Смекни!
smekni.com

Специфика мультимедийных жанров онлайновых информационных ресурсов (стр. 9 из 10)

В структуре информационной компании БелаПАН действуют:

• информационное агентство;

• редакция мультимедийных новостей;

• аналитическая служба;

• рекламное агентство;

• служба мониторинга;

С 2002 года БелаПАН издает интернет-газету «Белорусские новости» (www.naviny.by), которая за короткое время стала одним из лидеров рынка онлайновых изданий Беларуси[25].

Создание редакции мультимедийных новостей стало первым шагом компании на пути к созданию полноценной конвергентной редакции. Первоначально мультимедийный контент БелаПАН ограничивался только фоторепортажами, позже редакция взяла на работу несколько видеооператоров. Особо важные в жизни страны события освещают корреспондент, видеооператор и фотограф. Из собранных ими материалов редакторы сайта naviny.by, как правило, «склеивают» мультимедийные статьи.

В рубриках сайта naviny.by есть специальные разделы для фотогалерей и видеосюжетов. Редакторы сайта обычно заполняют их фото- и видеоинформацией с официального сайта БелаПАН, но нередко используют материалы других агентств, сайтов, телеканалов.

Мультимедийная служба БелаПАН освещает как официальные мероприятия с участием правительства, так и уличные акции, громкие судебные процессы и т.п. Журналист Василий Семашко часто готовит репортажи из Чернобыльской зоны, а этой весной снял серию репортажей с Островецкой площадки, на которой планируется построить белорусскую АЭС.

Этот журналист, который одинаково хорошо пишет тексты, снимает фото- и видеорепортажи, стал основателем еще одного нового жанра — мультимедийный дневник. Освещая проблемы чернобыльской зоны, в апреле этого года Василий Семашко девять дней находился в Гомельской области, посещал загрязненную радионуклидами территорию, общался с экспертами и простыми жителям выселенных деревень и ежедневно отправлял добытую информацию в редакцию. «Мультимедийный дневник из Чернобыльской зоны» представляет собой ежедневные зарисовки Семашко, которые он сопровождал фото- и видеорепортажами, видеоинтервью и видеокомментариями[27].

Еще одним примером мультимедийной деятельности компании БелаПАН является культурный проект «Народный», созданный совместно с фотохудожницей Таней Вельт.

В рамках проекта Таня Вельт организовывала фотосессии для видных белорусских деятелей культуры и науки (художника Владимира Цеслера, скульптора Владимира Жбанова, кардиохирурга-трансплантолога Вячеслава Янушко и др.). Naviny.by в этом случае выполняли функцию «осветителей». Слайд-шоу из всделанных Таней Вельт снимков, публиковалось на сайте и сопровождалось текстовым и видеорепортажем со съемок и мини-интервью с героем фотосессии.

Фото- и видеорепортажи БелаПАН освещают, в основном зрелищные события, именно по этому принципу и составляется расписание для корреспондентов. Пресс-конференции снимаются в редких случаях: если освещается злободневная и важная тема, если участник пресс-конференции — известная личность, редко появляющаяся перед журналистами, если информационный день не содержит других важных событий. Однако фотографы и видеооператоры, как правило, не любят снимать «говорящие головы».

Кроме того, каждый понедельник на сайте naviny.by появляется аудиослайдшоу, в котором подводится итог ушедшей недели, в юмористичной манере описываются важнейшие события и делается прогноз на следующие семь дней.

БелаПАН производит качественную, сложную инфографику. Темами для нее могут быть изменение золотовалютного запаса страны, заработной платы населения, смертности и рождаемости. Инфографика делается в современном стиле и включает, как правило, комплекс характеристик того или иного явления.

Так, например, инфографика «Инфляция в Беларуси на 15 марта» [28] позволяет проследить изменения уровня инфляции ежемесячно начиная с декабря 2004 года. Стоит также отметить интерактивность данной инфографики, т.к. пользователь сам определяет, какой период времени он будет смотреть.

Темы для инфографики выбираются преимущественно финансово-экономические, но можно встретить инфографику об отключениях горячей воды в Минске с обозначением на карте города, о сетке спортивных матчей, об участниках «Евровидения» и др.

Инфографика БелаПАН бывает и информационно-развлекательной, как, например, ко Дню борьбы с курением (см. приложение 7). Курящим пользователям предлагалось ввести данные о своем стаже курения и количестве выкуриваемых сигарет в день, в ответ они могли узнать, какие суммы тратят на эту пагубную привычку и какой товар могли бы за нее купить (напр. фотоаппарат, ноутбук или автомобиль).

Инфографика на naviny.by размещается как отдельно в рубрике «Инфографика», так и в текстах в качестве дополнительной информации и иллюстрации (с дизайнерской точки зрения).

К праздникам naviny.by обычно запускают сервис флэш-открыток. Пользователям предлагается заполнить определенные поля открытки и отправить ее своим друзьям и близким (см. приложение 8).

Выводы. Таким образом, можно сказать, что на сайтах РИА «Новости» используется весь спектр мультимедийных жанров, внедряются новые технологии, агентство является своеобразным двигателем мультимедийного развития интернета на постсоветском пространстве.

К сожалению, в белорусском сегменте интернета нет такого широкого разнообразия жанров, которое использовало бы одно средство массовой информации. В сети можно найти многие жанры, порой обработанные и дополненные, и от этого еще более интересные, но они используются очень разрозненно, у нас нет таких современных конвергентных редакций, как ньюзрум РИА «Новости».


Заключение

Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что современное жанровое разнообразие интернет-СМИ совершенно отличается от традиционной классификации жанров. Основу для журналистских публикаций нового поколения составляет мультимедиа. Журналист перестает быть просто журналистом в обычном смысле этого словам. Теперь он не просто «человек с пером» (или диктофоном), теперь в его рюкзаке должна находиться фото- и видеокамера. Он должен уметь монтировать и ставить сюжеты на сайт, он должен не просто думать, о чем и как написать статью, а принимать решения об использовании тех или иных технологий. Журналист должен уметь выбирать, какой вид информации будет более уместным для освещения того или иного события или проблемы — фотоснимки, видеосюжет или видеокомментарий. Однако принятие таких решений ложится не только на плечи самого журналиста. В современных условиях новость создает целый ньюзрум журналистов, графических специалистов, редакторов и пр. Сегодня в журналистике как никогда важна командная работа, чтобы создавать разноплановый, качественный контент.

Журналисты стали больше заботиться о своей аудитории, создается огромное количество вариантов просмотра новостей, СМИ стали интерактивными, даже видеосюжет можно не загружать полностью, а посмотреть лишь необходимую часть.

Однако эти технологии присущи мировым интернет-СМИ, но в Беларуси они пока плохо развиты. Отечественная сетевая пресса стремится развиваться, и это хорошо заметно, однако нам пока не хватает ресурсов. Не каждая редакция способна содержать сервер или оплачивать хостинг для хранения больших объемов информации. К тому же для создания настоящей полноценной конвергентной редакции необходимо дорогостоящее техническое оснащение для журналистов, фотографов, видеооператоров.

Основные жанры, которые используют белорусские сетевые СМИ — интерактивный видеосюжет, фоторепортаж, инфографика. Отдельные СМИ практикуют онлайн-видеотрансляциии пресс-конференций, уличных акций, презентаций книг, открытий выставок, аудио- и видеоподкасты, аудиослайдшоу.

В белорусских онлайновых информационных ресурсах до сих пор не используется такой мультимедифный жанр как мультискрипт, не проводятся мультимедийные ток-шоу, а мультимедийное сопровождение материалов, как правило, строится на «том, что есть». То есть видео-, аудиоинформации не уделяется должного внимания, если есть — ставят, если нету — не обращают внимания. В белорусской журналистике пока не на должном уровне находится культура заботы об аудитории, когда редакция думает, выбирает способ подачи информации, наиболее удобный для читателя/зрителя/слушателя. Но наши редакции стремятся проявлять эту заботу, активно осваивают новые технологии и, возможно, в скором будущем смогут использовать возможности мультимедиа в полном объеме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акопов, А. Периодические издания: учеб.-метод. пособие/ А. Акопов. — Ростов-на-Дону, 1999;

2. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика / А. Амзин [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://kebati.ru/journ/journ.pdf – Дата доступа : 11.05.2011;

3. Вартанова, Е.К чему ведет конвергенция СМИ? / Е. Вартанова//Информационное общество. -- 1999. -- № 5. -- С. 11 – 14;

4. Вартанова, Е.Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие / Е. Вартанова. — М.: Аспект Пресс, 2003;

5. Вейлер, К. Сетевые СМИ -- другая журналистика?/ К. Вейлер, Р. Маурер [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.onlinejournalismus.com/olj/wir.htm – Дата доступа : 01.05.2011;

6. Горный, Е. Интернет для журналистов / Е. Горный [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа : http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/ internet_for_journalists.html -- Дата доступа : 05.05.2011;

7. Землянова, Л. Зарубежная коммуникативистика на рубеже веков/Л. Землянова // От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Л. Землянова. -- М.: Изд-во Московского унив-та, 2000;

8. Кастельс, М. Галактика Интернет / М. Кастельс. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004;

9. Кирия, И. Мультимедиа и новые принципы новостей/ И. Кирия // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные; под ред. А. Качкаевой. — М., 2010;

10. Кирия, И. Организация труда в конвергентной редакции мультимедийного СМИ/ И. Кирия // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные; под ред. А. Качкаевой. — М., 2010;