Смекни!
smekni.com

Понятие радиовещания и деятельности радиожурналиста (стр. 4 из 6)

Обстановка общения становится благоприятной, если собесед­ник чувствует непредвзятость, беспристрастность журналиста, ви­дит, что его принимают таким, каков он есть на самом деле, не­зависимо от обстоятельств и занимаемого им положения в обще­стве, и атмосфера доверия немедленно разрушается, если у парт­нера по общению возникает ощущение, что он представляет для журналиста интерес только как средство достижения профессиональных целей.

Ведущий информационно-музыкальной радиостанции

Информационно-музыкальные муниципальные и коммерче­ские станции правомерно разделить на два типа.

К первому относятся станции принципиально нового для отечественного радиовещания характера, которые выдают в эфир только музыку и очень короткие, локальные выпуски новостей. В современной радиотерминологии такой тип вещания определяет­ся как "локальные (коммерческие) информационно-музыкальные станции".

Ко второму типу относятся станции, которые по традицион­ной типологии и привычной терминологии можно назвать общественно-политическими. На этих станциях, среди которых музыка существует в качестве фона, на котором выделяются но­востные выпуски, разного рода комментарии, радиоигры и вик­торины, политические беседы, интервью и дискуссии. Такие ра­диостанции можно назвать "многопрофильными" информацион­но-музыкальными станциями

"Локальные" информационно-музыкальные радиостанции основной упор делают на музыку — как самую "горячую", т.е. имеющую в данный момент наибольший коммерческий успех, так и на популярные русские и зарубежные хиты прошлых лет. С этим связаны и особые способы ее представления в эфире, и подходящие новостные блоки, и авторские программы. Этим они принципиально отличаются от "многопрофильных" станций, где, главным наполнителем эфира являются различ­ные новости, общественно-политические и просветительские пе­редачи и в последнюю очередь — авторские музыкальные переда­чи, которые выходят в эфир поздно вечером и ночью. Если говорить о процентном соотношении музыки и слова, то в эфире "локальных" коммерческих информационно-музыкаль­ных радиостанций присутствует в среднем 70% музыки и 30% — информации (новости, авторские передачи), в случае "многопро­фильных" станций — 70% информации и 30% — музыки.

Особенности работы ведущего (ди-джея) на "локальной" ин­формационно-музыкальной станции. Как известно, ведущий музы­кальных программ (ди-джей) "локальной" коммерческой инфор­мационно-музыкальной радиостанции — ее визитная карточка. Необходимо разобраться, какими психологическими качествами нужно обладать ди-джею такой станции, чтобы стать если не "лицом", то хотя бы ее неотъемлемой частью.

Так как основой эфира является разнообразный музыкальный материал, то ди-джей, прежде всего, должен достаточно хорошо разбираться в той музыке, которая изо дня в день звучит на его родной радиостанции. Это обязательное условие, так как незави­симо от того, что перед глазами у ведущего плей-лист и компози­ции подобраны с помощью компьютерной программы, он дол­жен пусть немного, но знать об исполнителе, о месте данной композиции в хит-параде, знать последнюю новость из его лич­ной или светской жизни, чтобы можно было "оформить" пребы­вание композиции в эфире и чтобы слушатель по возможности обратил на нее внимание, особенно если это новая песня. Не менее важно для ди-джея такое качество, как гибкость, мо­бильность, умение жить интересами своих слушателей или хотя бы поставить себя на их место. Желательно, чтобы он был по­старше целевой аудитории, хорошо ориентировался в ее пристра­стиях и привычках, в молодежной музыке и моде. Ведущему по­лезно знать язык, на котором общаются его потенциальные слу­шатели, их слэнговые слова (жаргон) — не для того, чтобы поль­зоваться ими в эфире, а чтобы хотя бы понимать позвонивших в эфир молодых людей. Если ди-джей будет общаться с ними "вы­соким штилем", аудитория просто не поймет его, что приведет к возникновению недоверия к нему со стороны слушателей и ста­нет причиной неловких пауз во время телефонных разговоров в прямом эфире. А это недопустимо. Слушатели вряд ли потянутся к ди-джею — суперспециалисту в отношении музыки, но абсо­лютно чужому им человеку, не понимающему или не принимаю­щему ни стиля их жизни, ни их языка. Ведущий должен быть в чем-то примером для своей аудитории, хорошо, если его слова, советы и пожелания вызывают у слушателя желание следовать им или хотя бы прислушаться к ним. Ди-джей должен обла­дать определенными душевными качествами: быть незлобивым, уметь слушать других людей, любить и понимать их. Слушатель всегда все подмеча­ет: и промахи ведущего, и его достижения, часто обращая его внимание на то, что он сам не заметил. Поэтому ведущему поне­воле приходится быть и психологом, помогая "идти по жизни" не только слушателю, но и самому себе.

Ди-джею необходимо заранее настроить себя на общение (вер­бальное и чувственное) с публикой, поэтому важно быть гото­вым к постоянной эмоциональной нагрузке, ведь прямой эфир представляет собой непосредственно-опосредованный контакт с многотысячной аудиторией, что уже создает нервное напряже­ние. Этот аспект одинаково относится к работе ведущего и на "локальном" информационно-музыкальном радио, и на "много­профильном".

Как было уже сказано, ди-джей должен быть гибким челове­ком. Это касается не только его стремления следить за потоком жизни, замечать в ней все новое, чтобы идти в ногу со своей аудиторией. Это поможет ему выйти из неловкой ситуации во время эфира. (Имеется в виду решение проблем, связанных как с техническими накладками, так и с поведением людей, с их харак­тером.) Например, иногда приходится говорить в прямом эфире с человеком, который с трудом подбирает слова, или возникает не­обходимость связать своей репликой две композиции, а нужных слов, как назло, нет. Гибкость, приспособляемость ди-джея важ­ны и в том случае, когда темп и характер идущих друг за другом композиций диаметрально противоположны. Следовательно, ведущий музыкальной радиостанции должен научиться менять свой эмоциональный на­строй в зависимости от музыкального материала и сегмента эфи­ра (утреннего, дневного или вечернего).

Помимо легкости в смене настроений ди-джею просто необхо­димо быть легким на подъем (и в прямом, и в переносном смыс­ле) человеком. Известно, что ди-джеям часто приходится путеше­ствовать для участия в различных мероприятиях в сфере шоу-бизнеса. Ди-джей должен быть готов также встать в четыре часа утра, чтобы ровно в 6.00 начать свой утренний эфир "отдохнувшим" голосом, или так же бодро отработать ночью. Любое отклонение от нормы (сонный голос, недовольная интонация, случайная гру­боватая реплика в адрес слушателя) будет расцениваться и слуша­телями, и начальством как нарушение профессиональной этики, последствия которого нетрудно себе представить. Ди-джей должен обладать молниеносной реакцией и способ­ностью мгновенно включаться в работу. Работник эфира, с одной стороны, должен быть ярким, незау­рядным человеком, он всегда находится в центре внимания, окруженный поклонниками, почитателями его таланта и просто случайными людьми, узнающими его по голосу и желающими установить с ним какой-то контакт. С другой стороны, оставаясь яркой личностью, ди-джею очень важно уметь работать в команде. Нельзя стать частью радиостан­ции, если не будет взаимопонимания с другими участниками творческого процесса. Особенно важны хорошие отношения и взаимопонимание между ведущими разных программ, если идет "парная игра". Необходимо учиться подстраиваться под манеру, голос, интонацию другого ведущего, чтобы и ди-джею, и партне­ру, и слушателю было комфортно, легко и приятно.

Терпение, умение идти на компромисс поможет ди-джею за­воевать уважение аудитории. У слушателя должно создаваться ощущение непринужденного общения ди-джея с другими сотрудниками, впечатление, что они очень давно знакомы. В этом случае все сегменты эфира будут выглядеть гармонично. Если же ведущий начнет важничать, тогда он вряд ли утвердится, а, следовательно, и надолго задержится как в команде ведущих, так и в сердцах своих слушателей. Амбиции — вещь необходимая, однако работа в коллективе требует разумного поведения.

На "локальной" коммерческой информационно-музыкальной радиостанции работа ведущего совмещена с работой звукоинженера, что редко бывает на "многопрофильных" станциях. Для "многопрофильных" станций характерно раздельное расположе­ние аппаратной и вещательной студии, т.е. ведущий (диктор, ав­тор и т.п.), а также гости эфира находятся в звукоизолированном помещении (вещательной студии), где размещаются микрофоны.

На "локальной" информационно-музыкальной радиостанции аппаратная и студия совмещены. Поэтому ведущий, который од­новременно является и звукоинженером, и звукорежиссером, и редактором, и журналистом, находясь за микшерным пультом, имеет возможность корректировать вещательный сигнал радио­станции, вводить звуковой сигнал с различных источников, а также производить замену звуковых носителей (лент, кассет, дисков и т.п.). То есть ди-джей информационно-коммер­ческой радиостанции не только ведет эфир, но и сам двигает "бе­гунки" на пульте, "смешивая" музыкальные композиции, рек­ламные ролики, джинглы радиостанции, собственноручно "ри­суя" цельную картину прямого эфира. Поэтому важным аспектом для него является быстрая обучаемость при работе с техникой: пультом, микрофонами, CD- и DAT-плеерами, компьютерами, карт-машинами. Для этого необязательно иметь техническое об­разование, однако любовь (или хотя бы интерес) к технике обязательно должна присутствовать у начина­ющего ди-джея.