В 1986 г. было принято важное правительственное решение о расширении местного телевизионного вещания путем создания 67 новых программных телестудий в областных центрах и центрах национальных автономий, где их до этого не было.
Итак, в середине 80-х гг., когда в подавляющем большинстве развитых стран мира домашний экран стал инструментом для приема передач антенного, спутникового, кабельного ТВ, просмотра видеокассет с использованием дисплея персонального компьютера, в нашей стране 40% административных центров не имело собственных программных телецентров, первую программу ЦТ могли смотреть 96% населения (оставшиеся 4% - это 12 млн. человек!), два канала принимали 88% населения, три - только третья часть жителей страны. Несмотря на повсеместный переход на производство цветных телепрограмм, парк цветных телеприемников, имеющихся у населения, на две трети оставался черно-белым. /В конце 80-х гг. в Париже смотрели 15 каналов, в Брюсселе - 20, в Нью-Йорке - 30, в Бостоне - 50. По мнению специалистов, в ближайшие годы на европейский континент обрушатся 150 телепрограмм, и уже создаются телеприемники нового поколения, способные принимать 600 и более каналов/Страна оказалась на обочине информационной революции.
Рынок телевизионных программ отсутствовал даже в зачаточном состоянии, хотя для его возникновения существовали необходимые предпосылки: кроме ЦТ, телевизионные программы производили многочисленные региональные (республиканские и областные) телеорганизации. Вслед за ними эфирную продукцию начали создавать видеоредакции Агентства информации Новости (РИА-ИАН), ИТАР-ТАСС, журнала "Огонек", еженедельника "Совершенно секретно", ЦКТ (Центр коммерческого телевидения), "Рен-ТВ Лтд" и др.
Разделение функций программных и вещательных организаций (одни создают телевизионную продукцию, другие ее транслируют) - безусловно продуктивный путь развития.
Без рынка кадров невозможен рынок программ и утрачивает смысл рынок техники. Для его создания и успешного функционирования нужна взвешенная, дальновидная государственная политика. Здесь нельзя скупиться, хотя отдача будет не мгновенной и не подлежащей точным подсчетам. Речь идет о подготовке и системе повышения квалификации кадров современного телевидения, даже о появлении определенного избытка этих кадров.
Полноценное становление трех названных рынков в свою очередь позволит насытить рынок зрительских интересов, т.е. даст возможность удовлетворить запросы и потребности многочисленных демографических групп, в совокупности составляющих потенциальную телеаудиторию.
Как же выглядит сегодня отечественное телевидение? Когда резко упали тиражи газет, а центральные издания часто не доходят до провинции, когда литературно-художественные журналы растеряли своих подписчиков, а большинство кинотеатров пустует, когда многие книгоиздатели в погоне за коммерческим успехом оказывают предпочтение бульварному чтиву в ущерб настоящей литературе телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний организации досуга.
За последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого. Экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в телевизионное производство, изменение форм собственности - вот что стало золотым ключиком, широко распахнувшим двери в сегодняшнее телеизобилие.
Однако рост числа каналов не всегда увеличивает возможности телевыбора.
Вслед за распадом СССР автоматически рухнула система Гостелерадио СССР и Центрального телевидения, которое трансформировалось в государственную телерадиокомпанию "Останкино". При этом попытки превратить ТВ "Останкино" в межгосударственный телеканал СНГ завершились безрезультатно.
За короткий срок, именуемый "переходным периодом", отечественная система телевидения проделала гигантский путь преобразований: перестала быть партийно-государственной монополией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вешателей (появились и посредники между первыми и вторыми - дистрибьюторы). В результате возник рынок программ.
Если все "разнообразие" советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х гг. характеризуется более сложной классификацией:
1. По способу трансляции:
а) эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);
б) спутниковое (например, "Космос-ТВ" - совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала "HTB плюс");
в) кабельное (компания "КТВ-1", кабельные сети в городах России) /Такое деление закреплено в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" (ст.31). См.: Законодательство и практика средств масс вой информации. 1995. # 9. С.6. /
2. По типу деятельности:
а) вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
б) программопроизводящие (продюсерские фирмы);
в) дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).
3. По принципу образования:
а) из старых структур (ВИД, АТВ и т.п.);
б) новообразованные ("TB-6 Москва", "Русская тройка видео" и др.).
4. По охвату аудитории:
а) общероссийское (РТР) - аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту);
б) межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести ОРТ);
в) региональные ("Юг России");
г) местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).
5. По способу распространения телесигнала:
а) общенациональные (ОРТ, РТР); б) сетевые ("ТВ-6 Москва"); в) местные.
6. По специализации программ: а) общие (ВИД и т.п.);
б) специализированные (Воен ТВ).
7. По форме собственности:
а) государственные;
б) негосударственные, среди которых имеются все разнообразные дозволенные законом формы собственности:
частные (Рен-ТВ, Гимини фильм Интернешнл);
акционерные общества:
открытого типа (Центр коммерческого телевидения),
закрытого типа ("2 х 2 Телемаркет"); общества с ограниченной ответственностью (Агентство Пaрадиз);
товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Ноmе Video).
Здесь можно встретить и другие названия:
корпорация (Видеофильм);
киноассоциация (Dixi - создатель знаменитой программы "Куклы" на НТВ, пострадавшая сторона в истории с программой "Национальный интерес");
продюсерский центр ("Московский стиль" - производство программ "Момент истины", "Маски-шоу"; "Джентльмен-шоу");
концерн ("Красная площадь" - основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы "Мужские и женские истории", "Моя семья");
независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);
в) смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация "Ист-Вест").
Однако сколь бы коренными ни были изменения, они базируются на созданном за прошедшие десятилетия фундаменте:
В СССР существовала гигантская по своим масштабам, практически не имеющая аналогов в мировой практике унифицированная техническая система распространения телевизионных программ по всей необъятной территории страны, имеющей сдвиг по времени в шесть часовых поясов.
Имеющаяся материально-техническая база распространения телепрограмм (спутниковая связь, ретрансляционная сеть, тысячи километров радиорелейных линий), бывшая основой общесоюзного вещания, по-прежнему может служить могущественным средством консолидации общества в многоликом и разноязычном человеческом сообществе.
Сочетание центрального и местного, регионального вещания создавало предпосылки, с одной стороны, для удовлетворения различных потребностей зрительской аудитории, а с другой - для осуществления опосредованных управленческих функций на различном уровне. В нынешних условиях нетрудно представить себе выполнение этих функций как на региональном, так и на межгосударственном уровне.
Отработанные формы централизованного руководства телевизионной системой предполагали возможность определенного преодоления стихийности в процессе развития, сбалансированности центробежных и центростремительных тенденций, аккумуляции и быстрого распространения опыта во всех областях: техники и технологии, организации производства и творческого процесса, совершенствования форм вещания и управления.
Однако партийно-государственный монополизм в любой социальной сфере, в том числе и в сфере телевидения, становился тормозом в развитии, доводил до абсурда даже самые положительные явления.
Следует различать, с одной стороны, диалектические противоречия, неизбежные при тоталитарном режиме, когда всякий плюс неизменно превращается в минус, и, с другой стороны, неиспользованные, нереализованные возможности (тормозные функции монополизма):
Уровень научно-технического прогресса в области телевизионной техники у нас значительно ниже, чем в развитых странах Запада. Это прежде всего касается технических средств создания и воспроизведения телепрограмм, а также их распространения и приема.