Сама этимология слова «призвание» говорит об избранности человека, который пошел по пути реализации своего таланта: призвание – призыв – зов. Как будто сама эта деятельность (например, поэзия) зовет его осуществить, воплотить, выразить свой талант.
Профессия и призвание в строгом смысле не противоречат друг другу. В некоторых случаях можно говорить о призвании внутри профессии (по отношению к тому человеку, который целенаправленно выбрал именно ту профессию, которая ему нравится, и достиг в ней значимых результатов). Верно также и то, что призвание человек может испытывать к деятельности, которая не является профессией.
Что касается ремесла, то в Большом толковом словаре русского языка это слово трактуется как «мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия; Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека»[14]. Разумеется, это определение не совсем подходит нам, но если рассматривать его применительно к журналистике, то получается. Что ремесло журналиста – это ни что иное, как производство какого–либо журналистского продукта, то есть репортажа, статьи, новостной передачи и т.д. Но, исходя, из логики данного определения ремесло уже само по себе представляется лишь частью профессиональной деятельности журналистка, а не равнозначно ему. И также, чтобы делать хороший «продукт», к определенному ремеслу (в нашем случае к журналистике) необходим талант (или призвание), как также один из составляющих компонентов профессии.
Известно, что понятие творчества по-разному трактуется учеными и художниками; в самом общем виде – это появление нового в любой области человеческой практики. Творчество проявляется в тех ситуациях, когда человек сам, без точной инструкции решает, как ему поступить. В таком случае журналистика пронизана творчеством: сотруднику СМИ приходиться принимать решения в конкретных условиях, порой опровергающих схемы, ранее устойчиво бытовавшие и в социальной практике, и в общественном сознании, не укладывающиеся в рамки нашего повседневного опыта.
Но труд журналиста профессионален, то есть подчинен заданным алгоритмам, зависим от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций. Для газетчика (как и для любого другого специалиста) необходим опыт решения сходных задач, позволяющий сэкономить силы, время и избежать типичных ошибок.
Поэтому понятия «профессия, призвание, ремесло», по-нашему мнению, составляют единую сферу журналисткой работы и не могут быть отделены или противопоставлены друг другу. Это можно проследить даже на примере современного бытования журналистики.
2.3 Современная журналистика
Цивилизация Земли вступает в новую фазу своего развития, которую можно охарактеризовать как сознательную эволюцию. Переход на качественно иную ступень человеческого сознания стимулируется обостряющимися глобальными проблемами современности, изменением доминирующих типов общественного развития (цивилизационный слом), всё возрастающей диспропорцией роста производительных сил и духовного развития человека. Поэтому средства массовой коммуникации, важной частью которых выступают средства массовой информации, а через них и журналисти-профессионалы, начинают играют в современном мире все более важную роль, существенно влияя на процессы развития общества.
В связи с тем, что сегодня мировому сообществу открывается новая научная картина мира, отражающая духовно-творческую доминанту предстоящей эволюции и требующая иных мировоззренческих парадигм и познавательных моделей, СМИ приобретают качественно новые задачи, направленные на становление духовно ориентированной цивилизации. Культурные институты прессы, издательств, кино, радио, телевидения способны возбуждать общественное мнение, формировать массовые программы убеждённого поведения широкой общественности, корректировать деятельность институтов и организаций, т.е. способствовать разрешению теоретических и практических проблем общества. Кроме того, институт СМИ имеет широкое влияние на формирование личности, на процесс социализации человека в обществе, приобщая его к культурным ценностям и нравственным нормам. Он способен изменять актуальные мнения, настроения и действия читателя, зрителя, слушателя, создавать для него модели актуальной действительности, «модели мира» для уточнения своего места, своей деятельности в этом мире. Журналистское творчество разворачивается в той жизненно важной сфере общественного бытия, где идеи овладевают массами и становятся материальной силой.
Однако при всей уникальности момента и грандиозности задач журналистика в нашем обществе сама превратилась в глобальную проблему современности. Сегодня в масс-медиа распространяются такие явления асоциальности, которые влияют на морфологию современной культуры в целом, насаждая образцы рыночной «шоковой» культуры и стандарты массового сознания, тем самым усугубляя кризис состояния современного индустриального общества.
В этих условиях наиболее важной становится проблема оценки человеческим обществом качества целей и средств массовой коммуникации, их результативности в контексте формирования национального социокультурного пространства в сообществе с мировым. В связи с этим возникает необходимость фундаментальных изменений в подходе к изучению СМИ, а также связанная с этим проблема подготовки кадров журналистов в системе высшего образования.
Сегодня в преподавании основ профессиональной творческой деятельности журналистов образовался крен в сторону лишь общего представления о профессии (этика, право, менеджмент) и технологических приёмов создания журналистских произведений - прежде всего жанровой характеристики текстов, востребованных актуальной социальной практикой. При этом оказывается второстепенным такой важный аспект образования, тесно связанный с воспитанием в целом, как формирование собственного мировоззрения молодого журналиста, его системы ценностей, образа мира, особенностей творческой самореализации. Очевидно, что актуализация последнего может оказаться одним из существенных факторов в преодолении кризиса современной журналистики.
Многие из существующих проблем порождены самими журналистами, и решать их - первая задача любого профессионала в области СМИ. Важно при этом учитывать все уровни поиска выхода из тупика - законодательно-правовой, профессионально-образовательный и нравственно-этический. Многие исследователи современных проблем журналистики и общества близлежащими задачами видят внесение в Госдуму законодательных поправок к «самому демократичному в мире Закону о СМИ» для урегулирования отношений между владельцами и СМИ в пользу защиты права человека на получение достоверной информации[15]. Необходимо чётко разграничить журналистику от политики, политическую журналистику - от политических медиа-технологий, новости - от их интерпретации, заказные материалы - от «свободного» слова. Параллельно с этим надо обучать, и не только студентов-журналистов, грамотному восприятию любого журналистского сообщения, учить анализировать его, узнавать истинные мотивы и цели коммуникаторов, не только распознавать технологии манипулирования, но и грамотно противостоять им. Журналисты должны работать со смысловыми интенциями, идеями, содержание и качество которых во многом будет определено их уровнем образования, воспитания и просвещения в высшей школе.
Следует кроме того отметить, что трансформация культурных ценностей, обусловленная сменой эпох, и современные тенденции в социальной сфере естественным образом повлияли на деятельностную природу журналистики. Деятельность, имевшая в своей основе духовное и творческое начало, характеризовавшаяся чувством ответственности публициста в XIX веке, трансформировалась в журналистику, которая включена в рыночные отношения и сегодня рассматривается с позиций потребительства. Такое понимание журналистики сформировалось во многом под влиянием Запада. Но оно связано еще с традициями СМИ, национальным характером, с ситуацией, которую сегодня переживает Россия.
Развитие профессионализма журналиста как социокультурного феномена обусловили: потребительская культура, сформировавшаяся в обществе; явление «нового журнализма»; воздействие зарубежной культуры; раскол общества, связанный с переходом социальной системы из одного состояния в другое. Следствием всех этих процессов стало: изменение профессионального сознания, ценностей, приоритетов деятельности в журналистике, развитие и существование различных профессиональных установок (парадигм профессиональной деятельности); разделение журналистского сообщества; изменения жизненных стратегий – установка на высокий уровень жизни; «светский» образ жизни.
Профессиональный образ современного российского журналиста складывается из умения приспосабливаться к стремительно меняющейся ситуации в обществе и СМИ.
Этот образ характеризуют такие черты, как:
1. Управление информацией и аудиторией (воздействие, транслирование управленческих программ, исполнение воспитательной функции журналистики). Эти черты присущи в большей степени журналистам старшего поколения.