Смекни!
smekni.com

Политическая журналистика как творчество журналиста (стр. 1 из 3)

У большинства людей при одном слове «журналист» в воображении рисуется авантюрист с блокнотом и ручкой, который сидит вечерами за чашкой кофе или чая, кому как нравиться, и создает свои творения. Но стоит только к слову «журналист» прибавить «политический», то в воображении тухнет свет. На самом деле политика не убивает творчество журналиста, а наоборот разнообразит его, создает для него новые условия, новую обстановку и обстоятельства.

Чтобы вникнуть в эту тему нам надо обратиться к источникам информации и узнать что же такое политика и политическая журналистика и возможно ли в ней творчество.

По данным свободной энциклопедии Википедия:

Поли́тика («искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства

Политическая журналистика (ПЖ) – обширный раздел журналистики, освещающий широкий круг политических явлений и политической науки. Может быть рассмотрена как один из инструментов политологии, однако чаще всего ПЖ рассматривают в более узком смысле, относя ее конкретно к освещению деятельности государственных органов управления и социально-политических процессов. Политическую журналистику многие признают как самую широкую область журналистики, так как ее предметной областью может стать любая сфера социальной жизни – от науки до спорта и международной жизни. Своими корнями политическая журналистика нисходит до протожурналистики.

Протожурналистика или пражурналистика – одна из форм коммуникации, предшествовавшая появлению журналистики. Лишена одного из важнейших атрибутов современной журналистики – массовой коммуникации.

Протожурналистика корнями уходит в античный мир и средневековье, ко временам возникновения письменности. В Древнем Египте и Месопотамии цари в владыки пытались донести до подданных специально отобранные и отредактированные новости через герольдов, глашатаев и вестников. Уже в глубокой древности появились первые службы сбора и распространения новостей. хорошо известны древнеримские рукописные вестники «Acta Senatus», Acta Publica» и «Acta Diurna Populi Romani».

Эти термины внушают, какую-то сухость и строгость и никакое творчество не вклеивается в рамки этой работы, но большинство из нас не задумывается о действительном значении слов, что такое творчество, большинство понимает это слово на инстинктивном уровне, поэтому мы решили вновь обратиться к Википедии, для того чтобы разгадать смысл слова «творчество».

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов. С.Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес[2] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

Подготовка – формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация – временное отвлечение от задачи.

Озарение – появление интуитивного решения.

Проверка – испытание и / или реализация решения

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

Стадии изобретательского процесса

П.К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном – замысел.

Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов – мысленных и действительных.

Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором – доказывается, в третьем – осуществляется. В конце первого акта – это гипотеза, в конце второго – представление; в конце третьего – явление. Первый акт определяет его телеологически, второй – логически, третий – фактически. Первый акт даёт замысел, второй – план, третий – поступок».

П.М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

1. Период интеллектуальной готовности.

2. Усмотрение проблемы.

3. Зарождение идеи – формулировка задачи.

4. Поиск решения.

5. Получение принципа изобретения.

6. Превращение принципа в схему.

7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению:

некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство).

внешняя и внутренняя цензура.

ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач).

желание найти ответ немедленно.

Факторы, мешающие творческому мышлению.

некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство).

внешняя и внутренняя цензура.

ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач).

желание найти ответ немедленно.

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Создание любого в том числе и политического журналистского материала – творчество, ведь журналист вынашивает идею, находит способы ее решения, все это перекладывает на бумагу или на видеопленки и т.д. т.е. он реализует свои идеи. Каждая его идея проходит через стадии творческого мышления Г. Уоллеса.

А что думают политические журналисты о политической журналистике: Ксения Веретенникова, интернет-издание «Время новостей».

Когда я пришла в политическую журналистику, мне постоянно приходилось испытывать чувство неловкости, когда оппоненты доверительно говорили мне друг о друге гадости. А я их слушала, не спорила, значит, вроде как соглашалась. Я чувствовала себя политической проституткой. Но потом я придумала противоядие. Нужно представлять себя не политической проституткой, а врачом-психотерапевтом, который заботливо выслушивает пациентов, а иногда даже кивает – в терапевтических целях. Ведь психиатр, общаясь с сумасшедшими, не становится сам сумасшедшим. Он просто ставит себя в позицию наблюдающего. Вот и политическому журналисту нужно не выходить из этой роли.

Главное качество, которым должен обладать политический журналист, – умение не сходить с ума от чувства собственной значимости. Можно быть радикальным журналистом, можно быть либеральным журналистом, можно быть консервативным и давать новости с этих позиций. Главное при этом – не считать себя мессией. Это обычная профессия. Среди доярок такое же количество талантов или проституток по натуре, как и среди журналистов. Но при этом доярки не навязывают нам своего мнения. А какой-то козел, которому, чтобы отработать зарплату, надо три раза в неделю показаться в ящике, сразу чувствует себя отцом нации. Вот этого вот не надо.

Анастасия Каримова, газета «Rеакция»

Я не понимаю, как можно оставаться наблюдателем, как можно не принимать участия в тех или иных событиях исключительно ради сохранения некой условной «журналистской объективности». По-моему, российских политических журналистов губит это маниакальное стремление к несуществующей «объективности». Это лицемерие. Давайте уже наконец-то признаемся себе в том, что никакой объективности на самом деле не существует. Будем искренними.