Дальний план имеет и недостатки. Зрителю не видны детали, подробности. Он видит, как футболист гонится за мячом, но не видит выражения его лица, когда он этот мяч теряет. Дальний план дает лишь самое общее представление о сцене. Однако он же дает зрителю возможность оглядеться, обдумать то, что происходит на экране; позволяет подчинить внимание зрителя, не отвлекая его на мелкие детали.
Хорошо построенная и смонтированная программа должна состоять из чередования крупных и общих планов, каждый из которых тщательно подобран для исполнения своей функции: помочь аудитории увидеть, где происходит действие, что именно там происходит, понять это действие, увидеть все подробности и детали, и т.д.
Что мы увидим?
Насколько полно камера покажет данную сцену, зависит от:
1. Положения камеры;
2. Расстояния от камеры до объекта съемки;
3. Угла изображения (поля зрения) камеры.
Горизонтальное и вертикальное панорамирование.
Если нужный объект съемки слишком широк и не умещается в кадре, или если вы считаете, что при съемке с большого расстояния мелкие детали будут видны недостаточно хорошо, можно прибегнуть к двум общим способам решения проблемы.
Вы можете (1) заснять ряд отдельных планов, которые затем при последовательном монтаже создадут в восприятии зрителей общую картину. Однако необходимо проследить, чтобы эта последовательность не превратилась в ряд беспорядочных "неприцельных планов", друг с другом не связанных. Есть и другой вариант. Вы можете (2) плавно и систематично водить камерой по снимаемой сцене в горизонтальной плоскости, чтобы охватить ее в целом. Но старайтесь не допускать серий коротких беспорядочных горизонтальных перемещений, а также длинных "пустых" горизонтальных панорам, когда камера блуждает взглядом по мало интересным объектам.
Следите за тем, чтобы каждая панорама имела ясную цель и заканчивалась остановкой на интересном моменте сцены.
Не следует при панорамировании поворачивать камеру слишком быстро, так как в результате изображение получится смазанным и нечетким. В эту ловушку при съемках пейзажей поначалу попадает большинство из нас. Мы торопливо водим камерой из стороны в сторону, стараясь запечатлеть все сразу, а потом результат на экране вызывает крайнее разочарование, поскольку детали при движении оказываются "сорванными" ("стробируют"). Старайтесь снимать панораму таким образом, чтобы объект съемки пересекал экран примерно за пять секунд. Это предельная скорость, при которой еще не происходит срыва изображения.
Для того чтобы достичь острого драматического эффекта, можно очень изредка сознательно прибегать к быстрому, "хлесткому" панорамированию. Однако, испробовав этот прием однажды, вы уже не скоро захотите использовать его опять!
Слежение за движущимися объектами.
Снимать движущийся объект - означает гораздо больше, чем просто водить за ним камерой! Ваше умение "справляться" с движением - это показатель вашей операторской квалификации.
Некоторые передвижения камеры обозначаются по-разному ("наезд", "отъезд", откат, "дуга", арка, панорамирование, наклон, педалирование), а для некоторых маневров существуют универсальные термины. Часто под панорамированием подразумевается съемка как горизонтальной, так и вертикальной панорамой:
вертикальное панорамирование вверх
вертикальное панорамирование вниз
горизонтальное панорамирование вправо
горизонтальное панорамирование влево
подъем (педалирование) камеры
опускание (педалирование) камеры
"наезд", движение камеры вперед
движение вправо
"отъезд", движение камеры назад
движение влево
"дуга"
Когда вы держите камеру неподвижно, объект, движущийся в кадре, может очень быстро достичь его края и выйти из поля зрения, особенно если он быстро перемещается в "тесном" кадре, заполняя собой большую часть экрана. С этой ситуацией можно справиться несколькими способами:
Вы можете позволить движущемуся объекту вообще выйти за рамки кадра ("упустить" его). Именно это вы делаете, когда хотите переключить внимание зрителей на другой предмет.
Вы можете расширить план - выполнить "отъезд" или отойти назад, чтобы движущийся объект не ушел из кадра. Часто это - самое лучшее решение, если вы снимаете кого-нибудь, кто много расхаживает взад и вперед или размахивает руками.
Чтобы удержать объект в кадре, например чтобы сопровождать камерой человека, передвигающегося по комнате, можно выполнять съемку панорамой в горизонтальной и/или вертикальной плоскостях. Но не следует в этом случае снимать слишком крупным планом. Иначе будет очень трудно плавно следовать за движениями объекта, и самому объекту в кадре будет тесно.
Вы можете изменять позицию камеры (например, перемещаться по дуге) таким образом, чтобы объект оставался в кадре.
Вы можете перемещаться вместе с объектом (съемка с движения), удерживая его при этом в кадре.
Вместо того чтобы сопровождать движение, вы можете дать объекту уйти из кадра, а затем снова "подхватить" его с новой точки съемки.
Если вы снимаете только одной камерой, то последний из вышеперечисленных вариантов означает, что вы должны остановить запись, переместиться на новую позицию, заново навести камеру на объект, и только затем продолжить запись. Между тем, какую-то часть действия вы пропустите. Конечно, если действие для вас повторят, это можно исправить - в таком случае можно возобновить съемку объекта с того момента, когда вы прекратили ее для перехода на новую точку. Если вы используете две и более камеры, пропускать часть действия не придется: необходимо лишь в нужный момент переключиться на другую камеру. Выбор способа съемки зависит от того, какой из этих методов вы считаете наиболее подходящим как с практической, так и с художественной точки зрения.
Кадрирование.
Размещение снимаемого объекта в рамках кадра. На первый взгляд может показаться логичным, что движущийся объект надо все время удерживать точно в середине "картинки". Однако вы скоро обнаружите, что "картинка" при этом будет выглядеть неуравновешенной и довольно скучной. Вместо этого следует поступать иначе - когда вы снимаете панорамой, ведя камеру за движущимся объектом, старайтесь, чтобы он все время немного отставал от центра кадра. "Картинка" будет выглядеть более динамичной. Чем больше скорость движения, тем больше должен быть и сдвиг.
Самое главное, не допускайте, чтобы из-за неравномерного панорамирования объект "танцевал в кадре". (Это может произойти, если панорамная головка штатива обладает недостаточным сопротивлением) Самую страшную ошибку вы можете допустить, если, стараясь уследить камерой за объектом, будете постоянно терять и находить его. В результате объект все время будет то попадать в кадр, то выскакивать из него! (Так скорее всего может случиться, если вы попытаетесь снять быстро движущийся объект крупным планом с помощью узкоугольного объектива или если панорамная головка штатива будет обладать слишком большим сопротивлением)
Самостоятельное передвижение оператора.
Опытные операторы вырабатывают у себя привычку быстро оглядываться вокруг, чтобы оценить окружающую обстановку, увидеть, что находится и происходит рядом, и, глядя в окуляр видоискателя одним глазом, они стараются не закрывать и другой.
Съемка из автомобиля.
Существует несколько моментов, о которых не стоит забывать при съемке из автомобиля. По возможности, лучше всего держать камеру в руках и вести съемку через открытое окно. Впечатление, которое зрители получат от вашей съемки, будет зависеть и от вашего положения внутри автомобиля. Если повернуться лицом вперед по ходу движения, то объекты, возникающие в поле зрения, будут приближаться к камере, и по мере приближения становиться все четче и яснее. Таким образом, это - сильная точка съемки, которая обеспечивает постоянный зрительский интерес. А вот если вести съемку, повернувшись по ходу назад, то в кадре все будет удаляться от камеры, и в результате интерес у зрителей будет пропадать. Не успевает объект попасть в кадр, как он быстро уменьшается, и его уже невозможно как следует рассмотреть. Через боковые окна хорошо снимать отдаленные объекты, однако все, что расположено вблизи, будет слишком быстро пересекать экран и смазываться.
Для съемки человека внутри движущегося автомобиля может потребоваться определенная ловкость! Чтобы заснять достаточно широкий кадр с водителем, необходим широкоугольный (короткофокусный) объектив. Типичные положения оператора с камерой: на сиденье рядом с водителем; на корточках там, где обычно помещаются ноги пассажира; или перегнувшись вперед с заднего сиденья. Камеры могут также крепиться снаружи автомобиля - с помощью кронштейнов на болтах или на специальных присосках.
Практические условия.
Для эффектной съемки не существует каких-либо абсолютных "правил". Действительно, если вы смонтируете кадры слишком "правильно", ваша работа в результате может показаться чопорной и искусственной. Однако, безусловно, существует ряд положений, которых следует избегать!
При плотном графике съемок просто нет времени останавливаться и экспериментировать над композицией каждого кадра. Принимать решения приходится быстро. Но если вы усвоите основы композиции, то будете знать, на что надо смотреть, к чему стремиться, и каким образом строить максимально эффективный кадр (не всегда эффектный!). Стоит только однажды понять причину, по которой отснятые кадры оказались неудачными, и она станет для вас очевидной во всех остальных случаях. Вы станете избегать ее инстинктивно.