Смекни!
smekni.com

Проявления журналистского мастерства на радио с последующим выявлением их особенностей (стр. 5 из 5)

Работая со словом (особенно в том случае, когда журналист не импровизирует непосредственно в эфир, а готовит текст заранее для записи) необходимо помнить, что, оставаясь, как правило, наиболее распространенным звуковым элементом передачи, оно не является единственным носителем идейного и художественного смысла. Более того, часто для эффективного воздействия на аудиторию важным оказывается не только прямое значение слова, но и его способность к контакту с музыкой.

Много лет потратила отечественная радиожурналистика на то, чтобы освоить широкую палитру возможностей музыки в радиопередаче. Недооценка роли музыки, ее способности самостоятельно выражать смысл, атмосферу и сюжетные линии аудиоповествования – явление не новое. Время от времени и в практике вещания, и в теоретических работах утверждался взгляд на музыку лишь как на дополнение к слову.

Здесь правомерно говорить о взаимном влиянии радиожурналистики и радиоискусства. Поиск звуковой выразительности, который вели радиожурналисты, оказывал большое влияние на мастеров, приходивших к режиссерскому пульту в радиостудию из театра и из кинематографа. В свою очередь их художественные эксперименты и находки входили в число приемов наиболее опытных и творчески активных репортеров и радиопублицистов.

Что касается классического жанра интервью, то даже на сегодняшний день, когда общество находится на пике прогрессивного мышления, музыка и диалог – остаются несовместимыми компонентами.


Заключение

Радио - одно из важнейших средств получения информации. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами.

Как составляющая сложной системы жанров СМИ, одну из самых высоких позиций по частоте и технике исполнения занимает интервью. В современном мире журналистика направлена на передачу информации, каких-либо фактов больше, нежели их глубокий анализ. Получаемый людьми поток информации слишком быстр, и поэтому все большей популярностью среди журналистов пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью), которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но все меньше содержат творческой индивидуальности.

В нашей работе мы доказали, что журналистское творчество, как духовно-практическая деятельность человека, прежде всего, проявляет себя в процессе создания информационного продукта. Несомненно, знание, навыки и умение журналиста - важные составляющие. Только творческая индивидуальность обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автора. Особенно это касается журналистской деятельности, специализация которой требует значительной отдачи авторской индивидуальности.

Творческое проявление журналиста предполагает знание уже существующих норм и правил, навыки их уместного использования и способность в самообучении превзойти их или создать новые, субъективно значимые.

Проявление журналистского творчества на радио в классических жанрах составляют некоторую сложность - в идеальном случае интервью создается в тот самый момент, когда его получает слушатель. Содержание интервью в газете отвечает на вопрос, что сказал интервьюируемый, а радиоинтервью - на вопрос, что и как он сказал. Журналист-газетчик обрабатывает и готовит материал интервью после того, как состоится его разговор с интервьюируемым; радиожурналист, напротив, тщательно готовится к самому процессу, акту взятия интервью, то есть значительная часть его творческих усилий связана с подготовкой к интервью. Возможен, конечно, монтаж сделанной записи, при этом допускается перестановка вопросов, деление интервью на части, которые перемежаются комментариями журналиста, автора материала. Но тогда правильнее говорить, не о радиоинтервью, а о рассказе корреспондента из студии с использованием предварительно записанных фрагментов интервью.

Уместно будет заметить, что наравне с интервью радиожурналисты пользуются таким публицистическим жанром как беседа. Возможность использования изобразительного материала в этом жанре часто привлекается и дает свободу в проявлении авторской индивидуальности. К тому же на радио огромную роль играет персонификация информации: психологическое восприятие беседы зависит в немалой степени от голоса, стиля речи, а так же интонации и манержурналиста, не говоря уже о характере вопросов и реакции на ответы.

Быть профессионалом в этой области - значит контролировать ход беседы и владеть достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение: закалка личности, коммуникабельность, обученность и др.

Умение задать собеседнику вопросы, которые были бы одинаково интересны и отвечающему и зрителю, – это проявление высшего мастерства интервьюера. Здесь значительную роль играет образование.

Речь радиожурналиста выполняет функцию распространителя норм русского языка, поддерживая уровень грамотности населения. С течением времени речь в эфире претерпела фонетические изменения: повысился темп речи, усилилась звуковая редукция, то есть количественное и качественное изменение безударных звуков, появились такие фонетические явления, которые ранее характеризовали только те или иные диалекты, а не публичную, не литературную речь.

Складывающаяся картина не совсем похожа на то, что ранее академическая грамматика русского языка называла полным стилем.

Причина этих явлений в том, что на радио все больше приходят люди, не получившие специальной подготовки в области устной русской речи. Языковая подготовка журналистов начинается в школе, где ученики занимаются русским языком, читают русскую литературу, однако все больше молодежь черпает из уличного жаргона, чем из общения с учителями.

Правильно поставленная речь дает возможность располагать к себе, а умение пользоваться выразительными средствами языка - размывать границы классических жанров.

Совершенствование мира технологий также открывает новые просторы для творчества. Обыденным в радиопередачах стало применение звуковых спецэффектов, гармоничное использование которых помогает реализовать идею.

Еще один из существенных аспектов телерадиовещания - сближения радио и Интернет. Это означает не только интеграцию распространения (т.е. распространение услуг Интернет на радио и наоборот), но и поиск новых выразительных средств. Как только появится этот новый общий язык для больших коммуникационных групп, появятся и новые интерпретации и значения.

Общественное телерадиовещание должно обеспечить миру новые перспективы и дать новые определения таким понятиям, как общество, культура, политика и окружающий мир. Именно поэтому оно должно взять на себя задачу распространения новых мультимедийных средств, новых языков и новых интерпретаций.

Успех проявления творческой индивидуальности радиожурналиста свидетельствует о том, что они удовлетворяют истинную потребность современного общества в подаче информации. Таким образом, в ближайшие годы новые формы общения станут неотъемлемой частью радиовещания.


[1] Спиркин А.Г. Сознание и самосознание

[2] В.Симонов – из интервью жур. «Журналист» 1995 №5

[3] Радиоканал ИрГТРК из интервью Л.С.Каневского

[4] Радиоканал ИрГТРК из интервью участника МНИК 2008

[5] Радиоканал ИрГТРК из интервью участника МНИК 2008

[6] Радиоканал ИрГТРК из интервью Л.С.Каневского