Смекни!
smekni.com

Социология массовой коммуникации (стр. 22 из 80)

Главный тезис авторов: «Пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она функционирует». Другими словами, социально-политическая структура и определяемый ею уровень общественного сознания, господствующий в данном обществе, регламентируют развитие массовой коммуникации.

Авторы выделяют 4 системы функционирования прессы (называя их теориями), каждая из которых соответствует определенной социальной системе:

1. Авторитарная теория (authoritariantheory)

2. Либертарианская теория (libertariantheory)

3. Теория социальной ответственности (socialresponsibilitytheory)

4. Советская коммунистическая теория

По мнению самих авторов, эти четыре теории (системы) можно «укрупнить», объединив в две — авторитарную (тоталитарную) и либертарианскую (демократическую), поскольку советская выступает как продолжение авторитарной, а теория социальной ответственности — развитие идей либертарианства в современном мире.

5.2.1. Авторитарная теория

Старейшая теория, зародившаяся в Европе как ответ на появление первого массового СМИ — газет, которые с начала XVII в. превращаются в регулярные издания. Это был период господства в политической жизни абсолютных монархий, характеризующихся режимом личной власти и, как правило, диктаторскими методами руководства страной. Такой тип правления, основанный на беспрекословном подчинении власти, и называется авторитаризмом.

Основные принципы авторитарной теории:

1) высшей ценностью является государство, группа важнее индивида, а человек способен реализовать свой потенциал только как член общества;

2) знания доступны только в результате умственного усилия, к чему склонны не все люди. Поэтому «мудрецы», способные к анализу и синтезу, должны стать советниками правителей. Доступное «мудрецам» знание становится нормой для общества в целом, способствуя достижению единства, при котором государство могло бы функционировать в целях достижения блага для всех. Норма понималась как единомыслие, которое достижимо лишь в условиях постоянного надзора и контроля;

3) деятельность прессы не должна приводить к подрыву существующей власти или установленного порядка; в ее материалах запрещена критика доминирующих в обществе политических и моральных ценностей, за чем строго следит цензура. Критика власти может рассматриваться как уголовное преступление, а журналисты зависимы даже внутри профессиональной организации.

Таким образом, в рамках авторитарной системы печать является «служанкой» власти, полностью зависящей от нее и пропагандирующей господствующие идеологические установки.

Функционирование прессы в условиях авторитарной системы держится на трех «китах»:

государственной монополии на издания,

лицензировании деятельности прессы,

уголовном преследовании за публикации запрещенных сведений.

На ранних стадиях развития прессы государство полностью и весьма жестко контролировало деятельность частных учреждений печати путем выдачи патентов на издание газет лишь избранным благонадежным гражданам, а также постоянной предварительной цензурой материалов, результатом которой мог быть запрет на публикацию. С увеличением числа печатных изданий происходит прямое включение государства в процесс коммуникации: возникают официальные издания, транслирующие точку зрения правительства, вводится лицензирование отдельных печатных работ и официальный контроль над частными издательствами, а также уголовное преследование за допущенные нарушения, прежде всего за распространение неугодной властям информации, что приводило к закрытию издания, а нередко и к тюремному заключению автора публикации и издателя.

Однако эти меры становились все менее эффективными, и тогда власти начали прибегать к использованию экономических рычагов: явной или тайной покупке частных изданий, финансированию их из правительственных фондов. Косвенным методом контроля стала возникшая в XIX в. практика взимания специальных налогов с печатной продукции, получивших в Великобритании название «налога на знание», которая спровоцировала яростную политическую борьбу, и в 1861 г. были окончательно отменены.

Как уже отмечалось, в XX в. авторитарная теория, по мнению авторов «Четырех теорий прессы», обрела второе рождение, воплотившись, в деятельности СМИ в Советском Союзе. Представляется целесообразным в данном случае отступить от хронологического принципа изложения, предпочтя ему логический, и рассмотреть далее эту систему.

5.2.2. Советская система массовой коммуникации

Теоретической основой выделения данной системы функционирования СМИ является концепция тоталитаризма, развитая в трудах немецко-американского философа и политолога Ханны Арендт (1906-1975), прежде всего в ее работе «Происхождение тоталитаризма» (1951), которая была чрезвычайно популярна в 50—60-е годы.

Определяющим принципом системы является государственная монополия на информацию, фактически «огосударствление» прессы, радио и телевидения. Ленинская трактовка газеты как «коллективного пропагандиста, агитатора и организатора» переносится на все СМИ, которые оказываются средствами массовой информации и пропаганды (СМИП).

СМИП в советской системе выступает как «инструмент» государства и партии: нет дискуссий с иными, по определению чуждыми мнениями, а потому и отсутствует возможность реального воздействия на иное мнение. Другими словами, средства массовой информации и пропаганды монополизированы партийным государством. В то же время они обеспечивают единство внутри партии и государства: все по видимости едины, говоря одно и то же — то, что соответствует генеральной линии партии (частное мнение излагается на кухне).

Деятельность институтов массовой коммуникации происходит на основе принципа партийности, предполагающего жесткое идеологическое соответствие господствующей идеологии и наличие явно выраженной системы «дозирования» информации, системы цензуры и санкций.

Все средства массовой коммуникации являются государственной собственностью, появление новых изданий или каналов — результат планирования, но не ответ на запросы рынка. Они тщательно организованы и распределены по всей территории СССР и весьма жестко контролируются партийно-государственными органами как со стороны содержания, так и по персональному составу (главные редакторы центральных СМИ — номенклатура ЦК КПСС, партийные органы на местах назначают их в региональных СМИ). Предварительная цензура осуществляется Главлитом — Главным управлением по охране государственных тайн.

5.2.3. Либертарианская теория

Теория представляет собой модель независимой прессы или свободного рынка идей, противостоящая авторитарной модели и возникшая как ее оппозиция. Идеи, заложенные в этой теории, соответствуют американскому «Биллю о правах» и в течение почти двух веков являлись этическими ориентирами для журналистов США и Великобритании. В ее основе — взгляды создателей теории свободы печати Д. Мильтона, Д. Локка, И. Бентама, Д. С. Милля, фиксируемые в первых трех положениях и частично в пятом. Четвертый тезис возникает позже, отражая новые реалии.

Основные положения этой модели:

1) распространение информации должно быть доступно для индивидов без предварительного разрешения или лицензирования (признание равенства всех граждан на свободный доступ к информации);

2) критика правительства, официальных органов или политических партий не может быть наказуема;

3) публикации не должны подвергаться цензурным ограничениям, равно как чиниться препятствия при сборе материалов, ведущихся законными средствами;

4) не должно существовать ограничений для распространения материалов масс-медиа через государственные границы;

5) журналисты обладают независимостью внутри института массовой коммуникации, а важнейшей формой разрешения споров между прессой и властью является суд.

Особенность этой модели — в обеспечении прессе таких возможностей контроля над правительством, какой ни один другой институт не мог дать. Именно в рамках этой теории складывается представление о прессе как «сторожевом псе демократии».

Фактически либертарианская теория прессы представляет собой теорию свободной печати, опирающуюся на первую поправку к Конституции США, которая гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающегося свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Эта формулировка с момента ее принятия стала основой не прекращающихся до сего дня дискуссий, поскольку открывает простор для интерпретаций: в ней содержатся возможности как для расширения свободы сбора, распространения и получения информации, так и потенциальные возможности для ограничений этой свободы, что означает введение регулирования деятельности СМИ со стороны государства, а также противоположная тенденция дерегулирования, предполагающая снятие всех ограничений. Постоянная борьба этих двух тенденций формирует весьма напряженное поле взаимодействий между масс-медиа и государством, принимающее новые и чрезвычайно интересные формы в ситуации медиаглобализации.