Смекни!
smekni.com

История советского книговедения и его задачи (стр. 1 из 5)

Оглавление

Введение

1. Книговедение – это комплексная наука. Статьи и доклад А. А. Сидорова

2. Прения по докладу А. А. Сидорова

3. Обсуждение основных проблем книговедения, вариантов их решений и его задач

4. Подведение итогов дискуссии (по выступлению Н. М. Сикорского)

Заключение

Библиографический список


Введение

Во все времена своего существования книга занимала важное место в жизни людей. Человек всегда уделял много внимания книге: и в период рукописных книг, когда каждая из них была на вес золота, и в наше время, когда книгу по праву можно назвать бесценным помощником и другом каждого. Поэтому с появлением самой книги появилась и наука о ней, которая в разные времена по-разному называлась, в ее историческом развитии ей были присущи разные цели и функции. Неизменным оставалось понимание, что книгу надо изучать и необходимо совершенствовать.

Во все времена существования книги и науки о ней проводились различные мероприятия, главной задачей которых было решение проблем, связанных с изготовлением книг, их реализацией, эффективным использованием и так далее. В разные исторические периоды такие мероприятия проводились в разной форме, были совершенно разного масштаба.

Во времена Советского Союза решающими для книговедения, на мой взгляд, были Совещания 1959 (созвано Всесоюзной книжной палатой) и 1964 годов. С ними связывается «второе рождение» книговедения в СССР.

Совещание 1959 года «сыграло важную роль в объединении сил советских книговедов и развитии книговедческой науки»[1]. Результатом дискуссии стало заметное увеличение изданий по книговедению. В первую очередь это сборник «Книга», первый выпуск которого увидел свет в 1959 году. За последующие 5 лет было выпущено 10 томов сборника, а одиннадцатый был полностью посвящен материалам книговедческой дискуссии 1964 года. Так же в этот период появлялись монографии по книговедению, учебники для высшей школы, сборники статей. В 1964 году был подготовлен двухтомный труд «400 лет русского книгопечатания». «Время, прошедшее после 1959 года, было в целом отмечено заметными успехами в разработке различных аспектов книговедения как комплексной науки. Этому в частности способствовал и 400-летний юбилей русского книгопечатания» [5]. Большим достижением стало и то, что Аттестационная Комиссия при Министерстве высшего образования СССР признала книговедение в числе научных специальностей, по которым присваиваются ученые степени доктора и кандидата наук.

Несмотря на то что первые шаги по становлению и развитию книговедения, а также книжного дела сделаны, проблем к 1964 году осталось не мало и решать их было необходимо в самое ближайшее время, так как они затрагивали почти все области производства и распространения книг. О них говорит М. Н. Сикорский в своей работе «Книга и наука о книге». Это и проблемы, связанные с переводом издательств на самоокупаемость (теперь главным достоинством книги порой становилась не ее духовная ценность, а ее безубыточность), занижение тиражей изданий, особенно научно-технических, несовершенство системы распространения книг, редакционно-издательских процессов. «Большой и совершенно самостоятельной областью книговедения является «искусство книги» [5]. Это понятие впервые было употреблено А. А. Сидоровым в 1921 году. Сюда включаются вопросы оформления книг, массовых изданий. Еще одна большая проблема – очень низкие знания людей в области библиографии и книговедения. Такие знания необходимы каждому человеку, но откуда он может их получить, если литературы соответствующей тематики в то время издавалось так мало (следствие занижения тиражей научной литературы), что ее не хватало даже специалистам?

«Практика книжного дела сегодня выдвигает немало сложных вопросов в библиографии, библиотековедении, во всех областях огромного и необычайно разнообразного книжного хозяйства. Без серьезной научной разработки книговедения – комплексной науки о книге – книжное дело дальше успешно развиваться не сможет» [5].

Книговедение как комплексная наука объединяло в себе все области книжного дела, а значит, именно эта наука и должна заниматься решением всех вышеперечисленных проблем. Одна из тем книговедческой дискуссии 1964 года – обсуждение актуальных проблем. Большая часть докладчиков касались тех или иных проблем и предлагали способы их решения. Вторая тема (а по хронологии – первая) совещания – обсуждение доклада члена-корреспондента АН СССР А. А. Сидорова «Советское книговедение и его ближайшие задачи». В ней автор раскрыл свой взгляд на книговедение как на комплексную науку.

Дискуссия проходила 17-18 декабря в актовом зале Московского полиграфического института. «Объединенное заседание кафедр книговедения и редактирования и книжного дела и библиографии Московского полиграфического института, отдела оформления печатных изданий Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфической промышленности и редакционной коллегии сборников «Книга» по существу превратилось в широкое совещание ученых книговедов, представляющих все главнейшие центры книговедческой науки. В совещании приняло участие около 70 человек» [1].

Объединенное заседание открыл ректор Московского полиграфического института кандидат исторических наук М. В. Пашков. Он подчеркнул важность темы совещания и выразил уверенность в том, что «назрела необходимость провести Всесоюзное совещание по книговедению, чтобы решить все принципиальные вопросы».

Во вступительном слове Н. М. Сикорский, заведующий кафедрой книговедения и редактирования Московского полиграфического института, главный редактор сборников «Книга. Исследования и материалы», кандидат исторических наук, подчеркнул преемственность данного заседания с тем, которое проходило в 1959 году. Он также отметил успехи в развитии книговедения и то, что «в книжном деле обнаруживаются порой весьма существенные недочеты. <…> Многих недостатков, несомненно, можно было бы избежать, если бы в книгоиздательском деле было меньше субъективизма и стихийности, если бы велась серьезная социальная разработка основ советского книжного дела и перспектив его развития. <…> В таких условиях есть необходимость подвести итоги проделанной работы в области книговедения и наметить ясные планы на будущее. Именно это – главная задача настоящего совещания» [1].


1. Книговедение – это комплексная наука. Статьи и доклад А. А. Сидорова

«В феврале 1964 года в газете «Известия» была опубликована статья А. А.Сидорова «Книговедение – это наука». Несколько месяцев спустя Алексей Алексеевич выступил на новой дискуссии с докладом «Советское книговедение и его задачи», в котором еще раз подчеркнул свою глубокую убежденность в том, что «в стране, где книга стала огромной силой идеологии, политики, науки и культуры, образования и просвещения, комплексная наука о книге – книговедение – имеет важное практическое значение». Нельзя сказать, что в этих работах Сидорова были окончательно решены все теоретические и методологические вопросы науки о книге. Многое осталось дискуссионным и спорным. Но А. А. Сидоров и не считал свои работы в этой области законченными — он продолжал думать и напряженно трудиться»[2].

Доклад А. А. Сидорова на совещании и его статьи, посвященные вопросам книговедения, имеют много общих тезисов. В первую очередь это то, что книговедение – это именно наука, причем наука самостоятельная и комплексная. «Попытки создать обобщающую теоретическую науку о книге – библиологию – успеха не имели, – писал А. А. Сидоров в статье «Книговедение – это наука». – Чего-то не хватало. Пробел восполнило книговедение. <…> Советское книговедение рассматривает книгу прежде всего как явление общественное, социальное. В книге все определено этой ее первой и основной природой» [3].

А. А. Сидоров обращает внимание, что, несмотря на неоднозначность понимания термина книговедения и его роли в науке о книге, никто не может отрицать развитие книжного дела в последнее время. «Книжное дело безмерно увлекательно, ему можно посвятить всю жизнь», – пишет автор. Он отмечает, что много было сделано в связи с юбилеем книгопечатания в России, хотя, по его мнению, отмечать юбилей надо было бы на 10 лет раньше – в 1954 году, ведь первый книги в Анонимной типографии выходили в 1553-1554 годах. «История русской книги и печати – героическая, волнующая история, которая на правах полной закономерности включается в историю нашей культуры» [1]. Вместе с тем автор подчеркивает, что в истории книги достаточно много пробелов, а устранять их должна именно комплексная наука книговедение. «Юбилейные дни 400-летия русского книговедения показали, что у исторической науки о книге впереди еще огромная работа» [4].

Собственно, огромная работа предстояла почти во всех отраслях книжного дела, хотя нельзя не отметить и уже достигнутых к тому времени успехов – выход книг по книговедению, научная популяризация этой науки, распространение авторефератов диссертаций на темы книговедения, развитие внимания к процессам редактирования. «Были изданы труды, посвященные истории крупнейших книгохранилищ страны: Ленинской библиотеки и Государственной публичной библиотеки» [4].

К числу успехов также, несомненно, можно отнести и проведенное совещание по вопросам книговедения. Обсуждаемые на нем положения вызвали оживленные споры, хотя в том, что книговедение является самостоятельной комплексной наукой, сомнений уже не было. Споры вызывали границы между книговедением и смежными науками, чем должно заниматься книговедение и как организовать его работу. В статье «Советская история книги», А. А. Сидоров пишет: «Есть ли абсолютное единодушие во взглядах на то, что такое советское книговедение, каков его состав, его методика, его объем и его границы? Нужно ли такое единодушие, когда остальное ясно? Книговедение есть, и оно – советская наука. Главное, что обозначено, это что книга бесконечно всем нужна, что ее надо делать лучше и знать для этого опыт веков и понимать книгу во всей ее сложности, многообразии и безграничности. Поэтому сейчас мы за диалектическое изучение книги во всех ее связях, контактах с другими отраслями знания, творчества, производства, и единстве всей этой «периферии» с тем, что в книге является ее спецификой, ее стержнем, ее основным зерном. Содержание книги шире, чем ее сюжет. Надо помнить о нерасторжимом слиянии всего, что в книге дано, рассказано, сообщено с тем, как и в чем это реально воплощено, отредактировано, напечатано, издано, оформлено, создано, распространено – и воспринято общественным Человеком.