалась от забот и проблем реальной жизни. Веселые приключения, происходящие где-нибудь на Марсе или в далеком будущем, очередная междоусобица гоблинов и троллей никак не связаны с каждодневными заботами ребёнка-читателя.

Тут стоит заметить, что на такую ситуацию существует два противоположных взгляда. Первый заключается в негативном отношении к данной ситуации: «Уводя ребёнка от реальных забот в виртуальный, несуществующий мир, такая литература нисколько не помогает ему в решении его проблем, может служить только забаве и развлечению. Эта литература консервирует ребенка в его инфантильности, не сообщает ему чужой социальный опыт и не обогащает его душу и характер»[68]. Такого взгляда придерживается большинство исследователей. Но есть и другое мнение. Его можно выразить цитатой из беседы с писателем-фантастом В.П. Крапивиным, где писатель сказал следующее: «Да если эти книги уводят, так пусть уводят. Они же не уводят в какие-то мрачные подземелья. Они уводят в хороший мир и в хорошую сказку. То, что сказка нужна человеку - доказано уже на протяжении тысячелетий. Значит, нужны и современные сказки. Если человек в этой книге отдыхает от современной мерзости, эта книга помогает жить и доставляет им радость, приносит облегчение, то и слава Богу! А если она ещё вызывает в нём такие чувства, такие эмоции, такие мысли, которые потом, завтра помогут ему в реальной жизни что-то преодолеть, - а я знаю, что и это бывает, и очень часто - то вдвойне хорошо»[10].

Вообще, на сегодняшний день (и с этим согласятся многие, в том числе противники жанра фэнтези), жанр этот, оказывается, пожалуй, наиболее приемлемым на фоне остального репертуара литературы для детей подросткового возраста. Весь остальной современный репертуар представляет подростковая беллетристика, в которую входяттакая «зрелищная макулатура», как «ужастики» и детективы и даже романы о любви - так называемые издания для девочек. О том, насколько они популярны среди детей, можно судить по результатам социологического исследования, проведенного среди школьников издательством «Детская литература» в 2001г.: Сказки и фэнтези читает 13,5% школьников, фантастику вообще - ещё 6,1%; детективы - 8,8%; романы о любви - 42%; приключения и «ужастики» — 108% [95].

Эти издания, несущие в себе опасность негативного психологического воздействия, справедливо критикуются многими родителями и педагогами, но, тем не менее, спрос на такую «макулатуру»,продолжает определять издательское предложение.

Для компаний, пытающихся зарабатывать на детском книгоиздании, одним из путей развития бизнеса может стать создание новых предложений. Как говорит глава издательства «ЭКС-МО» Олег Новиков, - «Обычной книгой ребенка заинтересовать трудно: у детей сегодня множество увлекательных развлечений помимо книг…». Но, судя по тому, что именно предпочитают читать дети, более всего им интересна легкая развлекательная литература. Это наблюдение подтверждается и результатами исследования, проведенного группой компаний «Дед Мороз», в которую входят одноименное рекламное агентство и недавно созданное издательство «Дед Мороз Пресс», выпускающее журнал детских комиксов. В ходе исследования были опрошены около 1000 школьников от 8 до 15 лет. Оказалось, что 90% детей готовы выкладывать от 15 до 20 руб. за такие комиксы, как «Люди Икс», «Человек-Паук», «Лара Крофт – расхитительница гробниц», «Спаун» и другие, известные им по мультсериалам, компьютерным играм и кинофильмам» [54].

Многие писатели, литературоведы и даже издатели с горечью признают, что сегодня, к сожалению, успех писателя вовсе не находится в прямой зависимости от его таланта и особенность нашего времени в том, что о достоинствах писателя судят по количеству, а не по качеству изданных им книг. И поэтому появляются «писатели-убийцы», которые ради заработка вынуждены лепить свои произведения с такой скоростью, что они не успевают созревать. Они сознательно идут на создание таких книг-однодневок, рассуждая, как иной безответственный многодетный отец над гробом ребенка: «А ещё нарожаю!» [70]

Вот что сказал о проблеме чрезмерного количества развлекательной литературы Александр Торопцев, преподаватель Литературного института имени Горького: «У нас в институте есть вполне сложившиеся детские рассказчики, которые способны и рассмешить, и "загрустить" маленького человека. Но, увы, хорошая детская литература нашим издателям не всегда нужна. И одна книжка, печатающаяся сейчас президентской милостью, не изменит эту ситуацию. Издатели ориентированы на коммерческую литературу. К нам часто приходят сотрудники весьма престижных и уважаемых издательств. Они дают студентам вполне конкретные заказы на детективы, приключенческую, научно-популярную литературу и тому подобное. Скоро, видимо, предложат написать о детском сексе. В прошлом году нам с Романом Семеновичем показали книжку для девочек "Поцелуи", вышедшую в издательстве "Олимп". Мы наконец-то узнали, что такое "французский поцелуй" и как избавиться от засосов. Молодые писатели уходят один за другим в детектив. Многие - навсегда. Например, иногда приходит на занятия бывшая наша студентка Аня Малышева. У нее уже 16 книг. "По природе" она тонкий прозаик. Порой Аня читает свои рассказы - чудо! Но никто это чудо не печатает. Спросом пользуются только ее детективы» [86].