Общественные радиовещательные компании должны участвовать в создании новой культуры аудиовизуальной коммуникации, в которой аспекты традиционного радиовещания сочетаются с новыми средствами и мультимедийными продуктами. Аудитория ожидает, что общественное радио будет играть выдающуюся роль среди новых СМИ. Некоторые радиовещательные компании, помимо прочего, развивают Интернет-услуги, и их успех обнадеживает.
Общественные радиовещательные компании смогут решать задачи эры цифровой технологии только в том случае, если сумеют наладить совместную работу в сетях как с сектором новых медиа-технологий, так и с сектором производства программ. Многие сферы общества могут внести гораздо больший, чем можно себе представить, вклад в производство программ для цифровых средств широкого вещания. Естественно, что в прошлом организации, занятые в сфере образования, социального обеспечения или науки, не испытывали необходимости участвовать в производстве аудиовизуальной продукции. Сегодня, однако, они уже выпускают разнообразные смелые аудиовизуальные продукты для новых средств передачи данных, которые вполне могут найти применение в телерадиовещательных программах.
Однако энтузиазм в отношении новых возможностей, предоставляемых новыми технологиями, часто приводит к переоценке значения и темпов изменений, происходящих в СМИ. Деятельность СМИ в значительной степени обусловлена ежедневными событиями, рутинными процессами и традициями. Взаимоотношения между телерадиовещанием и зрителями или слушателями уже глубоко укоренились в их сознании и поведении. И это те факторы, которые мешают переменам и благоприятствуют неизменности и постоянству. Говоря о СМИ будущего, необходимо рассматривать не только такие аспекты, как изменчивость и революционность, но и в равной степени постоянство. Средства радио и телевидения характеризуются большим числом ключевых элементов, которые практически не изменяются или изменяются очень медленно. Исходя из этого, при прогнозировании результатов новой революции в СМИ следует основываться на допущениях о постоянстве. Ряд элементов и показателей успеха общественного телерадиовещания будущего относятся именно к этому аспекту и настолько же важны, что и возможности изменений.
Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автора… Журналистская специализация признак значи-тельной авторской индивидуальности. У настоя-щего автора всегда есть обогащенная длитель-ными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая...
Горохов В.М.
Ежедневно общество сталкивается со средствами массовой информации (газеты, журналы, радио ТВ, Интернет), каждое из них формирует то или иное мнение. Несмотря на все различия, они объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса.
Творческое решение в журналистике предполагает не только владение имеющимися знаниями, методами и формами, но и открытие новых, соответствующих требованиям аудитории. «Творчество есть общественно целесообразное и субъективно значимое открытие нового в сфере науки, техники, искусства, журналистики и т.д.» В журналистике специфика творчества обусловлена, своеобразием общественно исторических предпосылок, движением социально политических отношений, а так же особенностями личности, которая эти предпосылки осознает.
Конечно знание, навыки и умение журналиста - важные признаки творческой индивидуальности. Однако творчество рождается, когда работа по уже отработанным методам не удовлетворяет общественным и личностным потребностям и требует продуктивного и новаторского решения.
Научный деятель Горохов В.М. разделяет работу над созданием творческого материала на этапы:
Первый этап (сознательная работа) – подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.
Второй этап (бессознательная работа) – созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.
Третий этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде).
Четвертый этап (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.
В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т.д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы: формирование концепции, намерения; расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса); постановка цели; восприятие известной ситуации в совершенно новом свете и др.
Все эти этапы и фазы в той или иной степени сопутствуют решению различных познавательных задач, с которыми журналисты сталкиваются в своей практической деятельности.
Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего, проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.
Как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов», то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением».
2.1 Воображение в журналистском творчестве
В отличие от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в создании художественных образов, в деятельности журналиста оно выполняет определенные функции: во-первых, способствует углублению и расширению знаний, во-вторых, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, в-третьих, так же, как и в литературном творчестве (особенно в художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов.
Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности, проявляясь на различных стадиях творческого процесса по созданию будущего произведения. Особенно значительна роль воображения на начальных этапах творчества – при зарождении замысла, когда журналист обдумывает идею, планировку материала, выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления, а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех художественно-выразительных средств. В этом смысле воображение выступает как своеобразная форма отражения действительности. Чтобы разобраться в столь сложном явлении, рассмотрим, как же трактуют данное понятие психологи.
Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия.
В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Таким образом, мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.
Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий и др.
Знание механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли, наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач. А значит более осмысленно подходить к организации своего труда.
При всей, казалось бы, привычности такого метода как интервью, необходимо соблюдать определенные технологические приемы, чтобы оптимально построить межличностное общение. Те или иные процедурные операции определяются как общими родовыми особенностями метода, так и видовыми различиями «внутри» него.
При общении происходит формирование идеологических взглядов. Люди совершают древний обряд обмена информацией, происходит взаимопознание – отношение, действие людей предстают как структурный элемент единого процесса общения. Общение журналиста функционально, служит средством получения необходимой информации. И вместе с тем оно «надфункционально», так как имеет дело с людьми, которые интересуют его как исполнитель социальной роли, и как индивидуальность.
Реализация поставленной перед журналистом задачи обуславливается разнообразием форм общения: личной беседы, телефонным разговором интервью и т.д.
Есть различия в технике проведения беседы. Стандартизированное или формализованное интервью. Здесь существует четкая структура, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы. В неформализованном интервью, в силу того, что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем и т.д. как правило стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации. Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. Интервью - вечный, не умирающий жанр газетных страниц, радио- и телепрограмм, потому что диалог - самое естественное средство общения.