В отличие от художника, который может располагать предметы на холсте в порядке, отвечающем его замыслу, видеооператору обычно приходится довольствоваться тем, что уже существует независимо от его воли. Но это совсем не означает, что вы никак не можете контролировать то, что увидит зритель! Вы способны сделать очень многое, чтобы повлиять на привлекательность кадра, с помощью тщательного выбора точки съемки, объективов с разными угловыми полями, а также разных способов кадрирования, то есть размещения снимаемого объекта в рамках кадра. А если у вас в придачу есть возможность менять взаимное расположение объектов съемки, это еще один резерв улучшения изображения.
Выбор планов.
Независимо от того, снимаете ли вы одной или сразу несколькими камерами, вы обязаны создать плавную последовательность фрагментов, которая будет представляться зрителю осмысленной. Само собой это не происходит.
Самое худшее, что можно сделать, - это заснять ряд отдельных бессвязных "красивых кадров", не думая о том, как они будут сочетаться на экране. В итоге у вас может получиться набор из никак не объединенных друг с другом фрагментов. Чтобы получить надежные результаты, вам необходимо сначала определить для себя, что и как вы хотите показать. А затем старайтесь действовать в соответствии с выработанным планом.
Убедительные планы.
Видеопроизводство - это не просто съемка красивых планов, это съемка уместных, необходимых для показа данной ситуации планов. Иногда вам даже может понадобиться вполне осознанно ввести в фильм отталкивающий, безобразный кадр, чтобы зритель ощутил шок от столкновения с реальностью. Цветная камера слишком легко может сделать любой материал визуально привлекательным. Сцена с гниющими отбросами может превратиться в "красивый вид с интересными фактурами и цветовыми переходами" в закатных лучах.
Правильно подобранный порядок планов - это больше, чем простой показ объекта съемки. Изображения, которые вы выбираете и располагаете в определенной последовательности, выражают вашу точку зрения - то, как вы понимаете ситуацию и что именно вы хотите о ней сообщить. Именно в этом и заключается смысл съемки. Вы словно становитесь рядом со зрителем и направляете его взгляд, поясняете, как ту или иную сценку истолковать, Показывая зрителям картины шумной базарной площади, вы можете как бы предложить им: "Смотрите на все подряд - может быть, вам что-то захочется здесь купить". Однако гораздо чаще вам приходится привлекать их внимание к отдельным аспектам сцены, и тогда с помощью подбора планов в определенном порядке вы должны помочь им сосредоточиться на выбранном важном моменте: "Посмотрите, чем один объект отличается от другого. Обратите внимание на эти замысловатые детали". Или же: "Посмотрите, как она реагирует на его слова. Посмотрите, что она делает... обратите внимание на то, как она это делает".
Про что это?
Каждый кадр, возникающий на экране, зрители видят и слышат впервые. У них есть считанные секунды на то, чтобы понять, что вы хотели им передать. Неудивительно, что иногда они приходят в замешательство!
Если вы были недостаточно внимательны, строя план, зрители могут "смотреть не туда", так как их внимание в кадре привлечет более заметный, яркий, красочный или необычный объект!
Длительность плана также имеет большое значение. Если вы слишком затянете его, зрители наверняка начнут засыпать. А если планы окажутся слишком короткими, они будут мелькать перед глазами, но "не доходить"!
Независимо от того, описываете ли вы какой-то технологический процесс или рассказываете анекдот, ваша задача - помочь зрителю понять ваш замысел, направить его мысли по нужному пути. Вы не должны путать зрителя или сбивать его с толку. Ваша съемка должна основываться на ясной логике, за которой нетрудно следить. Зритель не сможет переспросить вас или вернуться назад на несколько страниц и перечитать написанное. Он должен все уловить с первого раза.
Если вы не позаботитесь о тщательном подборе кадров, то зрители будут вынуждены разглядывать каждую "картинку" в отдельности, пытаясь (верно или неверно) догадаться, к чему она им показана. Если у них не будет ни малейшего понятия о том, куда следует смотреть (или если им туда смотреть будет неинтересно), они станут следить за тем, что больше всего привлекает внимание. Бессвязные "картинки" порождают бессвязные мысли.
В очень редких случаях вам действительно может понадобиться озадачить, запутать или заинтриговать зрителей, чтобы усилить драматическое или комическое напряжение. Однако в большинстве ситуаций, когда зритель сидит озадаченный, соображая что к чему, или что бы это такое могло быть, или почему камера перенеслась с чего-то интересного для него на эту новую и непонятную сцену, это означает, что вы что-то сделали не так!
Некоторые режиссеры злоупотребляют "загадочными картинками", пытаясь внести в фильм какое-то разнообразие или проявить оригинальность. Камера задерживается на отражении здания в луже, на каких-то цветах у обочины, на собаке, спящей у дороги... Все это, похоже, не имеет никакого отношения к сюжету! Сбивать с толку могут иногда даже кадры, на которых объект заснят сквозь декоративный передний план.
Если план уместен и способствует развитию сюжета, он может быть сколь угодно необычным. Но если зритель приходит от него в замешательство или начинает задумываться о том, насколько этот план интересен сам по себе, независимо от того, что на нем снято, это значит, что план вам не удался.
Загроможденный план.
Если вы не сумеете привлечь внимание зрителей к определенным моментам сцены, то они, скорее всего, будут смотреть не на то, что вам надо, или заскучают. Когда кадр до предела загроможден (толпа людей, забитые полки или увешанная картинами стена), зрителю трудно как следует сосредоточиться на чем-то одном, и все вместе он тоже не может рассмотреть как следует. Возможно, вы просто хотите сказать: "Не правда ли, какое разнообразие)" или "Посмотрите, какая огромная коллекция!" Однако в результате зрителю может показаться, что он вообще ничего не увидел, так как ни один предмет как следует не разглядел.
Очень часто кадр получается гораздо лучше, если вы изолируете показываемый объект.
С этой целью можно
подойти поближе (крупный план);
поменять ракурс;
уменьшить глубину резкости, чтобы в фокусе находился только главный объект съемки;
отодвинуть главный объект подальше от других;
обыграть цветовой или светотеневой контраст;
использовать композиционную перспективу;
расположить объект в кадре повыше;
выделить объект светом (яркое пятно, резкие тени).
Мне плохо видно!
Старайтесь избегать моментов, когда зритель попросту не может увидеть то, что вы хотите ему показать. Так случается, если кадр снят слишком дальним планом, если что-то затеняет объект, или даже если чей-то палец закрывает табличку с надписью, которую зритель должен был прочитать. Кадры, снятые с близкого расстояния, очень хороши, когда мы хотим показать детали. Однако иногда кадр, снятый слишком крупным планом, не позволяет зрителю увидеть весь предмет. Можно, к примеру, сделать кадр, в котором будут видны лишь несколько зубьев шестеренки, но чтобы понять, как работает станок, нам нужно увидеть гораздо больше.
Композиционные принципы.
Давайте подумаем о том, что нам нравится, а что не нравится видеть на экране. На этом пути мы обнаружим все композиционные принципы, которые нам важно знать.
Короткий план.
Когда мы разглядываем неподвижное изображение - будь то рисунок на книжной странице, проекция слайда на экран, или висящая в музее картина, у нас есть возможность задержаться и вглядеться. Мы можем подробно рассматривать его столько, сколько захотим. Разглядывать кадры на теле - и киноэкране не спеша, размышляя, просто невозможно. Каждый план появляется лишь на короткое время, он длится от доли секунды до, самое большее, полминуты, затем сменяется другим. Каждый план должен мгновенно обнаруживать свой смысл. Каждый план должен сразу производить впечатление.
Что заставляет скучать?
Что делает кадр скучным? Очень многое зависит от вашего отношения к тому, что показано. Любой кадр будет скучен, если вы не увидите в нем ничего интересного лично для себя, если вам совершенно безразлично, что это за люди, где они находятся, чем они заняты. Именно поэтому слайды, заснятые малознакомыми людьми во время отпуска, интересны вам гораздо меньше, чем тем, кто их снимал.
В кадре можно показать, скажем, однообразную водную гладь океана. Скучно! Но если при этом последует, например, такой комментарий: "В этом опасном районе после многолетних самоотверженных поисков водолазы обнаружили затонувший испанский корабль с сокровищами... ", - мы уже будем смотреть на изображение другими глазами, хотя в действительности на экране нет ничего особенного! С подобными вещами вы будете сталкиваться постоянно. Без соответствующего комментария подобные кадры мгновенно вызвали бы у зрителя зевоту. Но поскольку у нас возникает интерес, а эти кадры длятся очень недолго, они способны привлечь и удержать внимание. Таким образом, привлекательность любого плана зависит частично от того, что на нем показано, частично от того, о чем в нем идет речь, и частично от того, насколько вам удалось заинтересовать им зрителя.
Кадр с изображением голой пустыни может быстро надоесть; однако, если зритель различит вдали какой-то крошечный движущийся предмет, это подогреет его любопытство. Что происходит, если вы продолжаете держать этот план? Обычно, интерес падает. Но при других обстоятельствах, наблюдая точно такой же план, зрители могут подпрыгивать на стульях от нетерпения, желая побыстрее узнать, кто же из путешественников остался в живых.
Если в кадре слишком много достойных внимания объектов, взгляд зрителя будет метаться между ними, не зная, на чем остановиться. Если же в кадре слишком мало объектов, интерес к нему быстро пропадает. Когда в кадре нет никаких визуальных акцентов, привлекающих внимание, взгляд блуждает. Но если вы сумеете расположить вещи таким образом, чтобы главный объект выделялся из окружающей обстановки, зритель сосредоточится на нем, не отвлекаясь на окружающее без нужды.